Наталья Владимировна Королевская


Кандидат искусствоведения
Доцент кафедры истории музыки

tl_files/kafedra istorii/Korolevskaya.jpg
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В 1990 году окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности музыковедение (класс Т.Ф. Малышевой), в 2007 окончила аспирантуру при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии (на материале произведений саратовских композиторов)», научный руководитель - кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Т.Ф. Малышева).

Доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

Лауреат Первого всероссийского конкурса новых научно-педагогических и управленческих технологий в детском художественном образовании ранней творческой и профессиональной ориентации «Балакиревский проект» (номинация «Презентация педагогического опыта», Москва, 2002).


Педагогическая деятельность:
Ведёт курсы истории зарубежной музыки, оперной драматургии, музыкальной критики и музыкальной журналистики, современного музыкального театра.
 
Научная деятельность

Имеет научные публикации, среди которых:

1. Вокальная симфония: к проблеме специфики жанра // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: Преемственность и новаторство: Сб. науч. статей. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. Вып. 3. С. 63-68.

2. Прочтение поэзии М. Цветаевой в вокальном цикле Е. Гохман «Бессонница» // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 114-130.

3. Образы слова в Четвертой симфонии А.Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки // Творчество А.Г. Шнитке в контексте отечественной и мировой культуры. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 23-30.

4. «Испанские мадригалы» Е. Гохман в свете проблемы взаимодействия слова и музыки // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всерос. науч. чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 43-51.

5. Три уровня реализации модели «Камаринской» М.И. Глинки во Второй симфонии В. Королевского // Новоспасский сборник. Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. - Смоленск: Смоленс. городская типография, 2007. Вып. 4. С. 168-174.

6. Женская исповедь: Марина Цветаева - Елена Гохман // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 103-108.

7. Процессы смыслообразования в вокальном цикле О. Моралёва «Перечитывая А. Блока» // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 64-72.

8. Прощание с Петербургом: на перекрёстках стилевых контекстов (к проблеме «слово и музыка» у М.И. Глинки) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 201-206.

9. Концептуальные параллели в творчестве О.А. Моралёва (1922 - 2002) // Проблемы художественного творчества. Всероссийские научные чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 50-57.

10. Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сб. науч. ст. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 51-59.

11. К проблеме отношений слова и музыки у А.Г. Шнитке // Научные чтения, посвящённые 75-летию со дня рождения А.Г. Шнитке. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 68-73.

12. «Я простые скажу слова...» (об интенциональной природе концепта на примере трёх романсов П.И. Чайковского) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 19-25.

13. Диалог - формула памяти // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции 20-22 ноября 2009 г. - Саратов, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. - С. 74-79.

14. Быстричкина Н.В. (Королевская Н.В.) Владимир Королевский: монографический очерк // Композиторы и музыковеды Саратова. - Москва, «Композитор», 2008. - С. 386 - 401.

15. Быстричкина Н.В. (Королевская Н.В.) Владимир Королевский: Лабиринты творчества // Музыкальная Академия. 2011. № 2. С. 48-52.

16. О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции // Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений. - Вып. 2. - Майкоп, 2012. - С. 47-60.

17. Девятая симфония А.А. Бренинга: между Кантом и Блоком // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Часть II. - Саратов, 2013. - С. 37-43.

18. Конструирование семантического пространства в поздних музыкально-поэтических сочинениях Д. Шостаковича // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. I часть. - 28.09.2012. - Саратов, 2013. - С. 109-120.

19. Монография: Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла. - Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2014. - 307 с. Илл., нот.

20. Борис Сосновцев: вокальные циклы на стихи Сергея Есенина // Музыкальная академия, 2015, № 1. - С. 4-11,  ISSN 0869-4516.

21. «Волшебная флейта»: диалог с Глюком //  Проблемы музыкальной науки. - 2015. - Вып. 3. - С. 110-117. ISSN  1996-5326.

Выступает с докладами на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в Саратове (2004, 2005, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013), Москве (2006), Смоленске (2007), Волгограде (2009, 2010, 2011, 2012, 2013).

Принимает участие в работе Диссертационного совета СГК им. Л.В. Собинова:

- второй оппонент на защите диссертации С.В. Платоновой «Камерная музыка Виктора Платонова: опыт образно-смыслового анализа», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17. 00. 02 - Музыкальное искусство (2009);

- второй оппонент на защите диссертации В.П. Фоминой «Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века: на примере опер Клаудио Монтеверди», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17. 00. 02 - Музыкальное искусство (2013);

- экспертиза диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения Н.С. Серовой «Воплощение мироустроительной идеи в творчестве Р. Вагнера и А.Н. Скрябина», специальность 17. 00. 09 (2009);

- экспертиза диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения С.В. Студенниковой «Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность», специальность 17. 00. 02 (2010).

Отзыв на автореферат диссертации Д.А. Рахимовой «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство (2012).

Рецензент монографии С. Платоновой «Виктор Платонов: композитор, художник, поэт». - Рязань, 2010. - 184 с.

С 2011 - член Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкального содержания при Волгоградском институте искусств и культуры (ВГИИК).



Методическая деятельность

Методические публикации:

1. УМК ФТД.01 Оперная драматургия для специальности 070103 «Вокальное искусство», вид 01 «Академическое пение», 9 семестр. - Саратов, 2011. - 31 с.

2. УМК СД.Ф.04 Музыкальная литература для специальности 070201 «Актёрское искусство», специализация 01 «Актёр драматического театра и кино», 6-7 семестр. - Саратов, 2011. - 43 с.

3. УМК СД.В.04. Сценография музыкального театра по специальности 070111 «Музыковедение», 9 семестр. - Саратов, 2011. - 31 с.

4. Рабочая программа С.5.04. Музыкально-журналистская практика, направление подготовки: 072901 «Музыковедение», квалификация: специалист, 7-8 семестр. - Саратов, 2013. - 24 с.

5. УМК СД.В.04.Оперная драматургия для специальности 070111, «Музыковедение», 9 семестр. - Саратов, 2011. - 36 с.

6. Рабочая программа ПЦ.В.08. Оперная драматургия Направление подготовки: 073400 «Вокальное искусство», профиль «Академическое пение», квалификация: бакалавр, 7-8 семестры. - Саратов, 2013. - 24 с.

Просветительская деятельность.

Выступает в концертах В.Г. Королевского и В. В. Королевского на сцене Большого зала (2010, 2012, 2013, 2014) в качестве ведущей, со вступительным словом.

Работает в газете «Камертон» СГК им. Л.В. Собинова, член ред. коллегии.