Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Три "Симфониетты" Энгельсского камерного оркестра

3 марта в Саратовской консерватории состоялся необычный концерт под названием «Симфониетта». Жанр синфониетты получил широкое распространение в ХХ веке благодаря обращению к нему таких выдающихся композиторов, как М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Бриттен, А. Руссель, Ф. Пуленк, Э. Кшенек, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. Я. Шебалин, М. С. Вайнберг, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский и др. Выбор Энегльсского камерного оркестра и его художественного руководителя, и дирижера Михаила Мясникова пал на синфониетты трех совершенно разных советских композиторов – Н. Мясковского, М. Вайнберга и Б. Чайковского. Столь интригующее сочетание трех моножанровых опусов в рамках единой концертной программы стало своеобразной музыкальной загадкой для слушателей. Публика смогла в полной мере насладиться музыкальным путешествием по камерным симфоническим опусам ХХ века вслед за величайшими оркестровыми композиторами эпохи, сочинения которых столь редко звучат в Саратове. 
Первым этапом в этом странствии по ушедшему веку в поисках утраченной симфонической «масштабности» стала симфониетта для струнного оркестра си минор, ор.32 (1928-1929 гг.) Николая Мясковского. Этот трехчастный цикл, один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, посвятил А.Ф. Гедике – русскому композитору, педагогу, основателю советской органной школы. 
Академическое звучание симфониетты Н. Мясковского уступило место второму номеру концертной программы – симфониетте №2 для струнного оркестра и литавр, ор. 74 (1960 г.) Моисея Вайнберга. Имя последнего также неразрывно связано с симфонической традицией, ведь Моисей Самуилович вполне мог посоревноваться по количеству полномасштабных симфонических циклов с Н. Мясковским. Пережившие период незаслуженного забвения в конце XX века, сочинения М. Вайнберга в последние годы всё чаще звучат в концертных и оперных залах по всему миру. Четырехчастная симфониетта Моисея Вайнберга посвящена знаменитому альтисту и дирижеру Р. Баршаю, в интерпретации которого неоднократно звучали произведения композитора. Партию литавр в симфониетте исполнила студентка Саратовской консерватории Анастасия Главатских. 
Достойным завершением столь насыщенной музыкальной программы стала симфониетта для струнного оркестра (1953 г.) Бориса Чайковского. Интересно, что именно этому композитору-современнику М. Вайнберг посвятил свою последнюю Камерную симфонию для струнного оркестра и кларнета. В лирической четырехчастной симфониетте Б. Чайковский обратился к жанру вальса, напомнившем слушателям о лучших традициях русского симфонизированного вальса от М. Глинки до С. Прокофьева.

Перейти на старый сайт