Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НА РОДИНЕ ПАНИЦКОГО-2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НА РОДИНЕ ПАНИЦКОГО-2017

 

Впервые в Саратове при поддержке Министерства культуры РФ состоялся международный фестиваль баянистов и аккордеонистов «На родине Паницкого». 11, 17 и 27 ноября в Большом зале Саратовской консерватории прошли сольные концерты всемирно известных баянистов и аккордеонистов из России, Белоруссии, Молдовы, Сербии и Китая.

Фестиваль был посвящён выдающемуся саратовскому баянисту, заслуженному артисту РСФСР Ивану Яковлевичу Паницкому. История фестиваля начинается в начале 1990-х годов на родине И. Паницкого в г. Балаково Саратовской области. С 2010 года он проводится ежегодно на базе консерватории по инициативе профессоров кафедры народных инструментов Валерия Ломако и Виктора Егорова. С 2014 года фестиваль стал всероссийским.

Этот масштабный проект кафедры народных инструментов длится практически круглый год. Традиционно фестиваль открывается зимой, 13 января – в день рождения И. Паницкого. Затем в марте проводятся три концерта, в которых принимают участие исполнители из Саратова, области и регионов России. А уже осенью, на закрытие фестиваля съезжаются самые известные народные коллективы и солисты. Не случайно в узких кругах его прозвали «постоянно действующим фестивалем». Фестиваль этого года был приурочён к 110-летию со дня рождения И.Я. Паницкого

Серия ноябрьских концертов международного фестиваля на родине Паницкого-2017 открылась концертом дуэта баянистов SIB-DUO в составе лауреатов международных конкурсов Александра Сироткина и Андрея Битюцких. В большом зале консерватории собрались любители музыки для баяна и аккордеона, среди которых были как постоянные посетители баянных концертов, так и новые слушатели, среди которых было очень много юных лиц. Для многих из них знакомство с творчеством ансамбля баянистов стало продолжением их интереса к баяну и аккордеону, воспринятому и поддержанному педагогами музыкальных школ, их наставниками и родителями.

В концерте прозвучали Concerto grosso Г.Ф. Генделя, "Сицилиана" И.С.Баха, двенадцать вариаций В.А. Моцарта на французскую детскую песенку "Ах, скажу, я Вам, маман", современная музыка. Особенно отметим миниатюру "Молоточки" Ф. Куперена, в которой музыканты продемонстрировали необычайно широкую штриховую палитру, мастерство переложения и искусство звукоподражания. В «современной» части программы особенно ярко прозвучал "Испанский триптих" Анатолия Белошицкого в аранжировке для дуэта А. Битюцких и А. Сироткина. Эффектным заверением программы стали эстрадные миниатюры: "Basso ostinato" Виктора Власова, а также произведения Виктора Гридина - "На арене" и "Рассыпуха".

В исполнительском почерке дуэта SIB-DUO обращает на себя внимание редкая слаженность игры. Музыканты чувствуют друг друга на каком-то интуитивном уровне, удивительным образом предвосхищают действия партнера по ансамблю. Блестящая виртуозность сочетается у них с умением гибко выстраивать фразировку, изобретать свои причудливые тембры, создавать поистине оркестровую стереофонику. Немаловажным фактором является артистизм музыкантов, их умение взаимодействовать с залом, раскрепощенность и открытость.

За день до концерта состоялась творческая встреча баянистов со студентами Саратовской консерватории, на которой музыканты ответили на вопросы студентов, рассказали об истории создания коллектива, своих победах на международных конкурсах, дальнейших творческих планах. А. Битюцких и А. Сироткин поделились своими впечатлениям о Саратовской консерватории, отметили особый дух традиций старейшей консерватории, а также то, что имя И. Паницкого в Саратове продолжают бережно сохранять и популяризировать.

Второй концерт цикла был отдан аккордеонистам из Сербии и Молдовы. В первом отделении выступил лауреат международных конкурсов аккордеонистов Душан Чеганьяц, студент академии музыки г. Ниш (Сербия). В его исполнении запомнились прежде всего современные произведения: редко исполняемое в Саратове De Profundis Софии Губайдуллиной, Фантасмагория К. Ольчака, несколько частей из сюиты «Лики уходящего времени» А. Кусякова.

В манере Д. Чеганьяца импонирует бережное отношение к звуку, стремление показать игру звуковых оттенков и, вместе с тем, виртуозная техника. Это особенно отчетливо проявилось в Сонате фа минор Д. Скарлатти, Токкате и фуге ми минор И.С. Баха. Здесь на первый план выходит свойственная аккордеонисту по-европейски камерная и несколько рафинированная манера игры, любование звуком и четкая метро-ритмическая организация.

Во втором отделении выступил Раду Рэцой – студент музыкального колледжа им. Штефана Няги в г. Кишенёве (Молдова). Музыкант активно проявляется себя в различных областях: пробует себя как композитор, выступает в качестве солиста с симфоническими, камерными оркестрами, оркестра народных инструментов. В исполнительском стиле Р. Рэцоя подкупает эмоциональность и непосредственность. Переложения классики в его исполнении приобретают необычайно трепетное звучание, а оригинальной музыке в полной мере проявляется его виртуозная техника и славянский напор. Особенно выделялось исполнение Жаворонка М. Глинки в транскрипции М. Балакирева. Произведение, которое нечасто встретишь в репертуаре аккордеонистов, прозвучало удивительно тонко и проникновенно, а авторское переложение продемонстрировало умение слышать фортепианную фактуру, находить адекватные средства ее воспроизведения на аккордеоне.

Накануне концерта состоялась творческая встреча аккордеонистов со студентами Саратовской консерватории. На ней студенты поинтересовались на каких инструментах играют музыканты, услышали их мнение о современных итальянских производителях аккордеонов, узнали о дальнейших творческих планах музыкантов. Для Душана Чеганьяца и Раду Рэцоя это было первое посещение Саратова. Музыканты оказались под впечатлением от класса-музея И. Паницкого, в котором хранятся инструмент и личные вещи нашего легендарного земляка, баяниста-самородка, с неподдельным интересом изучали стенды, посвященные истории кафедры народных инструментов консерватории, с удовольствием давали свои автографы студентам, фотографировались.

Завершением международного фестиваля на родине Паницкого стал Третий концерт, который прошел 27 ноября. В Большом зале консерватории выступили известный баянист из Китая Цао Е, профессор консерватории г. Шеньян и исполнитель из Беларуссии, лауреат международных конкурсов баянистов, солист Минской филармонии Владислав Плиговка.

В исполнении Цао Е прозвучали части из сюиты В. Власова «Пять взглядов на страну ГУЛАГ», «Танго для Клод» Ришара Гальяно, «Танго» Ришара Джерома, авторские сочинения, среди которых Токката, Мюзет «Монтегю», Фантазия на тему китайской песни «The moon represents my heart». В авторских сочинениях и обработках в полной мере раскрылся композиторский талант баяниста, умение чувствовать форму, необычный мелодизм и экспрессия. В исполнительской манере баяниста явно ощущается влияние русской баянной школы, и это не случайно, поскольку Цао Е – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу народного артиста РФ, профессора Вячеслава Семенова. Примечательно, что концертная программа прозвучала в исполнении на различных инструментах: академическая ее часть – на инструменте АККО, эстрадная – на баяне Mengascini, специально созданной для данного репертуара. Подобный универсализм для современных баянистов становится все более привычным и отражает, по всей видимости, современную тенденцию расширения репертуара, появлению нового типа репертуара, рассчитанного на любую аудиторию.

Во втором отделении выступил Владислав Плиговка, который исполнил Хорал С. Франка ми минор, Сонаты e-moll и Es-dur Д. Скарлатти, Каприс ми-бемоль мажор (на тему Н. Паганини) Ф. Листа, Три пьесы из детского альбома П.И. Чайковского (Сладкая грёза, Марш деревянных солдатиков, Неаполитанская песенка), Фантазию В. Семенова на белорусские темы, Импровизацию на тему мелодии Владимира Косма из к/ф «Игрушка» П. Денисенко.

В исполнительском стиле В. Плиговки импонирует масштабность художественных задач, умение мыслить «крупным планом», выстраивать кульминационные фазы и не терять общей экспрессии. Внимание к деталям фразировки сочетается у него с виртуозным инструментализмом, воспринятым еще в юности в классе известного белорусского музыканта М. Ивашкина и в полной мере раскрывшееся во время обучения в Белорусской академии музыки в классе известного баяниста Николая Ивановича Севрюкова. Каприс ми-бемоль мажор Ф. Листа в исполнении В. Плиговки публика встретила бурей аплодисментов, а в Детском альбоме П. Чайковского слушатели буквально услышали шаги деревянных солдатиков, зажигательные неаполитанские ритмы.

Фестиваль завершился, но в планах кафедры народных инструментов продолжение сотрудничества с отечественными и зарубежными музыкантами. Новый концертный сезон открывается уже 13 января концертом памяти Ивана Яковлевича Паницкого, а в течение года саратовских любителей музыки жду интересные встречи с баянистами, аккордеонистами и исполнителями на струнных щипковых инструментах. Ждем вас на наших концертах!

Перейти на старый сайт