Полозова Ирина Викторовна


Профессор кафедры истории музыки
Доктор искусствоведения
tl_files/kafedra istorii/Polozova.jpg
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Окончила Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки и аспирантуру при ней в классе доктора искусствоведения, профессора Б.А. Шиндина. С 1997 г. работает в Саратовской консерватории. В 2000 г. 
защитила кандидатскую диссертацию по теме «Традиции литургического пения 
старообрядцев поморского согласия Западной Сибири», а в 2009 г. - 
докторскую диссертацию по теме «Церковно-певческая культура саратовских 
старообрядцев в историческом аспекте». С 2002 г. работает в должности 
доцента, с 2009 г. - профессора кафедры истории музыки. 

Сфера научных интересов исследователя сопряжена с вопросами истории 
отечественной культуры. Средневековое церковно-певческое искусство, 
рукописные певческие памятники, крюковая нотация и знаменное пение 
находятся в центре внимания научной деятельности И.В. Полозовой. Кроме 
того, она занимается изучением региональной церковно-певческой культуры в 
ее историческом аспекте. Исследование местных традиций богослужебного 
пения как официальной православной, так и старообрядческой конфессий 
закладывает основы нового вектора в саратовской музыковедческой науке, 
направленного на изучение как типологических признаков богослужебной 
певческой культуры, так и ее региональной специфики.

Результаты исследовательской работы И.В. Полозовой отражены в монографии «Церковно-
певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в 
исторической перспективе» (Саратов, 2009), учебном пособии «Русская музыкальная палеография» (Саратов, 2014) и в других публикациях общим 
числом более 90. 

И.В. Полозовой разработаны и ведутся авторские курсы по предметам 
«История отечественной музыки», «Музыкальная палеография» для студентов 
музыковедческой специальности, а также курсы по истории отечественной и 
зарубежной музыки для исполнительских специальностей.

Кроме того, она ведет научное руководство работой студентов-музыковедов и аспирантов. 

Научные труды
1. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе. Исследование. Саратов, 2009. 336 с.

2. Современная певческая практика старообрядцев и традиции знаменного пения // Диалогическое пространство в меняющемся мире. Саратов, 2009. С. 354-360.

3. Библиотеки Иргизских и Черемшанских старообрядческих монастырей (к вопросу изучения рукописного певческого наследия) // Славянский альманах 2009. М., 2010. С. 258-274.

4. Иргизские и Черемшанские монастыри и их роль в жизни саратовского старообрядчества // Известия СГУ. Серия «История. Международные отношения». Вып. 1. 2013. Т. 13. С. 102-109.

5. Творчество старообрядцев Саратовской губернии // Памяти Марианны Федоровны Гейлиг: Сборник научных статей. Саратов, 2010. С. 63-72.

6. Просветительская деятельность старообрядцев Саратовской губернии в XIX - начале XX вв. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (К 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае). Курск, 2010. С. 165-169.

7. Старообрядческие певческие центры Саратовской губернии (XVIII - начала XX вв.) и их рукописное певческое наследие // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2011. Т.1. С. 305-317.

8. Певческое искусство старообрядцев в системе богослужебного обряда // Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Мат. Десятых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е. Герасименко. СПб., 2011. С. 288-290.

9. Диалог культур славянских народов: один пример из истории богослужебного пения // Славянский мир. Диалог культур: в 2 ч. Омск, Кемерово, 2011. Ч. 1. С. 387-398.

10. Музыкальная деятельность и творчество Н.И. Бахметьева // Музей в региональном пространстве: презентация исторического наследия, культурная и общественная миссия. Саратов, 2011. С. 264-270.

11. Киевский распев и его развитие в певческой практике саратовских старообрядцев // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Сборник научных статей. - Астрахань, 2012. С. 91-102.

12. Певческие рукописи Черемшанских старообрядческих монастырей (из собрания певческих рукописей Хвалынского краеведческого музея) // Проблемы музыкальной науки, 2013 № 1 (12). С. 72-77.

13. Старообрядческие певческие рукописи Саратовского собрания из фондов Российской государственной библиотеки // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 220-232.

14. Традиции богослужебного пения саратовских старообрядцев на рубеже XIX-XX веков (на примере Саратовского собрания НИОР РГБ) // Чтения памяти С. В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX - XXI вв.: Тенденции и перспективы: материалы Международной научной конференции. Казань, 2013. С. 59-66.

15. О конфессиональной обособленности старообрядцев в современном социуме // Феномен социализации в этнической культуре: Мат. Одиннадцатых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е.Герасименко. СПб., 2012. С. 383-389.

16. Жизнь и творчество Николая Ивановича Бахметьева в контексте русской культуры XIX века // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции 21-22 ноября 2012. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 98-105.

17. Певческие рукописи саратовских старообрядцев из собрания НИОР РГБ: кодикологический и текстологический аспекты.  // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия. Сборник научных статей по материалам Международной конференции 13-14 ноября 2012 года. Астрахань,  2012. С. 216-223.

18. Древнерусская знаменная нотация: к вопросу о специфике и эволюции // Христианство и славянское культурное наследие. Междунар. научно-практический форум. Кемерово, 2013. Ч. 11. С. 67-75.

19. Специфика бытования старообрядцев в современном социуме. // Linguistic diversity and intercultural dialogue in the process of communication. Яссы - Кишинев, 2013. С. 103-109.

20. Old-believers' church singing as a cultural phenomenon in terms of the evolution of old-believers' tradition. // Язык, культура и цивилизация. Вопросы и ответы. 7-я Международная конференция. Бухарест, 2013. С. 380-384.

21. К проблеме текстологического изучения древнерусской музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 г. - Москва, Edinburg, 2014. С. 436-445.

22. Русская церковно-певческая практика XVII века и пересмотр ее ключевых концептов в процессе исторического развития //Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сб. ст. по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 21 марта 2014 года. Астрахань, 2014. С. 23-23. Русская музыкальная палеография. Учебное пособие. Саратов, 2014. 212 с.

24. Д.С. Бортнянский. Опера «Сокол»: у истоков русской лирической оперы // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по мат-лам Всеросс. научных чтений, посв. Б.Л. Яворскому, 29 ноября 2013. Саратов, 2013. С. 137-146.

25. Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII - начала XIX веков. // Проблемы музыкальной науки. 2014 / 4 (17). С. 82-86.

26. Традиции литургического произношения в старообрядческой певческой практике // Identity constructs - echoes of the French cultural pattern in a European and universal context. Vol. 2. Cultural studies. Iasi: Vasiliana 98, 2014. P. 189-198.

27. Признаки архаизации в певческой практике старообрядцев // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Сб. научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории, 5-6 ноября 2014. Астрахань, 2014. С. 189-194.

28. О соотношении концептов «старообрядческая культура» и «эволюция» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15613 (дата обращения: 27.11.2014).

 

 Новые публикации

1. Богослужебное пение в России XVIII - начала XX столетия. // Проблемы музыкальной науки, 2015 / 1 (18). С. 69-74.

2. Древнерусское церковно-певческое искусство: к вопросу о взаимодействии с юго-западными славянскими культурами // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13 - 18 апреля 2015 года / Ред.-сост. Г.Р. Консон. М., 2015. С. 391-401.

3. Творчество В.А. Пашкевича и оперный театр XVIII века. // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2015. С. 113-119.

4. «Вторые» симфонии С. Прокофьева и Д. Шостаковича: поворот к авангарду // Эпоха «великого перелома» в истории культуры: сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 317-326.

5. Методологические подходы к изучению взаимодействия древнерусского церковно-певческого искусства с юго-западными славянскими культурами // Сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире» (12-13 ноября 2015 г.). Астрахань, 2015. С. 48-57.