Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Международный фестиваль "На родине Паницкого-2017"

Серия ноябрьских концертов международного фестиваля на родине Паницкого-2017, прошедшая в рамках Федеральной целевой программы «Культура России-2017», открылась концертом дуэта баянистов SIB-DUO в составе лауреатов международных конкурсов Александра Сироткина и Андрея Битюцких. В большом зале консерватории собрались любители музыки для баяна и аккордеона, среди которых были как постоянные посетители баянных концертов, так и новые слушатели, среди которых было очень много юных лиц. Для многих из них знакомство с творчеством ансамбля баянистов стало продолжением их интереса к баяну и аккордеону, воспринятому и поддержанному педагогами музыкальных школ, их наставниками и родителями.

В концерте прозвучали Concerto grosso Г.Ф. Генделя, "Сицилиана" И.С.Баха, двенадцать вариаций В.А. Моцарта на французскую детскую песенку "Ах, скажу, я Вам, маман", современная музыка. Особенно отметим миниатюру "Молоточки" Ф. Куперена, в которой музыканты продемонстрировали необычайно широкую штриховую палитру, мастерство переложения и искусство звукоподражания. В «современной» части программы особенно ярко прозвучал "Испанский триптих" Анатолия Белошицкого в аранжировке для дуэта А. Битюцких и А. Сироткина. Эффектным заверением программы стали эстрадные миниатюры: "Basso ostinato" Виктора Власова, а также произведения Виктора Гридина - "На арене" и "Рассыпуха".

В исполнительском почерке дуэта SIB-DUO обращает на себя внимание редкая слаженность игры. Музыканты чувствуют друг друга на каком-то интуитивном уровне, удивительным образом предвосхищают действия партнера по ансамблю. Блестящая виртуозность сочетается у них с умением гибко выстраивать фразировку, изобретать свои причудливые тембры, создавать поистине оркестровую стереофонику. Немаловажным фактором является артистизм музыкантов, их умение взаимодействовать с залом, раскрепощенность и открытость.

За день до концерта состоялась творческая встреча баянистов со студентами Саратовской консерватории, на которой музыканты ответили на вопросы студентов, рассказали об истории создания коллектива, своих победах на международных конкурсах, дальнейших творческих планах. А. Битюцких и А. Сироткин поделились своими впечатлениям о Саратовской консерватории, отметили особый дух традиций старейшей консерватории, а также то, что имя И. Паницкого в Саратове продолжают бережно сохранять и популяризировать.

Второй концерт цикла был отдан аккордеонистам из Сербии и Молдовы. В первом отделении выступил лауреат международных конкурсов аккордеонистов Душан Чеганьяц, студент академии музыки г. Ниш (Сербия). В его исполнении запомнились прежде всего современные произведения: редко исполняемое в Саратове De Profundis Софии Губайдуллиной, Фантасмагория К. Ольчака, несколько частей из сюиты «Лики уходящего времени» А. Кусякова.

В манере Д. Чеганьяца импонирует бережное отношение к звуку, стремление показать игру звуковых оттенков и, вместе с тем, виртуозная техника. Это особенно отчетливо проявилось в Сонате фа минор Д. Скарлатти, Токкате и фуге ми минор И.С. Баха. Здесь на первый план выходит свойственная аккордеонисту по-европейски камерная и несколько рафинированная манера игры, любование звуком и четкая метро-ритмическая организация.

Во втором отделении выступил Раду Рэцой – студент музыкального колледжа им. Штефана Няги в г. Кишенёве (Молдова). Музыкант активно проявляется себя в различных областях: пробует себя как композитор, выступает в качестве солиста с симфоническими, камерными оркестрами, оркестра народных инструментов. В исполнительском стиле Р. Рэцоя подкупает эмоциональность и непосредственность. Переложения классики в его исполнении приобретают необычайно трепетное звучание, а оригинальной музыке в полной мере проявляется его виртуозная техника и славянский напор. Особенно выделялось исполнение Жаворонка М. Глинки в транскрипции М. Балакирева. Произведение, которое нечасто встретишь в репертуаре аккордеонистов, прозвучало удивительно тонко и проникновенно, а авторское переложение продемонстрировало умение слышать фортепианную фактуру, находить адекватные средства ее воспроизведения на аккордеоне.

Накануне концерта состоялась творческая встреча аккордеонистов со студентами Саратовской консерватории. На ней студенты поинтересовались на каких инструментах играют музыканты, услышали их мнение о современных итальянских производителях аккордеонов, узнали о дальнейших творческих планах музыкантов. Для Душана Чеганьяца и Раду Рэцоя это было первое посещение Саратова. Музыканты оказались под впечатлением от класса-музея И. Паницкого, в котором хранятся инструмент и личные вещи нашего легендарного земляка, баяниста-самородка, с неподдельным интересом изучали стенды, посвященные истории кафедры народных инструментов консерватории, с удовольствием давали свои автографы студентам, фотографировались.

Третий концерт международного фестиваля на родине Паницкого намечен на 27 ноября. В Большом зале консерватории будут играть известный баянист из Китая Цао Е и исполнитель из Беларуссии, лауреат международных конкурсов баянистов Владислав Плиговка. Приглашаем Вас на наши концерты.

Перейти на старый сайт