Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • Подшивалова С.А. О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ СЦЕН В ОПЕРЕ-БАЛЕТЕ «МЛАДА» Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Подшивалова С.А. О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ СЦЕН В ОПЕРЕ-БАЛЕТЕ «МЛАДА» Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

С.А.Подшивалова

Волгоградская консерватория

имени П. А. Серебрякова

О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ СЦЕН

В ОПЕРЕ-БАЛЕТЕ «МЛАДА» Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Массовые сцены в опере-балете «Млада» Н.А. Римского-Корсакова предопределяют большую роль масштабных хоров, плясок, шествий. Коллективные образы раскрываются в обрядовых народных, церемониальных княжеских и ритуальных жреческих сценах. При этом мир полабских славян[1] персонифицирован (Млада, Яромир, Войслава), т.к. развитие лирико-трагической линии в драматургии является частью характеристики жизни ратарского государства.

В фокусе внимания данной статьи – церемониальные сцены, характеризующие жизнь двух князей – Яромира и Мстивого. Окружающие свиты находятся рядом со своими правителями, славят их, развлекают или защищают, в зависимости от сюжетной ситуации. При различии средств воплощения, в церемониальных сценах складывается устойчивый выразительный комплекс. Рассмотрим далее его особенности в характеристиках князей и княжеского двора.

Оба персонажа являются реальными лицами из истории балтийских славян. Родина Яромира – остров Рюген (Руян), находящийся на Балтийском море Северной Германии. В Славянской хронике XII века, составленной немецким священником Гельмольдом из Босау, повествуется: «Князем же у руян был в это время благородный муж Яромир, который, услышав о почитании истинного Бога, с охотой принял крещение, приказывая всем своим также обновиться с ним через Святое Крещение» [1; 236]. Очевидно, что князь увековечил своё имя, отказавшись от языческой веры, приняв христианство, подобно русскому князю Владимиру Святославовичу.

Мстивой – князь племени бодричей, при этом ярый воин. В статье Н. Селищева упоминается, что он «пересёк реку Лабу (Эльбу), побил многих немцев и сжёг Гамбург. В 1010 году Мстивой с тысячью всадников добрался до Италии» [5].

В опере-балете «Млада» Яромир – арконский князь, приехавший к Мстивому в Ретру. Торжественный хор, исполняемый придворными в честь князя Яромира, вернувшегося с охоты, звучит в третьей сцене первого действия [4; 25]. В инструментальном вступлении, в тональности d-moll, важная роль принадлежит деревянным духовым, имитирующим охотничьи рога. Громкостная динамика постепенно нарастает, изображая приближение свиты Яромира.

Дважды в виде секвенции (d-moll, f-moll) повторяется маршеобразная поступь с квартовыми скачками. Героический характер усиливается при повторном звучании основной темы в интервальном изложении терциями, квинтами, секстами.

Хор оруженосцев (тенора, басы) сообщает о храбрости арконского князя на охоте. В хоровой партии декламационного склада выдерживается активная ямбическая пульсация ♪♪♩, в оркестровой партии тонико-доминантовый органный пункт подчёркивает героико-эпический характер темы (Пример № 1).

1.jpg

Пример № 1. Хор оруженосцев. 1 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

Кульминационная часть рассказа приходится на слова «А звери лесные дрожат и трепещут, заслыша далёко серебряный рог» [4; 26, 27]. Яркость происходящего находит отражение в модуляционных сдвигах из f-moll в as-moll и е-moll (Пример № 2).

2.jpg

Пример № 2. Хор оруженосцев. 1 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

Финальным акцентом данной сцены является славление Яромира (Пример № 3). В глориальном D-dur основная тема приобретает гимнические черты в звучании tutti хора и оркестра: таков апофеоз всеобщего чествования арконского князя.

3.jpg

4.jpg

Пример № 3. Хор оруженосцев (финал). 1 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

Сцена знакомства князей завершается пляской ловчих Яромира и сенных девушек Мстивого. Мазурка «Дыня рядовая» вносит черты архаики (Пример № 4). Как пишет В. Цуккерман, «мелодия в видоизмененном лидийском ладу «С» под воздействием волыночной квинты «d а» перестраивается на доминанту G-dur (лидийский лад)» [7; 105-106]. Использование диатонических ладов высвечивает народно-бытовые истоки пляски «Дыня рядовая», которая, по замечанию Т. Лейе, звучит в лидийском ладу «как своеобразное претворение особенностей польской народной музыки» [2; 56].

5.jpg

Пример № 4. Дыня рядовая. 1 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

Таким образом, структура данной сцены представляет собой контрастно-составную форму. В «Младе» Н.А. Римского-Корсакова содержательные и конструктивные принципы этой формы в крупных массовых эпизодах способствуют воссозданию панорамного обзора большого количества людей во время проведения церемоний. Друг за другом следуют яркие эпизоды: воинственный хор оруженосцев Яромира «Из дебрей глубоких» (А; d-moll), «А звери лесные» (В; d-mollD-dur); торжественный хор свиты Яромира «Но острые стрелы» (C; D-dur); величественно-ритуальное славление Яромира «Ой, слава Яромиру» (D; D-dur); сцена «Трио с хором» − Яромир, Войслава, Мстивой (E; Fis-dur); праздничная мазурка «Дыня рядовая» (F; G-dur).

В результате складывается картина эпического размаха – церемония встречи правителей разных княжеств. Восходящий драматургический профиль (термин В. Бобровского) устремлён к кульминации – массовому танцу арконцев и жителей Ретры в жанре мазурки.

Одна из самых ярких и часто исполняемых картин оперы − Шествие князей (2 действие, 3 сцена[2]. Пример № 5). Данный эпизод написан в форме рондо[3] в Es-dur, типичной тональности для массовой народной сцены. Рефреном служит тема в жанре торжественного шествия: аккордовая фактура, строгий маршеобразный ритм, квартово-квинтовые скачки усилены по-военному звучащими духовыми и ударными инструментами.

6.jpg

Пример № 5. Шествие князей. 2 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

В эпизодах демонстрируется величие ратарских правителей и их свиты, оруженосцев и воинов. Народ, расступаясь, поёт «Славу» в честь всех князей (Пример № 6). Многохорный эпизод объединяет тональность As-dur[4]. Силу и мощь величанию придаёт опора на главные трезвучия мажорного лада. При этом в аккомпанементе звучит вариация темы рефрена, что вносит черты сквозного (симфонического) развития монументальной сцены.

7.jpg

Пример № 6. Шествие князей. 2 д. 3 сц. Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что коллективный образ князей воплощается в церемониальных сценах, что предопределяет выбор таких жанров, как гимн, славление, марш, боевые сигналы, торжественные шествия.

Звукоизобразительный эффект военной мощи, героики находит отражение в оркестровых тембрах медных духовых и ударных инструментов.

В выразительный комплекс воплощения военных образов входят активные ритмические рисунки, остинатность, повторность структур, кварто-квинтовые скачки.

В хорах преобладает гомофонно-гармонический склад, декламационность. Наблюдается доминирование мажорных тональностей: D-dur Es-dur, As-dur. Архаичность связывается с включением старинных ладов, в том числе лидийского и фригийского, а также ладовой переменностью и полифункциональностью.

Итак, церемониальные сцены из жизни князей в «Младе» Н.А. Римского-Корсакова представляют образец традиционного изображения могущественного военного государства, перекликаясь со сценами славления, коронации, праздничного ликования в операх «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского; с увертюрой «1812» П.И. Чайковского. В творчестве Н.А. Римского-Корсакова подобные величественные сцены предстают в «Снегурочке» (Шествие бирючей), «Садко» (Шествие чуд морских), «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (героические эпизоды в Сече при Керженце), «Сказке о царе Салтане» (приветствие Царя). Иными словами, церемониальность как образная сфера величия власти является сквозной в истории отечественного музыкального театра и имеет свой выразительный комплекс.

Список литературы

1.              Гельмольд из Босау. Славянская хроника / Предисл., с. 5-28, пер. с лат. и примеч. Л.В. Разумовской // Акад. наук СССР. Ин-т истории. Ин-т славяноведения. – Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 299 с.

2.              Лейе Т. Гармония Римского-Корсакова // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. II. ‒ М.: Музыка, 1985. ‒ С. 49–70.

3.              Матвеев Г. Полабские славяне [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. ‒ Режим доступа: https://bigenc.ru/world_history/text/3152019. ‒ (Дата обращения: 21.06.2019).

4.              Римский-Корсаков Н.А. Млада: волшебная опера-балет в 4-х действиях / Сюжет по С.А. Гедеонову. Клавир. Лейпциг: М.П. Беляев, 1891. – 260 с.

5.              Селищев Н. ОТКУДА ПРИПЛЫЛИ ВИКИНГИ? Только − не из Скандинавии. Часть 3. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.rv.ru/content.php3?id=9025. – (Дата обращения: 15.10.2020).

6.              Стасов В. Статьи о Римском-Корсакове. ‒ М.: Музгиз, 1953. ‒ 92 с.

7.              Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып 2. ‒ М., 1975. − 464 с.

8.              Ястребцев В. Н.А. Римский-Корсаков. Воспоминания: В 2-х т. ‒ Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. ‒ 526 с.; 1960. Т. 2. ‒ 633 с.




[1]   Полабские славяне (полабы) – «большая группа западно-славянских племён, населявших с VI в. территорию от Балтийского моря на севере до Рудных гор на юге, от реки Лаба (Эльба) и её притока реки Сала (Зале) на западе до реки Одра (Одер) на востоке. В германской традиции называются венедами (вендами)» [3].


[2] Как вспоминает В. Стасов, в сезоне 1889/90 года из «Млады» исполнялись только отрывки в шестом Русском симфоническом концерте 18 февраля 1890 года: вступление − «Княжна Млада», народные пляски, фантастическая сцена явления Клеопатры и Шествие князей (см. подробнее: 6; 41−42).

               «Изначально эту сцену должен был сочинять Мусоргский − сцену торга и сцену Шествия князей (As-dur'ный марш)», – отмечает В. Ястребцев [8; 141].


[3] Следует отметить, что рондообразные структуры зачастую встречаются в больших оперных сценах-шествиях, где изобилие тем, обусловленное сценическим действием, скрепляется возвращением основной темы. Так, в форме рондо организована Сцена Шествие чуд морских в опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Связанный с церемониальностью «Танец рыцарей» в балете С.С. Прокофьева также имеет форму рондо.


[4] As-dur и Es-dur составляют тональный остов Шествия князей. В. Цуккерман отмечает: «Параллельная переменность встречается в шествии князей (Esc) и Коло (Gе) из “Млады”; тоже параллельная, но с иным взаимным расположением устоев переменность Ases фригийский − в сцене гадания из второго действия “Млады”» [7; 170].

               Также учёный отмечает полифункциональность как один из способов воссоздания архаичной звуковысотной системы. Он обобщает: «В рефрене “Шествия князей” более половины аккордов (20 из 33-х) – побочные ступени: Из тринадцати аккордов I и V ступеней семь представляют собой секстаккорды, своим соседством с побочными ступенями и характерными басовыми ходами, принадлежащие, скорее, миру побочных, нежели основных аккордов. I ступень в основном виде − только первый и последний (не вполне убедительно звучащий) аккорд. Интересно, что та субдоминантовая ступень, которая входит в число основных (IV ступень), вовсе не применяется, заменяясь своими союзниками сильным (II ступень) и слабым (VI ступень). Усиленное применение II и III ступеней порождает впечатление переменчивого “фриго-дорийского” лада; эти побочные ступени приобретают опорное – как в мелодическом, так и в гармоническом смысле – значение (ещё одно свидетельство связи побочной диатоники со старинной ладовой системой)» [7; 170].

              



Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма