Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • Всероссийский форум народно-инструментального искусства «На родине Паницкого»

Всероссийский форум народно-инструментального искусства «На родине Паницкого»

С 14 по 19 мая 2021 года в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова прошел Всероссийский форум народно-инструментального искусства «На родине Паницкого». В рамках форума состоялись Всероссийские научные чтения, посвященные творчеству И.Я. Паницкого, мастер-классы ведущих исполнителей и педагогов, а также круглый стол по актуальным вопросам исполнительства на народных инструментах. Форум был приурочен к проведению V Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого. В это же время в дистанционном формате проводились курсы повышения квалификации преподавателей народных инструментов. Слушатели курсов стали самыми активными участниками как конкурса, так и форума.

К началу форума было приурочено торжественное открытие обновленного класса-музея И.Я. Паницкого, экспозиция которого пополнилась новыми экспонатами. Среди них наградная лента и грамота о присуждении И.Я. Паницкому звания Почетного гражданина г. Саратова, первые издания известных сочинений для баяна с дарственными надписями авторов, подаренные в разные годы И.Я. Паницкому, статьи из газет разных лет, посвященные деятельности легендарного баяниста, его личные вещи. На торжественном открытии присутствовали ректор консерватории А.Г. Занорин, заместитель министра культуры Саратовской области В.А. Баркетов, директор Саратовского областного учебно-методического центра С.А. Неводчикова, председатели и члены жюри Всероссийского конкурса имени И.Я. Паницкого. Класс-музей в этот же день посетили высокие гости из Москвы: генеральный директор Российского национального музея музыки М.А. Брызгалов, а также директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ А.Н. Воронко. Гости осмотрели обновленную экспозицию, отметили ее несомненную историческую ценность, а также то, с каким трепетом и уважением в Саратовской консерватории сохраняется память об одном из первых отечественных баянистов

Во Всероссийских научных чтениях приняли участие более тридцати участников, среди которых лауреаты всероссийских и международных конкурсов, известные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Казани, Уфы, Петрозаводска, Оренбурга, Саратова и других городов. С докладами выступили известные ученые, специалисты в области истории и теории исполнительства, члены жюри V Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого.

В рамках форума прошли мастер-классы:

- заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных М.И. Имханицкого на тему «Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном искусстве»;

- заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора Челябинской государственной академии культуры и искусств В.В. Бычкова на тему «Творческое наследие И.Я. Паницкого и его значение в настоящее время»;

- заслуженного деятеля искусство Республики Татарстан, заслуженного работника высшей школы РФ, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова В.И. Яковлева на тему «Этнозвуковой ландшафт Волго-Уралья: формирование, развитие, функционирование».

- народного артиста РФ, заведующего кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных, профессора Ф.Р. Липса;

- народного артиста РФ, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, профессора А.А. Цыганкова;

- ректора Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, профессора Ю.Е. Гуревича;

- ректора Астраханской государственной консерватории, заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А.В. Мостыканова;

- заслуженного артиста Республики Татарстан, заведующего кафедрой народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, профессора А.А. Фазуйллина;

- заведующего кафедрой народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, профессора А.А. Горбачева.

В рамках форума состоялась презентация новой книги В.В. Бычкова о творчестве И.Я. Паницкого, творческая встреча с заслуженным артистом РФ, деканом факультета народных инструментов, заведующим кафедрой баяна и аккордеона, профессором Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова О.М. Шаровым, а также известным композитором, баянистом, доцентом кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории имени А.А. Нижником, а также концерт оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель и дирижер — А.А. Нижник).

В программе концерта прозвучали «У портрета И. Стравинского» В. Рунчака, «Беспокойная грусть» П. Макконена, «Авгурии» Г. Зайцева (солистка – лауреат международных конкурсов Татьяна Грачева), «Пляска смерти» К. Сен-Санса–Ф. Листа–В. Горовица (солист лауреат международных конкурсов, обладатель Трофея Мира и Кубка Мира – Артем Малхасьян), «Фатум» В. Зубицкого в 3-х частях, а также произведения А. Нижника, А. Пьяццоллы, Ю. Романова, Ни Юн Кина.

На круглом столе по итогам форума было отмечено высокое качество организации мероприятия, слаженность, интересная концертная программа, высказаны ценные предложения по совершенствованию формата проведения всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого.

Форум впервые собрал как представителей творческой элиты России, представителей ведущих вузов, известных исполнителей, педагогов, так и крупнейших исследователей народно-инструментального искусства, докторов искусствоведения, авторов фундаментальных трудов по истории и теории исполнительского искусства. Все мероприятия форума транслировались на канале YouTub. Участниками онлайн трансляций стали около 2000 педагогов и студентов из разных регионов России. Подобный формат открывает широкие перспективы как в продвижении академических традиций исполнительства на народных инструментах, так и научного осмысления вопросов эволюции репертуара, методики обучения, выработки путей дальнейшего развития всего народно-инструментального искусства России.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма