С 27 ноября по 1 декабря в Саратовской консерватории проходят ежегодные Всероссийские научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвящённые Б.Л. Яворскому.
С Саратовской консерваторией Болеслав Яворский был связан с первых лет её работы. В 1915 году по поручению В. Направника он представлял в консерватории главную дирекцию ИРМО (императорское русское музыкальное общество) на выпускных испытаниях по художественным предметам. Важнейшим обстоятельством, очертившим роль Б. Яворского в истории музыкального вуза, была его работа, которой он посвятил себя с начала эвакуации в Саратов Московской консерватории и до конца своей жизни.
Ведущим направлением в деятельности Б. Яворского в период эвакуации была научная работа. Он интенсивно работал над редактированием масштабного труда «Творческое мышление русских композиторов от Глинки до Скрябина». Восторженно отзывался об этом исследовании Д. Шостакович в своём письме, переданном Б. Яворскому в Саратов незадолго до кончины исследователя.
Вторая составляющая деятельности музыковеда – его научно-методическая работа, связанная с семинарами двух направлений: исследование музыки И.С. Баха и изучение стиля исполнения произведений, исходя из требований эпохи их создания. Именно в Саратове Болеслав Леопольдович единственный раз провел в полном объеме разработанный им Баховский семинар.
Оставшийся после смерти Б. Яворского архив хранится в библиотеке Саратовской консерватории. В Малом зале, где проводился Баховский семинар, установлена мемориальная доска. Регулярно с конца 90-х годов в Саратовской консерватории проводятся Всероссийские научные чтения, посвящённые памяти выдающегося учёного.
В этом году научный форум памяти Б. Яворского проводится по трем секциям:
- Наследие Б.Л. Яворского в историческом и теоретическом музыкознании.
- Отечественный музыкальный театр в XVIII–XXI вв. в контексте мирового искусства.
- Традиции отечественного просветительства в музыкальном искусстве.
27 ноября состоялось заседание первой секции. В роли ведущей выступила профессор Елена Ивановна Вартанова. В основном тематика докладов касалась научных воззрений Б. Яворского в его теориях и трудах отечественных музыковедов, а также взглядов на исполнительскую интерпретацию.
Первый день научных чтений завершился мастер-классом историка театра, исследователя Ирины Борисовны Гуськовой на тему «Музыка в жизни последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского. Неизвестные страницы мемуаров и воспоминаний».
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма