Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Сергей Лукашук. Интервью

Сергей Лукашук – о старинных клавирах, репертуаре и уважении к публике

 

В конце февраля в Большом зале Саратовской консерватории выступил молодой органист, выпускник Московской консерватории, ныне работающий в Ялте, Сергей Лукашук. В перерыве между репетициями музыкант ответил на наши вопросы.

 

- Вы с детства мечтали стать музыкантом? Когда пришло осознание себя в профессии?

 

- Не могу сказать, что это осознание произошло. Музыка - есть пространство за гранью постижимого, можно сказать, что это бесконечный путь. Наверно поэтому стараюсь не оставаться в одной точке,  занимаюсь  исполнительским искусством в разных стилях и в разных составах инструментов.

 

- К слову об инструментах. Вы обучались в консерватории сразу на четырех: современном рояле, историческом клавире, клавесине и органе…

 

- Да, я учился на экспериментальном факультете в московской консерватории (ФИСИИ – факультет исторического и современного исполнительского искусства), где обучение проходит сразу на 3-4 инструментах. ФИСИИ - достаточно молодой факультет, совсем недавно отметивший 20-летний юбилей, но уже сформировавший вокруг себя некую музыкальную среду. Акценты в учебном процессе смещены на изучение старинной музыки, произведений эпохи ренессанса и барокко, а также современной музыки I-II волны авангарда и музыки наших дней. Наверно, это один из самых сложных факультетов московской консерватории, ведь клавиристы в конце обучения играют выпускной экзамен, включающий 6 разных программ. Общее время их звучания может превышать 3 часа. На факультете работают замечательные преподаватели, постоянно провоцирующие работать с первоисточниками (трактатами по старинной музыке) и умеющие заинтересовать историческим контекстом. Факультет интересен еще и постоянной  работой над выявлением практических приемов игры на старинных инструментах через знакомство с их механикой и принципами звукоизвлечения.

 

- Вам приходилось играть на исторических инструментах?

 

- Да, факультет направлял меня во Флоренцию, где я имел возможность познакомиться с большой коллекцией исторических клавиров. Некоторое количество исторических клавиров имеется и на факультете. Помимо этого есть собрание копий исторических клавесинов, созданных в Германии, Франции, Италии, Голландии.

 

- Поделитесь впечатлениями. Что Вы приобрели благодаря этому опыту?

 

- Наверно, произошло некое прозрение, ведь исторические инструменты обладают иными тембральными и даже техническими возможностями.

 

- У Вас есть потребность играть именно на исторических инструментах?

 

- Да, потребность есть, для меня это драгоценный опыт. Он дает более близкое понимание музыки. Ведь она писалась именно для тех инструментов. На современных, как бы хороши они не были, приходится приспосабливаться. На исторических клавирах приблизиться к воплощению замысла композитора гораздо проще.

 

- И, тем не менее, Вы, в хорошем смысле, хулиганите. Я имею ввиду исполнение ХТК на органе…

 

- ХТК на органе – это, на мой взгляд, достаточно невинно. В этой связи я, скорее, думаю о своей работе в римско-католическом костеле в Ялте, где исполняю религиозную музыку. В этом для меня самое важное – проследить связи музыки с Библией, религиозно-приходским мировоззрением определенного времени и перенести эти идеи в музыку. Здесь даже категория эстетического может отступить на второй план, ведь важно сыграть не просто красиво, а передать именно эту связь в звуке. С другой стороны, поиск новых, более точных и ярких художественных средств приводит к необходимости отказа от некоторых исполнительских традиций. 

 

- Нечасто встретишь музыканта, который добровольно уехал бы из Москвы. Обычно туда рвутся. Как Вы оказались в Ялте? 

 

- Я довольно долго прожил в Москве и понял, что мне хочется перемен. Мне хотелось бы попробовать реализовать свой исполнительский опыт где-то в другом месте. Крым сегодня обладает большим потенциалом, здесь есть и органы, и исторические клавиры, и хорошие акустические залы. Ялта – это центр органной музыки в Крыму, где находится 4 органа. Мне бы очень хотелось, чтобы Ялта со временем стала культурным центром всего юга России, и мы прикладываем к этому усилия. В Ялте находится кафедра музыкальной педагогики и исполнительства при Гуманитарно-педагогической академии, где работают прекрасные специалисты. Мы со студентами делаем концерты классической музыки в самом городе и по южному берегу Крыма. Привлекаем талантливых детей из музыкальных школ к участию в наших проектах и всегда открыты для творческого общения и сотрудничества. В костеле я играю концерты каждую неделю. Очень хочу, чтобы люди слышали, знали и любили классическую музыку.

 

- Наверняка, уже есть постоянная публика…

 

-  Конечно. Осенью и зимой ходят в основном крымчане, а летом и весной концерты проходят при переполненном зале: приходит много отдыхающих. Кстати, эта публика очень хорошо воспринимает даже ту музыку XX века, которую часто называют «сложной», к примеру, Шнитке и Мессиана. Когда люди приезжают отдыхать в Ялту, они часто приходят на органные концерты, и меня радует, что они выбирают классику, а не эстраду. Это оставляет надежду, что, по возвращении домой, они пойдут в концертные залы и в своих городах.

 

- А как Вы относитесь к выбору репертуара?

 

- Для меня это принципиальный момент. Я уважаю своего слушателя, никогда не считаю, что он не образован и не в состоянии понять что-то сложное. Во многие концерты я специально не включаю популярную классику. К примеру, никогда не играл Токкату и фугу ре-минор или Ave Maria Баха-Гуно. Я хочу дать слушателю возможность познакомиться с менее известной, но серьезной музыкой и понять ее. Пусть даже кто-то уйдет с моего концерта. Но ведь другие останутся. И может быть, у них внутри что-то произойдет.

 

- Какой реакции Вы ждете от своих слушателей?

 

- Хотелось бы, чтобы эта музыка стала им нужна. Иногда невыносимо смотреть на реальность. Думаю, причины нашей зачастую недостойной и пустой жизни заключаются в том, что мы забываем о том, какой жизнь должна быть, о том, что мир красив и удивителен. Что делает искусство? Искусство как в зеркале показывает, что может быть, какими глазами можно смотреть и как чувствовать, чем можно наполнить душу. Поэтому это и есть жизнь, такая, какая она и должна быть.

 

Перейти на старый сайт