ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Художественный руководитель -
заслуженный артист РФ, профессор
В.И. ЕГОРОВ

 

tl_files/kafedra narodnyx/Ansambli/Orkestr nachalo.jpg Формирование оркестра русских народных инструментов Саратовской консерватории было долгим и трудным. Его начало - в далеком 1956 году, когда в консерваторию были приняты первые шесть студентов-баянистов, которым суждено было открыть новую страницу в истории третьей консерватории России и стать вестниками создания новой кафедры - народных инструментов. Традиции коллективной игры были положены созданием секстета баянистов, ставшего чистым родничком совместного творчества. Но для создания оркестра народных инструментов потребовались долгие и нелёгкие годы. Сложность и специфика первых лет существования новой кафедры заключались в том, что в консерваторию поступали только баянисты, вынужденные играть в оркестре на струнных народных инструментах. Эта парадоксальная несовместимость с понятиями художественного творчества, с задачами профессионального уровня в течение многих лет будет сдерживать творческий потенциал учебного оркестра.

Не спасали положения и первые студенты-струнники (П. Музыка, З. Довга, А. Дормидонтов - домра, В. Комарин, В. Егоров - балалайка), и неимоверные усилия педагогов-дирижёров, и поиски репертуара, в котором можно было бы завуалировать техническое несовершенство исполнителей. Вот уж поистине беда, «коль пироги печет сапожник, а сапоги точает пирожник»! Понадобились долгие годы, пока на партии солирующих домр и балалаек пришли студенты, обучающиеся на этих инструментах...

Сегодня оркестр народных инструментов Саратовской консерватории по праву можно назвать концертным коллективом. Не прошли даром усилия первых руководителей оркестра А.Ф. Громова, В.С. Дубчака, Б.Г. Мачина, педагогов-дирижёров Г.В. Калентьева, С.Н. Кузьмина, В.А. Датского, которые неустанно изо дня в день закладывали прочный фундамент профессионального академического искусства на кафедре народных инструментов и в искусстве оркестровой игры.

Особенно возрос исполнительский уровень коллектива с приходом в консерваториюtl_files/kafedra narodnyx/Ansambli/Orkestr segodnja.jpg воспитанника РАМ имени Гнесиных В.Б. Кукушкина, имевшего большой практический опыт работы. Являясь художественным руководителем оркестра, он сумел поднять исполнительский уровень студенческого коллектива до высот истинного художественного творчества. Наряду с произведениями, ставшими классикой и «золотым» фондом оркестровой игры в репертуар включались новые сочинения современных композиторов. В эти же годы яркие очертания приобретает дирижёрский талант В. Егорова, К. Ершова. Это стало возможным благодаря тому, что их инструмент - оркестр - усилиями художественного руководителя был подготовлен к решению высоких и сложных творческих задач. Удивительно, что при имеющейся профессиональной «ущербности» (ведь до сих пор на многих струнных инструментах играют баянисты) учебный оркестр в течение года успевает подготовить и исполнить на очень достойном уровне шесть программ!

Эстафету художественного руководителя оркестра с 2010 года принял Д.И. Варламов. Ему удалось не только удержать, но и заметно поднять художественный уровень работы и концертных выступлений студенческого коллектива. «Профессиональный уровень звучания оркестра не вызывает сомнений. Выстроенность групп оркестра, баланс тембровый и динамический дали возможность молодым дирижёрам показать всё свое мастерство. Творческое состояние оркестра находится на подъёме. Более красочному звучанию оркестра способствовало введение в его состав инструментов академического направления (скрипка, орган, саксофон, труба, рояль, ударные и электронные инструменты), а также  высокого класса солистов», - такую оценку выступлению оркестра на госэкзамене дал заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской консерватории О.М. Шаров.

В течение прошедшего учебного года оркестр дал девять самостоятельных концертов (дирижёры - профессор, заслуженный артист РФ В. Егоров, профессор, доктор искусствоведения Д. Варламов). Одна из программ называлась «Перепутаница» - по одноименному оркестровому сочинению И. Мациевского. Концерты года также представили широкий спектр исторических эпох и музыкальных направлений. Наряду с русской классикой (Глинка, Чайковский, Рахманинов) программы включали сочинения для народных инструментов (Андреев, Куликов, Будашкин, Паницкий, Холминов). Музыка ХХ века представлена произведениями Стравинского, Прокофьева, Шнитке, Щедрина. Впервые в Саратове прозвучала музыка Свенсена, Гильмана, Магдалица, Мациевского.

Отрадно, что оркестр даёт возможность молодым саратовским композиторам услышать свою музыку в концертном исполнении. Такими произведениями стали две русские былины В. Орлова и Н. Шиянова, в которых молодые композиторы создали новые «одеяния» старинным текстам, пользуясь современными выразительными средствами. В этих сочинениях представлено сочетание традиционного и современного, исконно фольклорного и ультрамодернового, о чём одна из слушательниц сказала: «Да, не бывает будущего без прошлого».

В качестве солистов с оркестром охотно выступают народные артисты РФ С. Костина, В. Верин, Е. Сапогова. В сопровождении оркестра на открытии II Всероссийского конкурса им. И.Я. Паницкого выступили гости из Москвы, народные артисты РФ А. Цыганков и В. Круглов. Новым и необычным было сочетание оркестра с органом (Н. Гольфарб), завораживало звучание саксофона (С. Бельгисов) в мечтательном произведении саратовского композитора В. Мишле. И, конечно, как всегда выступления Народного артиста СССР Л. Сметанникова становятся художественным откровением. Являясь выдающимся исполнителем, он каждый раз поражает слушателя не только вокальным мастерством, но и умением выстроить каждый номер как совершенное сценическое действие с глубоким внутренним содержанием.

Прошедший в марте цикл концертов, посвящённых Всероссийскому Дню народных инструментов, стал свидетельством и подтверждением того, что сегодня кафедра народных инструментов и ее главный творческий коллектив - оркестр РНИ - становятся центром пропаганды и развития народной и классической музыки в области и регионе. В концертах приняли участие оркестр Лысогорского района, Балашовского музыкального училища. Состоялся концерт в г. Камышине...

Все концерты оркестра проходят при переполненных залах, что подтверждает жизнеспособность и востребованность исполнительства на народных инструментах.

 

Заведующий кафедрой народных инструментов, профессор В.П. Ломако