Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • Павлова-Борисова Т.В. ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ КОМПОЗИТОР М.Н.ЖИРКОВ – СОЗДАТЕЛЬ ЯКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРА В ЯКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Павлова-Борисова Т.В. ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ КОМПОЗИТОР М.Н.ЖИРКОВ – СОЗДАТЕЛЬ ЯКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРА В ЯКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Т.В. Павлова-Борисова

Северо-Восточный Федеральный университет

им.М.К. Аммосова

ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ КОМПОЗИТОР М.Н.ЖИРКОВ – СОЗДАТЕЛЬ ЯКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРА В ЯКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

С приходом первого якутского композитора М.Н.Жиркова (1892-1951)   в Якутский государственный национальный театр в 1936 г. в качестве заведующего музыкальной частью начинается формирование в республике музыкально-театрального дела, что впоследствии привело к созданию Государственного театрА оперы и балета Республики Саха (Якутия).

М.Н. Жирков пришел в театр после обучения в Московской государственной консерватории им. П.А. Чайковского по специальной трехгодичной программе в классе И.И.Дубовского (1933-1936). Первый якутский композитор с большим энтузиазмом и пониманием поставленных задач приступил к выполнению своей исторической миссии. Им был создан инструментальный ансамбль театра в сопровождении которого стала осуществляться постановка драматических спектаклей театра («Человек» Н. Мординова, «Кузнец Кюкюр» Суорун Омоллоона и др).

1 июля 1936 г.прошла Первая Всесоюзная хоровая олимпиада. Это событие стало стимулом для развития хорового дела в Якутии. В Постановлении СНК ЯАССР от 17 октября 1936 года говорилось об организации хора. Таким образом, практически параллельно с созданием в составе Якутского национального театра инструментальной группы по инициативе М.Н. Жиркова, под его руководством был создан также и хоровой коллектив, который по сути стал зерном, давшим точку роста музыкальному театру Якутии.

По первоначальному замыслу данный творческий коллектив создавался с целью музыкального оформления спектаклей Якутского драматического театра. Тем не менее, уже тогда М.Н.Жирков прозорливо думал о будущем самостоятельном музыкальном театре, поэтому коллектив почти сразу же стал выполнять более широкие и значимые функции, чем предполагалось заранее[1], т.е. они выходили за рамки первоначально поставленной задачи музыкального сопровождения сценического действа.

Очевидно, что так как хоровой коллектив был создан в составе драматического театра, в нем первоначально преобладали драматические артисты. Стал осуществляться замысел создателей хора о повышении музыкальной подготовки артистов. Здесь прошли свою школу такие будущие звезды якутского драматического искусства как М.П. Решетников, Д.Ф. Ходулов, В.А. Саввин, А.П. Петров и многие другие. Школа, пройденная ими в творческом коллективе хора, способствовала их дальнейшей творческой карьере. Творческие шаги хора осуществлялись во взаимодействии с развитием репертуара театра. Подобная слаженность в работе приносила свои плоды в виде новых постановок и концертов, которые имели успех у зрителей.

Приведем выдержку из статьи «О первом концерте нацтеатра», в которой содержится отзыв о первом опыте выступления вновь организованного хора перед якутским зрителем: «Первый концерт, данный коллективом Якгоснацтеатра им.О.Ойунского (так в тексте, надо – П.Ойунского. – Т.П.-Б.) произвел на зрителей приятное впечатление. Переполненный зал театра с большим вниманием слушал вокально-музыкальные и хоровые выступления артистов-национальнов (так в тексте – Т.П.-Б.), слушал впервые якутские национально-вокальные произведения.

Большое впечатление на слушателей своей сильной национальной мелодией произвела музыка «Фея» из поэмы П.А. Ойунского «Красный шаман», написанная М.Н. Жирковым и исполненная под его руководством. Но зато музыка пролога «Красного шамана», несмотря на безупречное исполнение, не произвела ожидаемого впечатления. <…> Хор артистов безупречно исполнил «Власть Советов» Ойунского, «Винтовочку» Саввина, а «Город Якутск» на стихи Урастырова… значительно хуже. Публика очень довольна осталась исполнением Филиппова («Жаворонок» - стихи Урастырова), Избекова («Учителю» - на стихи Элляя), Решетникова (комические рассказы). Также были хороши «Норвежские танцы» в исполнении артистов Петрова, Старостиной, Слепцова, Илларионова, Алексеева и Ходуловой, а также «Шамиль» в исполнении Харитонова и Захарова»[2]. Как явствует изданной цитаты, автор отзыва был достаточно строг к первым начинаниям якутского театрального   хора, но высказанные замечания со всей очевидностью послужили на пользу совершенствованию хоровой деятельности в театре.

К сожалению, на первых порах потенциальный состав хора зависел от наборов в театральную студию, а также от наличия любителей, которые изъявили желание участвовать в хоре. Многое находилось в зависимости от энтузиазма исполнителей. Поэтому организатору хора пришлось приложить много усилий и организаторских способностей, чтобы добиться хороших результатов.

Так, среди хористов первого состава мало кто знал музыкальную грамоту в достаточной степени, кроме того, многим не хватало широты голосового диапазона. Поэтому логично встал вопрос об обучении без отрыва от производства. М.Н.Жирков вел разъяснительную работу, обучал навыкам хорового исполнения. Активная исполнительская деятельность стала сочетаться с подготовкой вокалистов. Из первых артистов хора впоследствии выросли первые якутские оперные певцы и крупные музыкальные деятели­, такие как - Анна Егорова, Мария Васильева, Надежда Шепелева, Екатерина Захарова, первый якутский хормейстер Феврония Баишева и многие другие.     

   В одной из рецензий о концерте якутского хора, состоявшемся в самом конце 1939 г. содержится следующая информация: «…9 декабря состоялся концерт, проведенный силами коллективов театра и хора. Этот концерт показал, что коллективы Якутского театра и Государственного хора вырастили прекрасных мастеров, у которых природное дарование дополнено высокой культурой исполнения. Концерт был понятен, и знающим якутский язык, и не знающим. У всех присутствующих он вызвал большое эстетическое удовлетворение. В эти большие и радостные предвыборные дни коллектив якутского хора под управлением М.Н. Жиркова подготовил содержательную и яркую программу. Песней «Страна выбирает» открывается концерт. Песню о Родине, о любимом Сталине, о нашей счастливой жизни слушают избиратели города»[3]. Концерт проходил в преддверии выборов в местные Советы депутатов трудящихся, и носил большое политическое и идеологическое значение. Это видно из программы концерта.

«В концерте представлен весь хор. Зрители тепло встретили свою любимицу – солистку Государственного Якутского театра Екатерину Афанасьевну Захарову. Прекрасно и мастерски исполнила она на якутском языке песню «Будь бдительным». Глубоко и волнующе своим сильным динамичным голосом пела она о сильных советских людях, борющихся с врагами. В переполненном зале тишина. Каждый нюанс отчетливо слышен. Голос звенит, зовет, поднимает. Гром аплодисментов награждает исполнительницу.

На сцене солистка Анна Ивановна Егорова. Она поет русскую лирическую песню «Милый мой живет в Казани». О канале, соединившем Волгу с Москвой, о родной Москве поется в песне. Эта лирическая песня удалась солистке. Приятный грудной голос подкупает своей мелодичностью и нежностью. Лирика – любимый жанр А.И. Егоровой. Зритель хорошо встречает артистку, заслуженно награждая ее восторженными аплодисментами. На авансцене появляется олонхосут – народный певец Г.И. Ксенофонтов. Он приехал из района с запасом былин. Олонхосут рассказывает и поет о сильной женщине, жившей в далекие века, о ее борьбе за свое счастье. Мерно звучит голос певца. Жадно внимает ему зал. С большим интересом воспринимается танец семи девушек. В разноцветных костюмах кружатся в хороводе вокруг парубка (артист А.П. Петров).… Рыцарь, одетый в доспехи с пикой в руках поет песню любви. Он обращается к любимой с призывом, зовет к себе. К нему выходит разгневанная женщина, также одетая в латы с обнаженным мечом в руках. Она отвергает любовь рыцаря. Она оскорблена и зовет его на поединок. Это отрывок из олонхо исполняется артистами В.А. Саввиным и Е.А. Захаровой. Яркая сцена заслужила всеобщее одобрение публики. В ней, в этой сцене виден рост Государственного Якутского хора являющегося прототипом Государственной Якутской оперы»[4].

Таким образом из данного материала можно узнать о характере формирования репертуара хорового коллектива, который включал якутские и русские народные песни, отрывки из олонхо. Рецензент в связи с этим выражает надежду на перспективы создания в недалеком будущем национальной оперы.

Далее, он пишет: «Концерт продолжается. Хор исполняет любимые песни нашей Родины – «Если завтра война», «Жить стало лучше, жить стало веселей» и др. песню о Сталине поет артистка А.П. Ойюрская. О славном летчике Коккинаки поет Т.И. Саввина. Из трех больших отделений состоит концерт. Заключает его баянист И.И. Филиппов. Он виртуозно исполняет марш. С чувством большой радости за свой театр покидает зритель концерт. Государственный Якутский хор создал свои национальные произведения, оживил образы далекого прошлого, возродив на сцене героев якутских былин. Рост государственного хора является победой всего якутского народа создающего высокую культуру – национальную по форме и социалистическую по содержанию»[5]. Завершение концерта современными патриотическими песнями – дань эпохе строителей нового социалистического строя. Несмотря на успех, организатор хора постоянно находился в поиске, понимая насущные проблемы молодого хорового искусства Якутии.

В.Г. Никулин пишет о данном периоде якутской музыкальной культуры следующее: «Первый состав хора насчитывал 29 человек (9 сопрано, 7 альтов, 4 тенора и 9 басов)»[6]. Таким образом, хотя состав хора постепенно увеличивался, и расширялись его возможности, трудностей и проблем было все еще много. Так, по причине нехватки якутского репертуара М.Н. Жирков за сравнительно короткий период в ноябре 1936 - июле 1937 гг. сочиняет 57 хоровых песен на якутском языке, создает аранжировки 33 якутских мотивов, а также специально сочиняет 33 песни для музыкального оформления драматических спектаклей[7]. Чтобы справится с такой большой работой он привлек многих народных певцов. Именно в этот период началось практически профессиональное исследование специфики и особенностей якутской традиционной музыки. «Существенную помощь в исследовательской работе оказывали сами хористы, привозившие из мест своего проживания образцы народного песенного творчества. Изучая, обрабатывая и исполняя их, хор и М.Н. Жирков создали своего рода музыкальную энциклопедию якутской народной песни. Репертуар якутского национального хора, распространяясь среди населения, активизировал хоровое искусство в районах Якутии... Вклад М.Н. Жиркова в формирование якутской хоровой культуры неоценим»[8]. В этот период данный репертуар впервые стал распространяться в районах Якутской АССР. Организатор этого большого дела мечтал, чтобы эти песни исполняли более многочисленные хоровые коллективы, которые необходимо было создавать по всей республике.

Перед М.Н.Жирковым в его нелегком деле первопроходца, организатора музыкального театра Якутии постоянно стояли многочисленные сложности и преграды. Сохранилась обширная переписка руководителя хора М.Н. Жиркова с дирекцией театра, различными государственными структурами, которая свидетельствует о том насколько сложной и трудной оказалась эта грандиозная задача.

Главной проблемой была неукомплектованность коллектива в виду отсутствия необходимого количества квалифицированных вокалистов. В состав хора входили действующие драматические артисты театра, а также самодеятельные артисты, не имеющих базовых навыков работы.

Как показывала практика, несмотря на хорошие вокальные способности и талант первые участники хора подчас с трудом справлялись с театральной и концертной работой. Большой проблемой было отсутствие элементарной музыкальной грамотности участников хора, незнание ими нот. Разучивание партий во многом проходило «с голоса», «на слух», а надо было еще выстраивать многоголосную вертикаль, формировать у хористов гармоническое мышление.

Драматическим актерам работу в хоре нужно было совмещать с основной сценической деятельностью. Из-за отсутствия упомянутой выше профессиональной подготовки артистам драмы   требовалось гораздо больше временных затрат на репетиционную работу и выучивание партий. Плотный производственный график оставлял мало возможностей для их музыкального обучения.

Хору приходилось одновременно выполнять план концертной работы и музыкального оформления спектаклей, но без решения образовательных задач дальнейшее развитие было невозможным. Постоянная текучесть кадров практически сводила на нет все усилия его организатора хора М.Н. Жиркова. Ведь он одновременно с музыкальным руководством был фактически   единственным педагогом-репетитором почти сорока участников хора, а также композитором, делавшим обработки народных песен, создававшим практически весь его репертуар.   Классический репертуар оставался практически не освоенным. Отсутствие национального репертуара не позволяла раскрыться в полной мере творческим силам коллектива. Требовалось принимать скорейшие меры для разрешения накопившихся проблем.

В 1938 г. Марк Николаевич Жирков на совещании в Управлении по делам искусств Совета народных комиссаров ЯАССР поднял вопрос о работе хора. В результате его инициатива о придании коллективу самостоятельного статуса и усиления внимания подготовке музыкальных кадров была поддержана.  

Успешно состоявшаяся в 1940 г. постановка музыкальной драмы «Джулуруйар Ньургун Боотур» показала насколько результативной может быть работа по развитию музыкально-театральных форм. Специальным Постановлением СНК ЯАССР от 25 мая 1940 г. с целью профессионального обучения артистов Государственный хор был преобразован в Якутский музыкально-вокальный коллектив - трехгодичную студию с вокальным, балетным и инструментальным отделениями. В этой студии должна была осуществляться подготовка кадров для якутского музыкального искусства – солистов оперы, артистов хора, солистов балета, исполнителей на музыкальных инструментах. Кроме того, большая группа перспективных вокалистов А. Егорова, Е.Захарова, И.Скрябин, Д. Барашкова, Д.Слепцова были направлены на учебу за пределы республики в Воронежское музыкальное училище и Свердловскую консерваторию.

В Якутск приехали выпускники Московской консерватории –концертмейстер П. Розинская и хормейстер В. Попов, которые были распределены сюда Государственной экзаменационной комиссией. Кроме них в музыкально-вокальной студии преподавали композитор М. Жирков, а также балетмейстеры С. Владимиров-Климов, И. Каренин, педагоги-вокалисты А. Костин, А. Клещёва, пианист С. Джангваладзе, позднее – скрипач А. Земмель, вилоончелист Л. Соболевский, контрабасист К. Саввин и др., приехавшие из-за пределов республики. Среди первых студентов студии были Ф. Баишева, В. Артемьева, И. Готовцева, А. Таппырова, В. Платонов, В. Ноговицын, Е. Сивцев, У. Кычкина и многие другие.

В тот же год Национальный хор был реорганизован в музыкально-вокальный коллектив. В 1942 году был образован Якутский музыкально-драматический театр, а в 1944 году – Государственный музыкальный театр-студия. Наконец, в дальнейшем уже на базе ЯМДТ им.П.А.Ойунского произошло становление Государственного театра оперы и балета имени Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в 2001 г. Государственному театру оперы и балета Республики Саха (Якутия) было присвоено имя одного из классиков якутской литературы, автора либретто первых якутских опер и балетов, поэтического соратника М.Н.Жиркова - Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона. В истории культуры национальных республик бывшего СССР имеются схожие примеры: Казахский государственный академический театр оперы и балета им.Абая, Татарский академический театр оперы и балета им.М.Джалиля - но Абай стоял у истоков казахской музыкальной культуры нового времени, а Джалиль работал заведующим литературной частью татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. Имена классиков национальной литературы этих народов были присвоены данным оперным театрам еще в 1940-1950-гг, когда ни у казахов, ни у татар еще не были сформированы национальные композиторские школы. В настоящее время на площади перед зданием Государственного театра оперы и балета имени Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона стоят памятники якутских писателей А.Е.Кулаковского, Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона, но нет памятника М.Н.Жиркову – создателю музыкального театра Якутии.




[1] Головнева Н.Н. Становление якутской профессиоальной музыкальной культуры (1920-1985). Новосибирск, 1994. С.101; Павлова-Борисова Т.В. Касаясь клавишей душою… Якутск, 2013. С.37-38.


[2] Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). Новосибирск, 1994. С.104-105.


[3] И.Д. На концерте Якутского Государственного хора // Социалистическая Якутия. 1939. 18 декабря.


[4] И.Д. На концерте Якутского Государственного хора // Социалистическая Якутия. 1939. 18 декабря.


[5] И.Д. На концерте Якутского Государственного хора // Социалистическая Якутия. 1939. 18 декабря.


[6] Там же; НА РС (Я). Ф.56. Оп.1. Д.22. Л.5-6.


[7] Там же. С.68; НА РС (Я). Там же. Л.1-7.


[8] Никулин В.Г. Пути становления и развития хоровой культуры Якутии. Творчество. Исполнительство. Образование. Якутск, 2010. С.67-68: НА РС (Я). Ф.56. Д.22. Л.9.



Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма