САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

Демченко А.И., доктор искусствоведения, профессор
Демченко А.И.
К юбилею Саратовской консерватории: чуть детективно
Саратовская консерватория - несомненное украшение нашего города как в архитектурном отношении, так и по сути, являясь подлинным «храмом искусств». Празднуя её 100-летие, нелишне припомнить те подробности её истории, которые носили порой забавный, но чаще достаточно драматичный характер. Подробности эти обнаруживаются в художественной жизни города ещё задолго до открытия Консерватории.
        
Малышева Т.Ф. кандидат искусствоведения, профессор
Саратовский архив Болеслава Леопольдовича Яворского
Архив Б.Л. Яворского, хранящийся в библиотеке Саратовской консерватории, содержит рукописи ученого, скончавшегося в Саратове 21 ноября 1942 г. в период эвакуации. В архиве собраны не только труды Болеслава Леопольдовича, но и работы, ему посвященные, а также выписки из материалов Яворского, сделанные его учеником, соратником, другом и помощником Сергеем Владимировичем Протопоповым 
   
Варламов Д.И., доктор искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор
Варламов Д.И.
    
В основу данной статьи автор заложил отдельные положения Б.Л. Яворского, его представления о языке, речи, интонации и в конечном счете о музыкальном мышлении, как базисе эволюции процессов художественного творчества. 
Кулапина О.И., доктор искусствоведения, профессор
Этнический компонент ладовой теории Б.Л. Яворского
Б.Л. Яворский, ярчайший представитель музыкознания первой половины XX века, так или иначе соприкасался в своей научной деятельности с народной музыкой. Хотя опубликованных трудов, напрямую связанных с ее исследованием, ученый не оставил, фольклорный источник, словно невидимый режиссер, прослеживается в его работах достаточно явственно, особенно в опусах, посвященных изучению ладового феномена.
   
Ханецкий В.Е., профессор

   

К 155-летию М.Е. Медведева
20 июля 2013 исполнилось 155 лет со дня рождения Заслуженного профессора Саратовской консерватории, выдающегося российского певца, первого исполнителя партии Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и одного из «лучших Германов» / по словам самого композитора / в опере «Пиковая дама».
  
Ханецкий В.Е., профессор
Фёдор Шаляпин в Саратове 
Единственный сольный концерт Шаляпина в Саратове состоялся в зале музыкального училища (ныне - Большой зал консерватории) 2 октября 1909 года. Ажиотаж был невероятный. Нетерпеливая публика заполнила зал задолго до начала концерта, заполнила все проходы, стояла вдоль стен, окружила эстраду.

 

 
На рубеже XX−XXI веков в теоретических исследованиях, посвящённых проблемам воспитания музыкального слуха, наблюдается всеобщий интерес к психологическому контексту. С одной стороны, это явилось естественным следствием тенденции к изучению проблем музыкального восприятия, характерной для музыкознания 70−80-х годов... 

Вартанов С.Я., доктор искусствоведения, профессор
Б. Яворский и текст в фортепианной интерпретации
Остался позади ХХ век и оказывается, что  наследие Яворского востребовано  современным музыкальным искусством, созвучно сегодняшним представлениям, в то время как имена его хулителей помнят лишь в связи с давними дискуссиями. Очевидно, есть нечто принципиально важное в трудах Яворского - впрочем, не лишенных противоречий, которыми отмечены всякие живые, становящиеся явления, - что позволило состояться их «прорыву» в будущее.