Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Международный Центр комплексных художественных исследований


  • Концепция

                Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда и во всём была ориентирована на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания – основные из них: литературоведение, искусствоведение как наука об изобразительном искусстве и архитектуре, музыковедение, театроведение, а с ХХ века и киноведение.

                Такая специализированность совершенно естественна по причине ярко выраженной специфичности любого вида художественного творчества и совершенно необходима, поскольку обеспечивает предпосылки для углублённого изучения соответствующей области искусства.

                При всём том, в последнее время в среде учёных разных специальностей всё чаще наблюдается стремление выйти за рамки своего профиля. И всё чаще делаются попытки создания исследований на стыке смежных сфер искусствоведения. Так, ещё во многом подспудно и преимущественно в форме предварительных проб, намечаются подступы к формированию всеобщего искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций  мировой художественной культуры.

                Совершенно очевидно, что развиваться эта своего рода метанаука может и должна в опоре на огромные запасы всевозможных наблюдений и обобщений, накопленных в различных разделах отдельно взятых ветвей искусствознания. И развитие это мыслимо только в одном направлении – по линии интегрирующего осмысления предшествующего опыта, что выражается в целостном и комплексном подходе к анализируемому материалу.

                В качестве необходимого условия предусматривается охват всех видов художественного творчества, продуцирующих на данной стадии, с попутным исключением в их рассмотрении каких-либо барьеров и «перегородок». Имеются в виду привычные границы между различными искусствами, а внутри них – ходовая рубрикация по родам и жанрам. Кроме того, предполагается способность исследователя подняться над региональной спецификой к тому, что составляет суть мирового художественного процесса, наиболее значимое в нём.

                Сказанное вовсе не означает того, что игнорируются особенности и колорит, определяемые материалом того или иного вида искусства, тип ментальности и свод традиций той или иной национальной школы. Вопрос в том, что акцентуацию всех этих моментов предпочтительно соотносить с выявлением общего, магистрального в развитии духовной культуры, взятой в её интернациональном срезе.

                Посредством подобной методологии преодолевается какая бы то ни было локализованность и неизбежная односторонность исследовательского поиска. Комплексный подход, с характерной для него опорой на взаимодополняющие ресурсы различных видов искусства и различных национальных школ, позволяет выходить на самые широкие обобщения.      Дело в том, что в художественной сфере почти неизменно действует своеобразный закон компенсации. Если какой-либо род творчества снижает на определённом этапе свою значимость, то возникающий «дефицит» покрывается благодаря выдвижению в данную эпоху других видов искусства. То же наблюдается и на уровне вклада различных регионов в общую сокровищницу культуры.

              

    *     *     *

                Становление всеобщего искусствознания корреспондирует приобретающим ныне всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого сознания. Эти процессы продиктованы окончательно сложившейся к началу третьего тысячелетия общеисторической ситуацией: непродуктивность и даже невозможность какой-либо национальной замкнутости, нарастающая взаимосвязанность всего происходящего в современном мире.

                Параллельно этому открывается перспектива выхода за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания. Такой выход может быть реализован на путях построения художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания. И, в свою очередь, выявляемые в данном случае содержательные, идейно-концепционные стороны художественного материала оказываются объединяющей основой комплексного изучения явлений духовной культуры.

                Художественная картина мира – это система обобщённых представлений о той или иной исторической эпохе, которые складываются в результате осмысления произведений искусства, принадлежащих данному периоду. За кажущейся иллюзорностью художественных текстов скрывается огромный материк своеобразно запечатлённого человеческого бытия, представленного как в характерном для своего времени спектре идей, побуждений, мотиваций, так и во всевозможных эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-психологических и двигательно-динамических проявлениях.

                Благодаря существованию художественного творчества каждый этап развития цивилизации оставляет для последующих поколений богатейший фонд исторической памяти. Следовательно, речь идёт о формировании знания о мире и человеке, исходя из образно-семантической системы искусства.

                Ныне искусствознание вплотную приблизилось к осознанному стремлению увидеть в художественной культуре память времён, запечатление конкретно-исторического опыта эволюционирующего человечества, отображение социума и внутреннего мира человека, всего многообразия граней его существования.

                Освоение этой памяти в достаточной её полноте возможно только при условии комплексного изучения всех развивавшихся в данную эпоху видов искусства, так как при общности объекта и функций каждый из них даёт свои аспекты в выявлении общей проблематики – именно этому в конечном счёте служат их специфические особенности, определяющие автономность любого рода художественного творчества.

                Не упуская из виду этой необходимой и очень плодотворной спецификации, следует подчеркнуть, что ещё в большей степени важна общность тенденций и умонастроений, детерминируемая единочувствием людей, принадлежащих одной эпохе. Объединяет различные виды искусства и их соотношение с философским знанием и социальной историей в плане фиксации происходящего с миром и человеком. Между художественной памятью и научной картиной бытия есть немало соприкосновений, перекрещивающихся моментов. Однако многое из отображённого в искусстве предстаёт совершенно в ином свете.

                Кроме того, в художественной летописи отражается широкий круг наблюдений, которые обычно остаются вне поля зрения исторической науки, в основном оперирующей фактами и событиями. Искусство вводит такие ракурсы «спектрального анализа» жизненных процессов и затрагивает такие пласты бытия, которые практически недосягаемы для осмысления с привычных позиций. Главный из них связан с духовным миром человека и его эмоциональной и деятельностной сферами – как в типологическом целом, так и в мириадах индивидуально-неповторимых проявлений.

                Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека, мы приобретаем богатейшие, пока что малоизученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти, позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления о происходившем и происходящем.

    *     *     *

                Для реализации изложенной концепции при Саратовской консерватории создан Международный Центр комплексных художественных исследований. Его основные цели и задачи состоят в следующем:

    • консолидация научных кадров, стремящихся к проведению комплексных художественных исследований (Саратовская консерватория – Саратов – Поволжье – Россия с выходом на международное сотрудничество);
    • разработка методологии комплексных художественных исследований и выполнение конкретных практических работ по изучению мирового художественного процесса на его различных исторических стадиях;
    • построение художественной картины мира, интерпретируемой в качестве инструмента познания бытия и богатейшего ресурса исторической памяти;
    • утверждение всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления, базирующегося на принципах интегративно-глобального знания, и внедрение его достижений в образовательную практику;
    • подготовка и издание фундаментальных трудов по истории искусства, взятого как целое («Древний мир», «Античность», «Средневековье», «Возрождение», «Барокко» и т.д.), а также монографий и сборников статей по различным проблемам более частного характера;
    • подготовка и издание «Художественной энциклопедии (Литература, Изобразительное искусство, Архитектура, Музыка, Театр, Кино)» и ряда специализированных справочников («Художественные стили, школы и направления», «Энциклопедия авангарда», «Из художественной сокровищницы Поволжья и т.п.).
    • организация и проведение Международных научных форумов «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART») с последующим изданием соответствующих томов одноимённого альманаха (к апрелю 2021 года проведено 7 форумов и опубликовано 24 тома альманаха). 

            Обозначенные выше позиции свидетельствуют о безусловно новационном и уникальном характере деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований. 

    *     *     *

               Структурные подразделения Международного Центра комплексных художественных исследований:

                Лаборатория по изучению традиций культовой музыки;

                Лаборатория имени Л.Л.Христиансена по изучению традиционной культуры;

                Лаборатория инновационных музыкально-педагогических исследований;

                Открытая научно-творческая лаборатория «Образ и текст в их взаимодействиях: современные подходы»;

                Творческая ассоциация Art-Barocco;

                Фонд композитора Елены Гохман.

  • Штатные научные сотрудники Международного Центра комплексных художественных исследований: Демченко Александр Иванович – доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского и Тамбовского государственного музыкально-педагогического институра имени С.В.Рахманинова, главный научный сотрудник и руководитель Международного Центра комплексных художественных исследований, председатель Фонда композитора Елены Гохман, главный редактор журнала «Манускрипт» (в числе рецензируемых ВАК), член редакционных коллегий ряда российских и зарубежных журналов, действительный член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, действительный член (академик) Академии общественных и фундаментальных наук имени М.В.Ломоносова (председатель отделения «История и теория искусств»), заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования, лауреат Международной премии имени Николая Рёриха и премии имени Д.Д.Шостаковича, почётный гражданин города Саратова; старшие научные сотрудники, кандидаты искусствоведения, доценты Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова Алесенкова Виктория Николаевна и Королевская Наталья Владимировна.

    В деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований принимают участие представители многих городов Российской Федерации.

    Астрахань: доктора наук Петров Владислав Олегович, Саввина Людмила Владимировна.

    Барнаул: доктора наук Прядуха Наталия Анатольевна, Серёгин Николай Васильевич, кандидаты наук Денисенко Юлия Васильевна, Московкина Евгения Александровна.

    Владивосток: доктор наук Домбраускене Галина Николаевна.

    Владимир: кандидат наук Полисадова Ольга Николаевна,    а также Черевко Дмитрий Владимирович.

    Воронеж: кандидаты наук Грушко Галина Игоревна, Крупина Лариса Леонидовна.

    Домодедово: кандидат наук Марголит Евгений Яковлевич.

    Екатеринбург: кандидат наук Алиева Ольга Олеговна.

    Казань: кандидат наук Файзулаева Маргарита Павловна.

    Кемерово: доктор наук Умнова Ирина Геннадьевна.

    Краснодар: доктор наук Хватова Светлана Ивановна, кандидаты наук Выбыванец Элеонора Васильевна, Лугинина Анна Григорьевна, Манько Татьяна Владимировна, а также Дидимова Илонна Александровна.

    Москва: доктора наук Батагова Татьяна Эльбрусовна, Груцынова Анна Петровна, Зайцева Марина Леонидовна, Захаров Виталий Юрьевич, Катасонов Владимир Николаевич, Коваленко Георгий Фёдорович, Консон Григорий Рафаэльевич, Мясников Владимир Степанович, Пахсарьян Наталья Тиграновна, Перевезенцев Сергей Вячеславович, Скоробогачева Екатерина Александровна, Стеклова Ирина Алексеевна, Степанова Ирина Владимировна, Суминова Татьяна Николаевна, Хренов Николай Андреевич, кандидаты наук Астахова Ольга Андреевна, Байкова Елена Николаевна, Баюнов Александр Павлович, Белецкая Ольга Александровна, Закунов Юрий Александрович, Иванова Анна Николаевна, Калугина Наталья Александровна, Красов Владимир Владимирович, Кошкарёва Наталья Владимировна, Моденкова Лариса Викторовна, Москвина Ольга Олеговна, Новичкова Ирина Викторовна, Павлинова Варвара Петровна, Свиридова Ирина Александровна, Свиридовская Нина Давидовна, Труханова Александра Геннадиевна, Чершинцева Мария Александровна, Штольдер Наталья Владимировна, Ярославцева Нина Александровна, а также Акопян Наталия Сергеевна, Божедомов Алексей Владимирович, Ворфоломеева Анастасия Олеговна, Горщук Александра Андреевна, Грумбина Анастасия Михайловна, Ивлева Светлана Николаевна, Кангин Кирилл Федорович, Корина Наталия Дмитриевна, Красная Софья Дмитриевна, Кулагина Инесса Евдокимовна, Сербин Павел Георгиевич, Сиренко Анастасия Сергеевна, Солдатова Анна Владимировна, Степанова Анна Валерьевна, Чистякова Мария Николаевна, Чичварина Ольга Георгиевна, Шорохова Ксения Владимировна.

    Нижний Новгород: Любимов Данила Вадимович.

    Новосибирск: доктор наук Дрожжина Марина Николаевна,            кандидат наук Недоспасова Анна Павловна.

    Оренбург:     кандидаты наук Безрядина Елена Вячеславовна, Иванова Светлана Валентиновна, Логинова Валентина Александровна, Мирошкина Альфия Фаритовна, Резницкая Татьяна Борисовна, Самойлова Наиля Камилевна, Смирнова Ольга Алексеевна,    а также Закопай Анатолий Петрович, Козовчинская Елена Анатольевна.

    Пенза: Егоян Норайр Александрович.

    Пермь: кандидат наук Морозова Нина Виссарионовна,           а также Кравчик Елена Владимировна.

    Петербург: доктора наук Боровская Елена Анатольевна, Волкова Полина Станиславовна, Воробьев Игорь Станиславович, Зайцева Татьяна Андреевна, Казин Александр Леонидович, Мозгот Светлана Анатольевна, Серёгина Наталья Семёновна, Скотникова Галина Викторовна, Сокурова Ольга Борисовна, Туминская Ольга Анатольевна, Яковлева Елена Пантелеевна, кандидаты наук Аплечеева Мария Владимировна, Бояркина Альбина Витальевна, Ганенко Надежда Сергеевна, Гендова Марья Юрьевна, Гладкова Ольга Игоревна, Губарева Оксана Витальевна, Красикова Наталья Борисовна, Пузейкина Лариса Николаевна, а также Будеева Мария Леонидовна, Ефимовская Валентина Валентиновна, Жданова Елена Васильевна, Журавский Александр Викторович, Ибрагимов Игорь Нариманович, Медведев Александр Васильевич, Фомина Мария Сергеевна.

    Петрозаводск: Катулина Наталья Андреевна.

    Рязань: кандидат наук Островская Елена Анатольевна.

    Ростов-на-Дону: доктор наук Дабаева Ирина Прокопьевна, а также Сычёва Наталья Николаевна.

    Саранск: доктора наук Воронина Наталья Ивановна, Логинова Марина Васильевна, кандидат наук Лысова Надежда Юрьевна.

    Саратов: доктора наук Варламов Дмитрий Иванович, Вартанов Сергей Яковлевич, Девятайкина Нина Ивановна, Демченко Александр Иванович, Зорин Артём Николаевич, Кекова Светлана Васильевна, Лебедев Александр Евгеньевич, Михайлова Алевтина Анатольевна, Полозов Сергей Павлович, Полозова Ирина Викторовна, Попов Денис Александрович, Фомина Зинаида Васильевна, кандидаты наук Алесенкова Виктория Николаевна, Барабаш Оксана Сергеевна, Бондаренко Мария Вячеславовна, Бондаренко Нина Борисовна, Вартанова Елена Ивановна, Виноградова Елена Сергеевна, Вишневская Лилия Алексеевна, Демченко Галина Юрьевна, Дорогина Елена Алексеевна, Дрынкина Елена Сергеевна, Егорова Ирина Львовна, Егорова Татьяна Ивановна, Зыков Алексей Иванович, Иванова Наталья Владимировна, Измайлов Руслан Равилович, Кийовски Ольга Юрьевна, Киреева Наталья Юрьевна, Королевская Наталья Владимировна, Мальшина Наталия Анатольевна, Маркелова Елена Евгеньевна, Мстиславская Елена Васильевна, Надольская Ольга Николаевна, Нестеров Сергей Игоревич, Платонова Алина Александровна, Похазникова Ирина Сергеевна, Рыбкова Ирина Владимировна, Сафонова Татьяна Викторовна, Сергеева Ирина Владимировна, Серова Наталья Сергеевна, Синявская Екатерина Николаевна, Смирнова Наталья Михайловна, Субботин Иван Александрович, Сыпало Наталия Валентиновна, Тормозова Надежда Ивановна, Филиппова Юлия Геннадьевна,  Хачаянц Анжела Григорьевна, Шлыкова Светлана Петровна, Шубина Ольга Анатольевна, а также Азиханов Марат Фяритович, Аршинова Наталья Сергеевна, Бикташев Евгений Михайлович, Бобнева Анна Валентиновна, Бурданова Галина Николаевна, Гольфарб Наталья Владимировна, Грачёва Ирина Ивановна, Занорин Александр Германович,  Земцова Евгения Романовна, Кан Татьяна Иосифовна, Левашова Татьяна Александровна, Ма́лина Альбина Юрьевна, Марьенко Анатолий Дмитриевич, Молчанов Михаил Владимирович, Морозова Елена Сергеевна, Мясников Михаил Вячеславович, Нечаева Татьяна Ивановна, Николаева Ирина Вадимовна, Никулина Виктория Владимировна, Русланова Елена Алексеевна, Самохина Виктория Анатольевна, Сапогова Елена Андреевна, Соловьева Кристина Васильевна, Топоркова Людмила Валентиновна, Хрулькова Ирина Анатольевна, Чадаева Дарья Михайловна, Шевцова Анастасия Владимировна, Шиянов Николай Евгеньевич.

    Сергиев Посад: Горский Иван Михайлович.

    Сыктывкар: доктор наук Рощевская Лариса Павловна, а также Рокицкая Полина Викторовна.

    Тамбов: доктор наук Немкова Ольга Вячеславовна, кандидаты наук Арестова Анна Анатольевна, Бажилин Роман Николаевич, Базикова Анна Александровна, Галушка Вадим Николаевич, Генебарт Ольга Васильевна, Казьмина Елена Олеговна, Радченко Ирина Владимировна, Сорокина Екатерина Александровна, Татаринцева Ирина Владиславовна, а также Бажилин Николай Романович, Зимина Ирина Евгеньевна, Казьмин Олег Алексеевич, Масло Александр Сергеевич.

    Тюмень: кандидат наук Гауч Оксана Николаевна, а также Гармаш Юлия Дмитриевна.

    Ульяновск: доктор наук Сидорова Галина Петровна

    Уфа: доктора наук Вербицкая Галина Яковлевна, Кривошей Ирина Михайловна,

    кандидаты наук Вильданова Олия Галеевна, Капина Татьяна Николаевна.

    Ялта: кандидат наук Куровская Ирина Ростиславовна.

    В деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований принимают участие представители ряда зарубежных стран.

    Абхазия: кандидат наук Чанба Нодар.   

    Австрия: доктор наук Гейгер Стефан.

    Армения: доктора наук Джагацпанян Карине Азатовна, Саркисян Светлана Корюновна.

    Беларусь: доктора наук Зайцева Ирина Павловна, Котович Татьяна Викторовна.

    Болгария: кандидат наук Тодорова Сельма.

    Венгрия: Сербин Павел.

    Германия: доктора наук Декер-Фойгт Ганс-Гельмут, Засимова Анна, кандидаты наук Христиансен Лидия Львовна, Шабунова Ирина Михайловна.

    ДНР: кандидаты наук Вилюжанина Татьяна Анатольевна, Колоней Валентин Алексеевич, Фёдорова Александра Александровна, а также Донина Роксана Леонидовна, Коваленко Марина Николаевна, Мельникова Людмила Викторовна, Рудянский Александр Николаевич, Рыбина Ольга Владимировна, Стецкая Любовь Антоновна.

    Израиль: доктор наук Консон Григорий, кандидат наук Гершбейн Татьяна.

    Испания: доктор наук Иоанн Богомил (Береславский)

    Китай: Лянь Ицэнь, Сыцзя Лю, У И, Чжоу Кэсинь, Чжоу Чжэньюй.

    Куба: доктор наук Тригеро Эрнесто.

    ЛНР: доктор наук Самохина Наталья Николаевна, кандидаты наук Горбулич Галина Валентиновна, Коломойцев Иван Юрьевич, Лабинцева Лариса Павловна, Пономарева Елена Николаевна, Черниенко Лариса Владимировна,            а также Долматов Глеб Сергеевич, Ковалёва Анна Григорьевна, Коломойцев Юрий Алексеевич, Михалёва Евгения Яковлевна, Назаренко Лилия Андреевна, Сиренко Татьяна Николаевна, Теслюк Наталья Владимировна, Харченко Владимир Григорьевич.

    Республика Корея: кандидат наук Кым Бора.

    Словакия: доктор наук Стреначикова Мария Младшая, кандидаты наук Сонтаг Андрей, Стреначикова Мария Старшая.

    США: кандидат наук Левиновский Владимир.

    Украина: кандидаты наук Величко Юрий Петрович, Ганзбург Григорий Израилевич, Парусова Екатерина Владимировна.

    Франция: кандидат наук Чанба Нодар.

    Чехия: доктор наук Дихтль Карел.

  • Лаборатория по изучению культовой музыки

     

                Руководитель – Хачаянц Анжела Григорьевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, сотрудник Отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

                Сотрудники:

                Дабаева Ирина Прокопьевна (Ростов-на-Дону) – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова;                           

                Занорин Александр Германович – ректор СГК им. Л.В. Собинова, регент Архиерейского мужского хора;

                Немкова Ольга Вячеславовна (Тамбов) – доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой хорового дирижирования Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова;

                Полозова Ирина Викторовна – доктор искусствоведения, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, профессор кафедры истории музыки;

                Свиридова Ирина Александровна (Москва) – дирижер, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Московского педагогического государственного университета.  

                 Тюрякова Юлия Викторовна (Саратов) - аспирант кафедры истории музыки (научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова)                 

               

    Лаборатория имени Л.Л.Христиансена

    по изучению традиционной культуры

              Руководитель – Михайлова Алевтина Анатольевна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова.

              Сотрудники:

              Егорова Ирина Львовна, кандидат искусствоведения, профессор, руководитель фольклорных ансамблей «Родник» и «Благодать»,

              Бондаренко Мария Вячеславовна, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Хвалынь» и фольклорного ансамбля «Артель»,

              Бурданова Галина Николаевна, доцент, художественный руководитель народного хора кафедры и фольклорного ансамбля «Вереск»,

              Ма́лина Альбина Юрьевна, доцент, руководитель фольклорного ансамбля «Раменье»,

              Сапогова Елена Андреевна, профессор, народная артистка РФ,

              Молчанов Михаил Владимирович, преподаватель,

              Шубина Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент,

              Самохина Виктория Анатольевна, преподаватель

    Концепция работы Лаборатории имени Л.Л. Христиансена по изучению традиционной культуры связана с собиранием, изучением, сохранением и сценическим воплощением традиционной культуры народов Поволжья. Это соответствует деятельности кафедры, работает на формирование имиджа кафедры и Саратовской государственной консерватории как регионального научного центра по изучению традиционной музыкальной культуры.

    Работа проходит в русле общей концепции по сохранению нематериального культурного наследия ФЦП "Культура России".

    Работа Лаборатории ведется и планируется в дальнейшем по следующим научным направлениям:

    1. Традиционная песенная культура и этнография народов Поволжья,

    2. Инструментальная музыкальная культура народов Поволжья,

    3. Проблемы народно-песенного исполнительства,

    4. Претворение музыкального фольклора в композиторском творчестве – композиторский фольклоризм,

    5. Вопросы интерпретации традиционного наследия – фольклоризм на сцене,

    6. Сохранение и изучение духовного наследия – колокольное искусство и духовные песнопения,

    7. Формирование научного аудиоархива записей, собранных педагогами и студентами кафедры за 50 лет, формирование доступного для работы каталога записей,

    8. Подготовка к изданию и издание фольклорных сборников, статей, монографий по традиционной культуре и другой исследовательской тематике Лаборатории.

    Основные задачи

    Лаборатории имени Л.Л. Христиансена

    по изучению традиционной культуры

    2.1. Создание условий постоянного нормативного, соответствующего современным требованиям долговременного хранения Собрания фольклорно-этнографических материалов. Создание творческой исполнительской группы (ансамбля) по реставрации и пропаганде аутентичных форм фольклора Саратовского Поволжья. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации учет и сохранность материалов и коллекций, отнесенных к памятникам народной духовной и материальной культуры.

    2.2. Обследование состояния, консервация, реставрация, оцифровка и перевод на новые носители информации архивных аудио-, видеозаписей, других объектов хранения, обеспечение высокого технического качества новых поступлений (экспедиционная, студийная аудио-, видеозапись образцов народной музыкальной культуры).

    2.3. Создание резервного фонда копий архивных материалов Собрания.

    2.4. Создание и обеспечение работы постоянно действующей научной поисковой группы, осуществляющей комплексные полевые (экспедиционные) исследования, направленные на пополнение фонда фольклорно-этнографических материалов.

    2.5. Научная обработка, систематизация имеющихся и поступающих материалов, подготовка их к многопрофильному использованию; организация общедоступных вспомогательных фондов фольклорно-этнографических материалов на различных носителях информации, в том числе – для использования в учебном процессе.

    2.6. Предоставление пользователям доступа к Собранию фольклорно-этнографических материалов с помощью системы каталогов на различных носителях информации, баз и банков данных; участие в информационном обмене.

    2.7. Обслуживание пользователей в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами пользования Собранием фольклорно-этнографических материалов.

    2.8. Разработка перспективных направлений и подготовка научно обоснованных рекомендаций по использованию материалов по фольклору и этнографии в современном культурном процессе; участие в разработке и внедрении программ, направленных на сохранение и восстановление традиций народной культуры; методическая, научно-практическая помощь другим организациям в собирательской (экспедиционной) работе, в формировании местных (региональных) фондов, собраний, коллекций по фольклору.

    2.9. Фундаментальные и прикладные научные исследования проблем этномузыкологии. Организация научных конференций, семинаров.

    2.10. Подготовка публикаций фольклорно-этнографических материалов, научных исследований, учебно-методических пособий и др. (в том числе в виде аудио-, видео-, мультимедийной продукции). Работа над созданием Свода фольклора Саратовского Поволжья, а в перспективе – всего Поволжского региона.

    2.11. Художественно-творческая деятельность, связанная с освоением и восстановлением форм традиционной народной культуры; выставочная и концертная деятельность, проведение культурно-просветительских и учебно-методических мероприятий.

    2.12. Лаборатория оказывает содействие, научно-методическую, организационную помощь учебному отделу Консерватории в реализации образовательной программы по специальности народное пение и этномузыкология, а также – программ общего курса «народное музыкальное творчество» и музыкально-этнографической практики студентов других специальностей; в проведении подготовительных курсов, курсов переподготовки и повышения квалификации, стажировки в области народной традиционной музыкальной культуры.

    2.13. Создание необходимых условий для использования Собрания материалов по русскому фольклору и этнографии, по традиционной культуре народов России и зарубежных стран в учебной и научной работе студентов, аспирантов и сотрудников Консерватории.

    2.14. Обеспечивать проведение различных форм стационарной (в том числе – дипломной) и полевой (экспедиционной) учебной практики студентов Консерватории в объемах и в сроках, определяемых учебными планами и программами.

    2.15. Участвовать в разработке, совершенствовании и реализации учебных программ, тематических циклов, специальных курсов по традиционной народной культуре и фольклору, в том числе – на межвузовском уровне и в порядке оказания методической помощи образовательным учреждениям среднего специального, общего и дополнительного образования, а также – учреждениям культуры.

    2.16. Совместно с кафедрой Народного пения и этномузыкологии разрабатывает, организует и проводит научные конференции, круглые столы и семинары по различным проблемам традиционной музыкальной культуры. По их материалам издаются сборники тезисов, статей и другая научная и научно-просветительская литература (информационные листки, бюллетени, в перспективе – научно-популярный журнал).

    2.17. Лаборатория осуществляет платные формы культурной и научной деятельности в соответствии с целями его создания – выполнение работ по договорам (контрактам) в рамках федеральных целевых и государственных программ, плана мероприятий Консерватории, выполнение мероприятий согласно целевому назначению грантов, по договорам со сторонними организациями и физическими лицами.

    Лаборатория инновационных музыкально-педагогических исследований

    Руководитель Варламов Д.И.

                Сотрудники: Смирнова Н.М., Тормозова Н.И., Киреева Н.Ю., Виноградова Е.С.  

  • Творческая ассоциация в рамках Международного Центра комплексных художественных исследований.

            Деятельность её участников концентрируется на изучении и популяризации искусства XVI–XVIII столетий во всех его ипостасях (литературное творчество, изобразительное искусство, архитектура, музыкальное искусство, театр, фольклор и т.д.) с привлечением изысканий в сфере истории, философии, социологии, психологии, культурологии, эстетики и других разделов научного знания. Важной составной частью этой деятельности является развитие принципов исторически ориентированного (аутентичного) исполнительства (как в музыке, так и в других видах исполнительского искусства).

            В составе ассоциации: В.Н.Алесенкова, Н.В.Гольфарб, А.И.Демченко, О.Ю.Кийовски, Н.А.Мальшина, О.Н.Надольская, Д.А.Попов и С.П.Шлыкова (Саратов), О.О.Алиева (Екатеринбург), Е.В.Безрядина (Оренбург), О.А.Астахова, А.П.Баюнов, О.А.Белецкая, А.А.Горщук, А.П.Груцынова, М.Л.Зайцева, Иоанн Богомил (Береславский), Г.Р.Консон, Н.Т.Пахсарьян, С.В.Перевезенцев, И.А.Свиридова, П.Г.Сербин, Е.А.Скоробогачева, И.А.Стеклова, А.Г.Труханова, М.А.Чершинцева и М.Н.Чистякова (Москва), Г.Я.Вербицкая и И.М.Кривошей (Уфа), П.С.Волкова, М.Ю.Гендова и А.В.Журавский (Петербург), Г.И.Грушко и Л.Л.Крупина (Воронеж), И.П.Дабаева (Ростов-на-Дону), Г.Н.Домбраускене (Владивосток), Е.В.Кравчик (Пермь), А.П.Недоспасова (Новосибирск), О.В.Немкова и И.В.Татаринцева (Тамбов), В.О.Петров (Астрахань), Н.А.Прядуха (Барнаул), С.И.Хватова (Краснодар), Д.В.Черевко (Владимир), а также Т.Гершбейн (Израиль), И.П.Зайцева и Т.В.Котович (Беларусь), Л.П.Лабинцева (ЛНР), Е.В.Парусова (Украина), О.В.Рыбина и Л.А.Стецкая (ДНР), М.Стреначикова Младшая и М.Стреначикова Старшая (Словакия), Сыцзя Лю (Китай), Э.Тригеро (Куба). Координатор – О.А.Белецкая (Москва).

            4 ноября 2020 года состоялся проводимый нашим Центром Международный форум, посвящённый тематике, связанной с деятельностью ассоциации Art-Barocco. По материалам этого форума опубликован Том XII альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм».

  • ГОХМАН Елена Владимировна (29 ноября 1935, Саратов – 17 сентября 2010, Саратов) – композитор, педагог. Удостоена Государственной премии (1991) и звания заслуженного деятеля искусств России (1994).

    Исходное музыкальное образование получила в Центральной детской музыкальной школе Саратова, а затем в Саратовском музыкальном училище. Как композитор, занималась в Московской консерватории, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю.А.Шапорин и Р.К.Щедрин. С 1962 преподавала на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории, являлась её профессором.

    Её творческое наследие охватывает практически все жанры музыкального искусства – от камерных жанров, к которым она испытывала преимущественное тяготение, до крупных композиций, которые находились в центре её внимания в последние десятилетия жизни. Показательными в этом отношении можно считать такие сочинения, как Фортепианное трио, Альтовая соната, фортепианный цикл «Семь эскизов», концерт для оркестра «Импровизации», Партита для двух виолончелей и камерного оркестра.

    Важнейшую часть её творчества составляют вокальные циклы, которые сопоставимы с лучшим, созданным в отечественной музыке ХХ века (Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Гаврилин). Поэтому такие произведения, как «Вокальные миниатюры на стихи поэтов Возрождения», «Лирическая тетрадь», «Бессонница», «Благовещенье» не только постоянно звучат на концертной эстраде, но и широко используются в учебной практике. Вокальный цикл «Бессонница» на стихи М.Цветаевой – единственное произведение саратовских композиторов академического жанра, записанное в фонд Всесоюзного радио.

    Пожалуй, самая значительная часть творческого наследия – четыре оратории: «Испанские мадригалы», «Ave Maria», «Сумерки», «И дам ему звезду утреннюю…». Среди саратовских композиторов этот жанр развивала только она, и следует признать, что названные произведения в силу глубины поставленных в них жизненно важных проблем и высокой художественной выразительности их разработки находились на самой передней линии искусства России своего времени.

                К названным ораториям примыкает балет «Гойя», поскольку в его исполнительской палитре активно использованы вокально-хоровые средства. Вместе с балетом В.Ковалёва «Девушка и Смерть» – это единственные два произведения, поставленные на сцене Саратовского театра оперы и балета. Две оперы Елены Владимировны, написанные по мотивам прозы А.П.Чехова «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле», стали первыми и пока что единственными сочинениями данного жанра, поставленными на Саратовском телевидении.

    Неизменными качествами музыки Елены Гохман всегда оставались органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Её музыка систематически звучала в концертных программах съездов композиторов России и СССР, а также в ряде городов страны и за рубежом.

    *     *     *

                Фонд Елены Гохман создан при Международном Центре комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова в целях планомерного изучения и всемерной популяризации музыкального наследия выдающегося композитора, вся творческая жизнь которого была связана с Саратовом и Саратовской консерваторией.

    Задачи Фонда состоят в следующем:

    ·       периодическое исполнение произведений Е.В.Гохман,

    ·       издание неопубликованных произведений Е.В.Гохман,

    ·       исследование творчества Е.В.Гохман,

    ·       поддержание сайта Е.В.Гохман и его постоянное обновление.

    Деятельность Фонда осуществляется на общественных началах

               

    Состав Фонда

                Александр Демченко – председатель

                Лилия Вишневская – заместитель председателя

                Татьяна Нечаева – исполнительские проекты (камерная музыка)

                Тимур Абсалутинов – исполнительские проекты (музыкальный театр и симфоническая музыка)

                Елена Маркелова – исполнительские проекты (хоровая музыка и музыка для детей)

                Владимир Грачёв – нотоиздательская деятельность

                Иван Субботин – аудио- и видео-обеспечение

                Наталья Королевская – пресса

                Алексей Молоденков – Интернет-ресурс

                Ольга Немкова (представительство в Тамбове)

                Наталья Тарасова (представительство в Астрахани)

                Сайт Елены Владимировны Гохманhttp://www.gohman-ev.ru/

    Концертный сезон 2020/2021 гг. прошёл в Саратовской консерватории как Год Елены Гохман. Его окончание было отмечено проведением Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм. Посвящение Елене Гохман» с последующей публикацией материалов в одноимённом альманахе и Всероссийским конкурсом имени Е.В.Гохман. Подробнее об этом и других акциях см. на сайте Елены Гохман.

  • обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg       обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    том 22.jpg     обложка.jpg

    том 23 - обложка.jpg   обложка т.24.jpg

    обложка т.25.jpg



Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма