Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Кафедра оркестровых струнных инструментов

Заведующая кафедрой

Гольденберг Анна Наумовна

Заслуженный работник культуры РФ
Доцент

  • Состав кафедры
  • О кафедре
  • Новости

История кафедры

Для судьбы профессиональной струнно-смычковой школы Саратова характерна преемственность музыкально-педагогических школ. Живыми носителями традиций Петербурга, Праги, Москвы были, работавшие на кафедре в разные годы, Я.Я.Гаек, В.В.Зайц, С.М.Козолупов, Н.Э.Цеделер, В.К.Бездельев, И.С.Делиникайтес, Л.В.Зайц, Н.А.Гольденберг, К.И.Бабаев, Н.Н.Токина. История исполнительской школы, существовавшей и развивавшейся на кафедре оркестровых струнных инструментов, определяется периодами, «размытыми» границами которых служит смена поколений педагогов.

Начальный период ассоциируется с несколькими замечательными именами. Это выпускник Пражской музыкальной академии, солист Пражского филармонического общества скрипач Я.Я.Гаек, брат Э.Я.Гаека, проработавший в консерватории с 1912 по 1919гг. Среди его учеников - такие впоследствии известные музыканты, как заслуженный артист РФ, профессор Я.И.Рабинович, лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР, профессор Д.М.Цыганов. Первому поколению принадлежит имя выпускника Петербургской консерватории (класс скрипки Иоаннеса Налбандиана, ассистента Леопольда Ауэра), изучавшего школу Шевчика в Праге, В.В.Зайца (отдавшего консерватории около 50 лет). В число его многочисленных выпускников входили и будущие педагоги кафедры струнных инструментов: доцент Л.В.Зайц и професор К.И.Бабаев. Основателем класса виолончели стал ученик А.В.Вержбиловича и И.И.Зейферта, С.М.Козолупов(Народный артист РСФСР, докт. искусствоведения, один из создателей отечественной виолончельной школы). В его классе учился Н. Э. Цеделер, который начал педагогическую работу в Саратовской консерватории в 1919г., преподавал класс виолончели и камерного ансамбля, заведовал оркестровой кафедрой. С 1964г. школа С.М.Козолупова на кафедре представлена его выпускником, заслуженным артистом РФ, профессором Л.В.Ивановым, а с 1976г. - учеником Л.В.Иванова, доцентом А. В. Соломатиным.

Выпускником драматического училища Московского филармонического общества по классу контрабаса С.А.Кусевицкого был И.И. Шулячук (работал в консерватории со дня её открытия до 1922). Его ученик, В. К. Бездельев,стал первым из контрабасистов Советского Союза кандидатом искусствоведения. Среди плеяды музыкантов, воспитанных профессором В.С.Бездельевым - его преемники: С.И.Хворостухин, работавший в консерватории с 1970 по 1996гг., В.Т.Резников, работающий на кафедре с 1996г.

Характеризуя довоенный период, следует отметить деятельность выдающегося исследователя в области методики и теории исполнительства, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской консерватории Б.А.Струве, который в 1935г. был приглашен на должность заместителя директора и заведующего оркестровой кафедрой Саратовской консерватории. За время работы в Саратове Б.А.Струве завершает свои труды: «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» (1937), «Очерки по истории смычковых инструментов» (1938), изучает проблемы эстрадного волнения, проводит многочисленные семинары для преподавателей консерватории на актуальные в то время темы.

В 1941г. в Саратов была эвакуирована Московская консерватория. С 1941 по 1943гг. на кафедре струнных инструментов работали: один из создателей отечественной скрипичной школы, профессор Л.М.Цейтлин, профессор М.И.Ямпольский, бывший воспитанник Саратовской консерватории, профессор Я.И.Рабинович, будущие профессора Ю.И.Янкелевич и Б.В.Беленький. Саратовские профессора и студенты получили возможность не только присутствия на уроках музыкальной элиты, но и совместного музицирования. Так, студенческим симфоническим оркестром руководили профессора Г.А.Столяров и Л.М.Гинзбург, концертмейстером был Л.М.Цейтлин, его помощником - В.В.Зайц. В репертуаре оркестра были произведения Бородина, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Шостаковича. Совместно с профессорами студенты исполняли и камерные произведения (например, Квинтет Шостаковича, профессор А.Л.Иохелес, студенты Л.Фейгин, Н.Гольденберг, И.Делиникайтис, Я.Слободкин), играли в ансамбле скрипачей под руководством Л.М.Цейтлина.

Следующий период связан с приходом на кафедру Л.В.Зайц (с 1943 по 1998),  Н.А.Гольденберга (с 1950 по 1989), К.И.Бабаева (с 1955 по 1975), А.М.Мандель (с 1959 по 1966), Н.Н.Токиной-Никоновой (с 1961 по 1988), И.С.Делиникайтиса (с 1957 по 1964), С.В. Суминой (с 1968 по 1977).

Л.В.Зайц получила прекрасную школу под руководством своего отца, профессора В.В.Зайца; совершенствовалась в классе К.Г.Мостраса. Отличная скрипачка, она была солисткой Саратовской филармонии, концертмейстером симфонического оркестра, выступала с камерным репертуаром. Среди её многочисленных учеников - представители кафедры оркестровых струнных инструментов СГК им. Л.В.Собинова: кандидат искусствоведения, доцент Н.Н.Токина, профессор, заведующий кафедрой А.Б.Григорьев.

Перейти на старый сайт