Ярешко Александр Сергеевич

Доктор искусствоведения
Академик Российской Академии естествознания
Лауреат премии им. академика Д.С. Лихачева
Профессор
tl_files/kartinki/Yareshko.jpg
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЯРЕШКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, 1943 г.р., гражданин РФ, закончил в 1971 году Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова.

Ученая степень кандидата искусствоведения присуждена диссертационным советом Российской Академии музыки им. Гнесиных 21 мая 1996 года и утверждена Высшим аттестационным комитетом РФ в 1996 году.    

Ученая степень доктора искусствоведения присуждена решением Высшей аттестационной комиссии РФ в 2006 году.    

Ученое звание доцента по кафедре дирижирования народным хором по специальности  051100 - Дирижирование (по видам исполнительских коллективов) - дирижирование народным хором  присвоено решением Министерства общего и профессионального образования РФ   в  1998 году.    

Ученое звание профессора по кафедре народного пения и этномузыкологии по специальности  051100 - Дирижирование (по видам исполнительских коллективов) - дирижирование народным хором присвоено решением Министерства общего и профессионального образования РФ   в  2007 году.

За годы работы в ВУЗах под его научным руководством подготовлены и защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, класс Ярешко А.С. по специальности окончили 14 музыковедов и свыше 50 хормейстеров народного хора. Среди его учеников - кандидаты и доктора искусствоведения, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов.

С 1994 года Ярешко А.С. является президентом Ассоциации колокольного искусства России. Он сыграл основополагающую роль в создании науки о колокольном искусстве - кампанологии. Его деятельность по возрождению православного колокольного искусства в России, организации Всероссийских и Международных фестивалей, научно-практических конференций, школ звонарей, концертов колокольной музыки высоко оценивается обществом, чему свидетельство - многочисленные отзывы в прессе, благодарности губернаторов, Министерства культуры РФ, Епархиальных управлений русской православной церкви.

Ярешко А.С. в 2005 году удостоен грантов Министерства культуры РФ и фонда «Русское исполнительское искусство» на исследования в области колокольной музыки и создание монографии на данную тему, которые выполнены автором.

В 2006 году им защищена диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Тема диссертации: «Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств». Ярешко А.С. принимает активное участие в Международных и Всероссийских научных симпозиумах, конференциях, является организатором данных мероприятий.


Награжден юбилейной медалью «ХХ лет Победы в ВОВ» (1965 г.); имеет благодарность Министерства культуры РФ (1999 г., 20); благодарности губернаторов, Епархиальных управлений русской православной церкви, областных, городских, районных администраций и учреждений. Его имя занесено в «Энциклопедию Саратовского края» (Саратов, 2002), а также в энциклопедию «Лучшие люди России» (Москва, 2003).

С 1994 года Ярешко А.С. является президентом Ассоциации колокольного искусства России. Он сыграл основополагающую роль в создании науки о колокольном искусстве - кампанологии. Его деятельность по возрождению православного колокольного искусства в России, организации Всероссийских и Международных фестивалей, научно-практических конференций, школ звонарей, концертов колокольной музыки высоко оценивается обществом, чему свидетельство - многочисленные отзывы в прессе, благодарности губернаторов, Министерства культуры РФ, Епархиальных управлений русской православной церкви. Ярешко А.С. принимает активное участие в Международных и Всероссийских научных симпозиумах, конференциях, является организатором данных мероприятий.

Награды и благодарности за указанный период:


1.Решением Президиума Российской Академии Естествознания Ярешко А.С. присвоено ученое звание члена-корреспондента РАЕ (2009), академика РАЕ (2010), «Заслуженный деятель науки и образования» РАЕ (2010).

2. Обладатель Гранта на создание сборника «Народные песни Великой Отечественной войны» от Российского гуманитарного научного фонда (2010).


3.Лауреат премии им. Д.С. Лихачёва «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России» Фонда имени  Д.С. Лихачёва (председатель правления Д.Гранин, г. Санкт-Петербург, 2009);

4.Золотая медаль РАЕ им. В.И. Вернадского «За выдающийся вклад в развитие Отечественной науки» (2010);

5.Благодарность от Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, и.о. ректора, Народный артист России С.В.Стадлер - 2010 г.

6.Благодарственное письмо Министерства культуры Астраханской области За активное участие в III Международном этнографическом фестивале «Голоса золотой степи - 2011» в качестве Председателя жюри - 2011 г.

7.Распоряжение Президента Российской Федерации «О присуждении Грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» - 2011 г.

8.Обладатель Гранта Президента РФ в области культуры на проект федеральной значимости «Создание и издание фольклорного сборника «Народные песни Великой Отечественной войны» (2011),

9.Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации, 2011;

10.  Благодарность Саратовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры «За высокое мастерство, талант и любовь к Отечественной культуре» - 2012 г.;

11.  Памятный знак «Медаль П.А. Столыпина» Поволжского института управления (Президентская академия) - Удостоверение № 0117 от 29 ноября 2012 г.;


12.  В рамках национальной программы «Золотой фонд отечественной науки» и в соответствии с решением комиссии по наградам «Европейского научно-промышленного консорциума» награждён орденом LABORE ET SCIENTIA - ТРУД И ЗНАНИЕ (протокол 5/22.04.2013).

13.  Кафедра народного пения и этномузыкологии СГК им. Л.В. Собинова под руководством Ярешко А.С. за достижения в научно-методической, учебной и воспитательной работе среди ВУЗов страны награждена почетным знаком Российской Академией Естествознания «Золотая кафедра России» (2012).

Публикации в прессе о Ярешко А.С. за 5 лет:

1.И. Певцова. Да будет слово! «Новые времена» № 17, 22-28 мая 2009 г.
2.А. Тыняная. Колокола собора чувств. Саратовская областная газета  № 83, 21 мая 2009 г.
3.Н. Волкова. Колокол умеет говорить, главное понять его. Журнал «Православие и современность», № 12, 2009 г.
4.А.А. Михайлова. Ярешко Александр Сергеевич // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. Энциклопедия. 2012 г.
А. Бутенко.  К юбилею А.С. Ярешко //  Камертон, СГК  им. Л.В. Собинова, № 12.  2013 г.   


Повышение квалификации.
Пройден ФПК (72 ч.) на базе кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (апрель 2013 г.).

Учебная работа.
Ярешко А.С. в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова в качестве штатного педагога работает с 1987 года. С 2000 года - заведующий кафедрой дирижирования народным хором, и.о. профессора, член Ученого Совета консерватории, с 2006 г. - доктор искусствоведения, с 2007 г. - профессор ВАК. С 2003 г. - член Учебно-методического отдела Министерства культуры РФ, заместитель председателя регионального диссертационного Совета КМ 210.032.01 по присуждению ученой степени кандидата и доктора искусствоведения при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.   Стаж педагогической  работы  составляет 53 года, стаж научной деятельности - 39 лет, управленческой деятельности в должности заведующего кафедрой - 15 лет.

Читает авторский лекционный курс «Народное музыкальное творчество», «Колокольное искусство», «Методика собирания и расшифровки записей народной музыки»,  также ведет индивидуальные занятия - «Специальный класс», «Практика педагогической работы». По указанным дисциплинам  разработаны УМК и Учебные программы.

Учебно-методическая работа.

Является автором Учебных программ и УМК уровня «бакалавриат»:
1.ИТМИ.08. Народное музыкальное творчество (хоровое и сольное)
2. ИТМИ.09. Основы научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы(хоровое и сольное)
3. ПЦ.В.01. Специальный класс
4. ПЦ ВВ 02   Колокольное исполнительство (хоровое и сольное)
5. ПЦ.ВВ.06. Поэтика фольклора (хоровое и сольное)
6.  ПЦ.ВВ.08* Этнолингвистика и диалектология(хоровое и сольное)
7. Б.6.  Итоговая государственная аттестация (сольное и хоровое)
8.ПЦ.ВВ.02. Проблемы современной фольклористики (сольное)

Рабочие программы образовательного уровня «магистратура»:
1.          «ПЦ.Б.01. Теория и история фольклористики» для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профили 01 «Хоровое народное пение», 02 «Сольное народное пение» /совместно с Михайловой А.А.
2.         «ПЦ.В.01. Специальный класс» для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиль 01 «Хоровое народное пение»
3.         «П.03. Фольклорно-этнографическая практика» для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профили 01 «Хоровое народное пение», 02 «Сольное народное пение» /совместно с Михайловой А.А.
4.         «П.4. Научно-исследовательская работа: Научно-исследовательская деятельность» для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профили 01 «Хоровое народное пение», 02 «Сольное народное пение» /совместно с Михайловой А.А.
5.         «П.4. Научно-исследовательская работа: Расшифровка и анализ народно-песенных партитур» для направления подготовки, профиль 073700 «Искусство народного пения», профиль 01 «Хоровое народное пение» /совместно с Михайловой А.А.
6.         М.4.  Итоговая государственная аттестация для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиль 01 «Хоровое народное пение»
7.         «М.4.  Итоговая государственная аттестация» для направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиль 02 «Сольное народное пение»
8.         Основная образовательная программа направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиль 01 «Хоровое народное пение»
9.         Основная образовательная программа направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиль 02 «Сольное народное пение».

Учебно-методические и научные работы.    
Имеет около 120 публикаций,  в том числе 4 монографии, 4 фольклорных сборника, статьи, тезисы и материалы всероссийских и международных конференций и симпозиумов, из них более 30 учебно-методических  и  около 90 научных работ, используемых в педагогической практике.  

Научно-исследовательская работа.

В 2009-2014 гг. под научным руководством Ярешко А.С. было подготовлено и защищено 6 кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Является инициатором и организатором  научного проекта - проведения в г. Саратове  на базе СГК им. Л.В. Собинова и возглавляемой им кафедры народного пения и этномузыкологии Всероссийских научных чтений по проблемам фольклора памяти основателя профессионального народно-певческого образования в стране Л.Л. Христиансена "История, теория и практика фольклора" (2005, 2007, 2010, 2012), ставших заметным художественным явлением в Саратове и в Поволжье. На проведение научных чтений были получены граны Министерства культуры РФ (2010) и РГНФ (2012).

За пятилетний период Ярешко А.С. явился организатором и руководителем III и IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» (2010, 2012 гг.). Являет научным редактором сборников, изданных по материалам проведенных научных чтений. Выпущены II, III и IV  тома научных статей Памяти Л.Л. Христиансена. (Ред.-сост. Михайлова А.А., науч. ред. - Ярешко А.С. Саратов,  2010, 2011, 2013). К 45-летию образования кафедры выпущен сборник статей педагогов кафедры «Поэтика фольклора». В 2014 г. (октябрь)  совместно с ГРЦРФ (Москва) и СГУ им. Н.Г. Чернышевского являлся организатором и вел секцию фольклора на научно-практической конференции «Фольклор Большой Волги». В ноябре 2014 г. являлся организатором проведения секции «Современные исследования фольклора» на всероссийских научных чтениях, посвященных Б.Л. Яворскому (Саратов, СГК им. Л.В. Собинова).

В отчётный период были осуществлены хоздоговорные проекты под руководством Ярешко А.С.: фольклорно-этнографические экспедиции (совместно с Михайловой А.А.), научно-практические конференции, издание научно-методических трудов на общую сумму 850 тыс. рублей (гранты Министерства культуры РФ, Президента РФ и РГНФ).

За период 2010-2015 гг. Ярешко А.С. принял участие с докладами более чем в 25 научных конференциях и чтениях всероссийского и международного уровня.

 



ПУБЛИКАЦИИ
Монографии, фольклорные сборники:

1. Ярешко, А.С. Народные песни Астраханской области. Фольклорный сборник., с нот.  // Москва: Композитор. 2009. -  208 с. 300 экз.

2. Ярешко, А.С. Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств. Научная монография. // Москва, Композитор, 2009. - 288с. 500 экз.

3. Ярешко, А.С. Народные песни Великой Отечественной войны. Фольклорный сборник., с нот.  // Москва: Композитор. 2012. - 408 с. 1000 экз.

4. Ярешко, А.С. Колокол как предчувствие. Колокольные звоны в творчестве А. Скрябина и С. Рахманинова. Монография. //  Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2013. - 162 с. 100 экз.

Статьи в научных изданиях, тезисы и материалы всероссийских и международных конференций, научных чтений и симпозиумов:

2010

1. Научная и научно-методическая деятельность Л.Л. Христиансена в области фольклора и народно-певческой культуры // Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам II Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. Ред.-сост. Михайлова А.А., Науч. ред. - А.С. Ярешко. М.: Композитор. 2010 г.  с. 37-49.         

2. Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств // Успехи современного естествознания № 2, 2010. с. 27-29.

3. Песни Великой Отечественной войны в народной культуре ХХ века // Рах Sоnoris: история и современность. Научный журнал. Выпуск IV-V. Из-во: ГФЦ «Астраханская песня». Глав. ред. Е.М. Шишкина. Астрахань, 2010-2011. с.242-248.

2011

4. «Божественные звоны» музыки Скрябина // Музыкальная академия. № 3, 2011. с. 23-31.

5. Размышления после концерта // Вестник Культуры / Министерство культуры Саратовской области. Февраль 2011 г.  с. 29-31.

6. Народная музыкальная культура Нижнего Поволжья: к проблеме соотношения традиций и инноваций // Материалы международной научно-практической конференции «Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития». Санкт-Петербург, 2011. с. 206-222.

7. Православные колокольные звоны в славянском мире: история, функциональность // Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Традиционная культура славянских народов в современном социокультурном пространстве» в рамках VIII Международного фестиваля славянской культуры «Славянск-2011». Славянск-на-Кубани, 2011. 0,5 п.л.

8. К проблеме типологии народно-певческой парадигмы в изменяющейся картине мира (аналитические заметки) // Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам III Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. Ред.-сост. Михайлова А.А., Науч. ред. - А.С. Ярешко. Саратов, 2011. с. 37-52.  

9. Научная и научно-методическая деятельность Л.Л. Христиансена в области фольклора и народно-певческого искусства (в соавторстве с Егоровой И.Л.) // Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам III Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. Ред.-сост. Михайлова А.А., науч. ред. - Ярешко А.С. Саратов, 2011. с. 5-22.  

10. «Божественные» звоны в творчестве А.Н. Скрябина // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления. Ред. - Савина Л.В. Астрахань, АГК, 2011 г. с. 267-285.

2012   

11. Саратовские композиторы: традиции и современность // Вестник культуры, февраль 2012. Министерство культуры Саратовской области Саратов, 2012. с. 26-29. (в соавторстве с Вишневской Л.А.).

12. Народные песни Великой Отечественной войны: к проблеме фольклоризации // Проблемы музыкальной науки. - Уфа: изд. УГАИ им. З.Исмагилова. 2012, 1 (10), с. 54-58.

13. Православные колокольные звоны в славянском мире: концепция  смысла // Проблемы музыкальной науки. - Уфа: изд. УГАИ им. З.Исмагилова. 2012, 1 (10), с. 150-154.

14. Поэтика музыкального фольклора: концепция смысла // Поэтика и семантика фольклора. - Саратов: изд. СГК им. Л.В. Собинова. 2012 г. с. 5-20.

15. Народные песни Великой Отечественной войны. Фольклорный сборник., [текст, ноты].  М., Композитор. 2012. - 408 с.

16. Симбиоз традиции и инноваций в музыкальном фольклоре Нижнего Поволжья // Рах Sоnoris: история и современность. Научный журнал. Выпуск III. Из-во: ГФЦ «Астраханская песня». Глав. ред. Е.М. Шишкина. Астрахань, 2012. с.155-158.

2013

17. Поэтика музыкального фольклора как аналитический объект //  Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену «История, теория и практика фольклора». Науч. ред. А.С. Ярешко. - Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2013. с. 57-69.

18. Народно-певческая образовательная парадигма: поиски путей // Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену «История, теория и практика фольклора». Науч. ред. А.С. Ярешко. - Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2013. с. 16-24.

19. Школа этномузыкознания Саратовской государственной консерватории: история, перспективы развития // Cборник статей к 100-леитю СГК им. Л.В. Собинова. Саратов, 2013.

20. К понятию «поэтика» музыкального фольклора как объекта комплексного научного исследования. // Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных памяти Б.Л. Яворскому. II  часть. Саратов: изд. СГК им. Л.В. Собинова. 2013. с. 15-26. 

21. Фольклор в современной культуре и исполнительском процессе // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен». Астрахань, из-во АГК, 2013. с. 7-12.

22. Поэтика музыкального фольклора как аналитический объект // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур. Материалы Второго Международного научного этномузыкологического конгресса в рамках IV международного этно-фестиваля «Голоса золотой степи- 2013». Астрахань, ГФЦ Астраханская песня, 2013. - с. 38-39.

2014 г.

23. Православные колокольные звоны нижневолжской традиции // Музыкальные и танцевальные традиции славян в современном мире. Материалы Международной научной этномузыкологической конференции. Астрахань, Государственный фольклорный центр «Астраханская песня», 2014. - с. 49-50.

24. Последние звоны далёкой Родины // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы V  международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 / Музей-усадьба  С.В. Рахманинова «Ивановка». ред.-сост. И. Н. Вановская. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - с. 128-135. - 294 с.

25. Колокольность в музыке С. Рахманинова как стилистический феномен // Рахманинов и ХХ век. Прошлое и современность / Материалы международной конференции «Рахманинов и XXI век», 15-19 апреля 2013. Московская консерватория им. П.И. Чайковского (статья в печати).

26. Традиционная музыкальная культура: проблем междисциплинарного изучения // Материалы Международной научно-практическая конференции «Традиционная музыкальная культура: проблемы междисциплинарного изучения», Москва, Российская Академия Музыки им. Гнесиных, 14-15 апреля 2013 (статья в печати).

27. Жанровая система православных колокольных звонов // Материалы Международной научно-практической конференции «Традиционная культура славянских народов в современном социокультурном пространстве» 2 августа 2013. - Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, Россия. с. 175-178.

28. Поэтика музыкального фольклора: к теории анализа // Рах Sоnoris: история и современность. Научный журнал. Выпуск VIII. Из-во: ГФЦ «Астраханская песня». Глав. ред. Е.М. Шишкина. Астрахань, 2014. - с. 11-17.

29. Северные звоны России: проблемы реставрации // Международная научно-практическая конференция в рамках фестиваля  «Колокольная симфония» к 300-летию храма Преображения Господня. 17-20 августа 2014 г. - Петрозаводск, Карелия, Музей-заповедник «Кижи» (статья в печати).

30. Дихотомия претворения колокольности в творчестве А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова // Тезисы Международного научного симпозиума «Искусствоведческие аспекты изучения колоколов и колокольных звонов», Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 4-5 декабря 2014 г. - с. 41.

31. К проблеме выявления стилевых традиций русской колокольной музыки» // Тезисы Международного научного симпозиума «Искусствоведческие аспекты изучения колоколов и колокольных звонов», Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 4-5 декабря 2014 г. - с. 42.

32. Народно-певческие традиции Нижнего Поволжья: проблемы изучения» //

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Фольклор Большой Волги», Саратов-Москва, СГК им. Л.В. Собинова, РГЦРФ, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 13-15 октября 2014 г. (статья в печати).

33. Современные методы исследования фольклора: музыкальный фольклор Саратовского Поволжья: проблемы изучения // Сборник статей по материалам Всероссийских  научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества», Саратов, СГК им. Л.В, Собинова,  27 ноября 2014. (статья в печати).

34. Народные песни Великой Отечественной войны как основной вид фольклорного процесса в культуре ХХ столетия // Материалы международной конференции «Традиционная культура: сохранение, современность, развитие». - ГБУК «Областной дом народного творчества». - Калининград, 2014. - с. 33-46.

2015г:

35. Предчувствие апокалипсиса и катарсис (по страницам рахманиновских «Колоколов») // Материалы I Научного собрания памяти С.В. Рахманинова. - Ивановка, 11-15 мая 2015 г. - Тамбов, 2015. - с. 64-75.

36. Народные песни Великой Отечественной войны:  к проблеме изучения. М., Музыкальная академия № 2, 2015.

37. Народные песни Великой Отечественной войны: проблемы стиля и жанра. Москва, Вестник Российского гуманитарного научного фонда, № 2 (79). - 2015 г. - с. 81-91.

38. Великие  звонари России: А. Скрябин, С. Рахманинов // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Сборник статей по материалам Международной научной конференции (12-13 ноября 2015 г.). Астраханская государственная консерватория, г. Астрахань, 2015. - с. 115-124.