Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Визит в Саратов польского органиста Юзефа Котовича

Юзеф Котович – гость из Польши:

Блестящий концерт и дружеское общение

с современным польским органистом

14-15 декабря 2017 года наш город посетил один из интереснейших европейских музыкантов, профессор Варшавского музыкального университета им. Ф. Шопена, доктор музыкальных наук Юзеф Котович. В настоящее время музыкант преподает в Белостоке игру на органе и искусство импровизации.

Юзеф Котович ведёт активную концертную деятельность, он постоянный участник престижных фестивалей органной музыки в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Словакии, Германии, Ирландии, Италии, а также Литве и Беларуси. Особое место в его исполнительской биографии занимает четырёхкратное турне по Соединённым Штатам Америки.

Юзеф Котович много работает в направлении популяризации и продвижения органной музыки у себя в стране, является организатором филармонических концертов в Белостоке. На родине он известен не только как органист, но и как автор статей в научных журналах. Является президентом Белостокской ассоциации духовной музыки «MusicaSacra» и органистом костёла Святого Войцеха в г. Белостоке, записал 5 дисков, в том числе альбом скандинавской музыки ХХ века. Юзеф Котович - художественный руководитель кафедральных музыкальных концертов в Белостоке, а также руководитель нескольких фестивалей в регионе.

Интересно, что Ю.Котович впервые посетил не только наш город, но и Россию. Испытав все «радости и горести» авиарейсов в нелетную погоду, переждав ночь в Москве, наш гость приземлился в Саратове 14 декабря. В числе тех, кто организовал эту встречу – участники знаменитого коллектива «Трио-соната», хорошо известного как в России, так и далеко за ее пределами. Именно в сопровождении этого ансамбля предстояло концертное выступление Ю.Котовича. День приезда после бессонной ночи в московском аэропорту стал очень насыщенным для музыканта. Кроме вечерней репетиции в зале консерватории, состоялась прогулка по городу и любопытная экскурсия, о которой речь пойдет далее.

Его радушно встретили в Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова сотрудники одного из старейших музыкальных ВУЗов России и участники Саратовской региональной общественной организации Польский национально-культурный центр «Полония». Для пана Юзефа стало настоящим сюрпризом, что организаторы встречи могут с ним общаться не только на английском и русском языках, которые он знает довольно неплохо, но и на его родном – польском. Это значительно облегчило общение и придало ему особый – польский – колорит.

Экскурсия стартовала из «ректорского крыла» в сопровождении «саратовских поляков» - директора ООО «Альянс-Саратов» Е.Винокуровой и доцента кафедры истории музыки СГК им.Л.В.Собинова И.Сергеевой (Каменской). Наша экскурсовод поведала Котовичу о традициях консерватории, ее руководителях, а также о влиянии представителей польской культуры на историю нашего ВУЗа - в частности, ее основателя и первого директора – Станислава Каспаровича фон Экснера. В процессе исторического экскурса неожиданно произошла радушная встреча с ныне действующим ректором СГК им.Л.В.Собинова А.Г.Занориным.

Ю.Котович посетил также музей консерватории, учебные аудитории, Театральный зал. Экскурсия сопровождалась меткими замечаниями маэстро, интересными вопросами и историческими контекстами и, время от времени, искрометным польским юмором. Ему посчастливилось также прикоснуться к мануалам органа Большого зала консерватории, за которым шла репетиция предстоящего тот вечер концерта. Юзеф Котович поразил присутствовавших тем, что, находясь в фойе Большого зала, когда перед ним раскрыли концертный рояль с автографом С.Рахманинова 1913 года, он – одновременно с доносившимися в тот момент звуками Итальянского концерта И.С.Баха, исполняемого на органе Большого зала – стал играть это произведение на память на рояле - легко, непринужденно, словно импровизируя! Это был незабываемый момент спонтанного музицирования, который практически невозможно повторить!...

По окончании экскурсии состоялась краткая, но насыщенная беседа с проректором по научной и международной деятельности СГК им.Л.В.Собинова доктором искусствоведения, профессором И.В. Полозовой, в рамках которой были намечены возможные пути дальнейшего взаимодействия варшавского и саратовского музыкальных ВУЗов.

После «интерьерной» части экскурсии, наш гость в сопровождении И.Сергеевой и Е.Винокуровой вышел на улицу и сфотографировался на фоне архитектурного ансамбля СГК им.Л.В.Собинова и прилегающих планов. Дальнейшая часть экскурсии была связана со знакомством со старой частью Саратова – от улицы Немецкой (Пр.Кирова, на которой находится консерватория) до набережной реки Волги. Путь проходил по одному из излюбленных прогулочных маршрутов Саратова – ставшей недавно пешеходной, улице Волжской. Юзеф Котович познакомился с парком «Липки», архитектурой старо-купеческого «двухэтажного» Саратова, взаимопроникновением новых и старых тенденций городского пространства. По дороге удалось зайти в костел св.Петра и Павла, пообщаться с сестрой Лаурой, обсудить особенности Рождества в России, Польше и… странах Латинской Америки.

В процессе экскурсии о Саратову нам, сопровождавшим Ю.Котовича, удалось много интересного узнать об особенностях современной европейской культуры, в то время как сам маэстро живо интересовался «польским» следом, отпечатавшимся в архитектуре, музыке и личной биографии отдельных жителей Саратова. По окончании пешеходной прогулки Юзеф Котович сделал несколько памятных снимков на фоне моста Саратов-Энгельс, восхитившись невероятной – «как озеро!» - широтой великой русской реки Волги.

На следующий день – 15 декабря - состоялся долгожданный органный концерт. Приятен был тот факт, что около полусотни членов организации Польский национально-культурный центр «Полония», а также их друзей и близких – проявили интерес к данному мероприятию. Большой зал консерватории был украшен мягко светящимися елочками и гостеприимно ждал гостей, словно предвкушающих особую – новогодне-рождественскую – атмосферу. Перед самым началом концерта, в гримерке, пан Ян Янковски сердечно поприветствовал Ю.Котовича на родном языке, а председатель СРОО ПНКЦ «Полония» Антон Кузнецов пожелал артистам – Ю.Котовичу и участникам ансамбля «Трио-соната» успешного выступления и творческого вдохновения.

Приятным и примечательным стал тот факт, что концерт, который мастерски и виртуозно вел художественный руководитель ансамбля «Трио-соната», заслуженный артист РФ Владимир Скляренко, был предварен вступительным словом о саратовском Польском центре. Рассказ о СРОО ПНКЦ «Полония» прозвучал со сцены Большого зала СГК им.Л.В.Собинова в блестящей подаче преподавательницы курсов польского языка «Полонии», доцента СНИГУ им.Н.Г.Чернышевского Евгении Старостиной. Она также представила Юзефа Котовича, осветив основные вехи его творческой биографии, и поприветствовала – маэстро и всех присутствующих – на безупречном польском языке. Это сразу задало особую атмосферу предстоящего концерта, его польский и, шире, европейский «акцент».

Сам концерт состоял из двух отделений. Первое включало в себя произведения И.С.Баха и П.Локателли. Шесть хоралов великого немецкого композитора в великолепном исполнении маэстро были тесно связаны с евангельской тематикой и настраивали на предстоящие рождественские службы. Один за другим, со взвешенным соотношением строгости и эмоциональности, прозвучали хоралы, каждый из которых имел свою программу, зачитанную В.Скляренко перед исполнением. Еще один баховский шедевр – Прелюдия и фуга си минор – стал настоящим откровением для саратовской публики. В нем было продемонстрирована и мощь единовременного звучания регистров, и ощущение барочного perpetuum mobile, и завораживающая гибкость параллельных и пересекающихся звуковых линий баховской полифонии. Трио-соната П.Локателли, прозвучавшая «между» органными сольными произведениями, была словно островком отдыха – изящного, легкого, но исполненного безупречного вкуса музыкантов трио – В.Скляренко (гобой), Е.Лельчук (клавесин) и Л.Домбровски (виолончель). При этом одна из партий – второй голос – была отдана органу; ее исполнил Ю.Котович, став органичной частью ансамбля. Эта находка не только не разрушила изначальную концепцию «трио-сонаты» как жанра, но и обогатила ее новой краской органного тембра.

Второе отделение было, преимущественно, связано с популярной классической музыкой и произведениями современных авторов. Открыло программу знаменитое «Адажио» Т.Альбинони (Ремо Джазотто) - в исполнении музыкантов «Трио-сонаты» и Ю.Котовича. Необычным было звучание общеизвестного «шлягера» в ансамбле гобой-фортепиано-виолончель-орган. При этом партия органа органично вписывалась во всем известный «музыкальный сюжет».

Этюд №2 (b-moll) польского композитора Кароля Шимановского (1882-1937) прозвучал в исполнении Юзефа Котовича возвышенно и сосредоточенно, и был близок скорее у органной прелюдии, чем «упражнению для развития техники». Первая часть сонаты для органа соло современного чешского композитора Иржи Стрейча (1932 – 2010) - сочетание квазинародной мелодики и современных гармоний, - позволила заглянуть за границы привычных представлений о том, какой должна быть музыка для органа. Эта и ряд следующих за ней композиций развенчивали миф об органе как инструменте католической службы и раскрыли его в необычных современных звуковых сочетаниях .

США – страна, где маэстро Котович совершил четыре концертных турне. Юзеф Котович внимательно относится к творчеству современных американских композиторов – свидетельством чему стало исполнение Токкаты Toccata on Amazing grace Кристофера Пардини (род. 1984). Мелодия всем известной темы, одной из популярнейших в мире, в исполнении органа прозвучала особенно пронзительно и снова напомнила о близящемся Рождестве. Христианский гимн Amazing grace, написанный в XVIII веке, по подсчетам статистики, имеет более 5500 версий и является одной из самых исполняемых композиций в мире. Однако органная токката на известную тему – безусловно, очередной вклад в мировую сокровищницу музыкальных интерпретаций.

Рождественский калейдоскоп продолжили Две прелюдии Ричарда Пурвиса. Одна из них основана на известной английская песне «Зелёные Рукава», а другая - на не менее знаменитой песне «Silent Night» и является, по сути, Рождественской рапсодией.

Призывом к объединению, пониманию народов, независимо от языка, вероисповедания и политических предпочтений прозвучала «Молитва» Карела Сегера в исполнении музыкантов «Трио-сонаты» и Юзефа Котовича. Это был истинный музыкальный манифест, демонстрирующий, что – несмотря ни на какие распри и волнения – между братскими, славянскими народами нет и не может быть вражды, что общение простых людей лишено политического напряжения, так усердно транслируемого СМИ. Мы, жители Польши и России, прекрасно понимаем и ценим друг друга – таков был посыл музыкантов залу. И аудитория концерта в Большом зале консерватории восприняла это воззвание с восторгом и воодушевлением.

Музыкантов долго не хотели отпускать со сцены – и они подарили еще несколько замечательных музыкальных мгновений – в виде новогодней песни в джазовой обработке «В лесу родилась ёлочка» в исполнении «Трио-сонаты» и Юзефа Котовича, а также импровизации польского маэстро на тему «Я иду, шагаю по Москве» на органе-соло.

Вечер пролетел незаметно. У многих присутствующих после концерта сталось чувство «легкого музыкального голода», хотелось слушать еще и еще! Мы искренне надеемся, что встреча саратовской публики с мастерством Юзефа Котовича – лишь первый шаг на пути долгого и плодотворного сотрудничества российских и польских музыкантов. Гастроли маэстро Котовича продолжились в Пензе, где он также встретил людей с польскими корнями и выразил надежду на новые музыкальные встречи.

Рождество пришло в Саратов с польским музыкантом и прекрасной музыкой. Поздравляем всех с праздниками, и пусть будет мир в каждом доме и в каждом сердце!

Фотогалерея

Материал подготовила И.Сергеева (Каменская)

Перейти на старый сайт