Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

ТЕЛЬТЕВСКАЯ Мария Васильевна

ТЕЛЬТЕВСКАЯ Мария Васильевна (25.02. 1901, Никольск, Вологодской губернии – 10.12. 1993, Саратов) – зав. каф. хорового дирижирования (1945-1949, 1965-1976), проф. (1978), дирижер-хормейстер, музыкально-общественный деятель, работала в Саратове в 1945 – 1993.

Т. получила разностороннее образование в Москве: в 1919 окончила курсы режиссеров, в 1920 – курсы учителей пения под руководством Н.Я. Брюсовой, в 1923 – институт ритмического воспитания. В 1923 Т. поступила в Хоровую академию. После её расформирования в 1923-24 была принята в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой подотдел, как подготовительный для поступления на соответствующий факультет консерватории. В 1925 поступила на инструкторско-педагогический факультет консерватории по двум специальностям: хоровое дирижирование и фортепиано. В 1928 поступила на музыкально-теоретический факультет Московской консерватории. В 1930 окончила Московскую консерваторию по двум факультетам: дирижерско-хоровому и музыкально-теоретическому. С 1921 пела в хоре п/у Н.М.Данилина.

Профессиональное становление Т. проходило под влиянием и непосредственным руководством блестящих деятелей русского хорового искусства, составивших золотой фонд русской хоровой школы: Н.М.Данилина, А.Д.Кастальского, П.Г.Чеснокова, В.С.Калинникова, А.В.Александрова. Т. стала непосредственным преемником деятельности выдающихся дирижеров-хоровиков, лучших традиций русской школы хорово­го пения.

По окончании Московской консерватории Т. работала в муз. училище Тулы зам. директора по учебной работе, преподавателем хоровых и музыкально-теоретических дисциплин, руководителем хора. Здесь раскрылись незаурядные организаторские способности и талант дирижера-хоровика. Хор муз. училища п/у Т. выступал перед жителями и школьниками Тулы, стал пропагандистом музыкального искусства. О высоком профессиональном уровне коллектива свидетельствует победа в конкурсе между хорами муз. училищ Москвы, Рязани и Тулы.

С 1945 началась деятельность Т. в СГК, где она проработала более 40 лет на каф. хорового дирижирования. В периоды 1945-1949 и 1965-1976 была зав. каф. хорового дирижирования.

На начальном этапе работы каф. Т. решала многочисленные вопросы, связанные с формированием педагогического коллектива и студенческого контингента, вела большую работу по налаживанию и укреплению учебной, методической и творческой работы. При отсутствии методического сопровождения учебного процесса, создавала рабочие программы по учебным дисциплинам специального цикла. Первоочередной задачей являлось создание хора, формирование учебного и концертного репертуара.

Талант Т. с наибольшей полнотой и плодотворностью раскрылся в музыкальной педагогике. В начальный период деятельности Т. приходилось вести многопредметную учебную нагрузку: дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровую литературу, методику детского музыкального воспитания, народное творчество. Позже Т. сосредоточилась на ведении специального курса дирижирования, руководстве хором, работе с аспирантами. Богатейшая хоровая школа Н.М. Данилина, собственный творческий опыт, приведенный в строго продуманную систему, обширные знания в сочетании с талантом музыканта-педагога стали предпосылками создания оригинальной педагогической школы Т. Основным педагогическим принципом Т. являлась вера в талант ученика, раскрытие его творческих способностей. За 40-летний период педагогической работы в СГК Т. воспитала многих высококвалифицирован­ных специалистов, музыкантов, преданных хоровому искусству. Т. – педагог, претворявший в своей многообразной деятельности незыблемые традиции и основы русской хоровой школы. Педагогический дар Т. сочетался с чуткостью и вниманием, умением выработать индивидуальный подход к каждому студенту, приучая будущих дирижеров к усердию и систематичности в труде, к организованности и настойчивости. Воспитание музыканта-профессионала Т. не мыслила без воспитания личности студента, высоких человеческих и мораль­ных качеств, общей культуры. Т. в процессе обучения заботилась о постоянном, неуклонном пополнении знаний и навыков по специальным дисциплинам, о развитии исполнительской культуры, артистизма.

Т. воспитала целую плеяду музыкантов-профессионалов (более 100 выпускников), успешно работающих в высших учебных заведениях, музыкальных училищах и школах, руководящих хоровыми коллективами. Многие ученики Т. имеют почётные и учёные звания. Среди них: главный хормейстер Саратовского театра оперы и балета, народная артиста СССР, кавалер ордена Ленина А.А.Добромирова, педагоги СГК доц. В.И.Грицепанова, Н.С.Владимирцева, Г.Я.Черноморская, В. Степаненко, заслуженный работник высшей школы РФ, проф. Н.Н.Владимирцева, педагоги Саратовского колледжа искусств И.Е. Гиревая, И.Б. Викут, Ю.А.Манжос, заслуженный работник культуры РФ Н.Р.Лавриненко, педагог Марксовского училища искусств В.К. Родиков, педагог Рязанского муз. училища Н.М. Щербакова, педагог Волгоградского музыкального училища Г.А.Тер-Багдасарян, педагог Л.А.Джанибекова.

Т. подготовила ряд аспирантов и ассистентов-стажеров: Б.Милютин, М. Мусаев, Л.Пикалова, Н.Сагалова, Н. Мацаева, В.Наумов.

Т. руководила хоровым классом, укрепляла его состав, совершенствовала вокально-хоровые навыки, целенаправленно создавала репертуар, включая в концертные программы лучшие сочинения зарубежной и русской классики, обработки народных песен, новые сочинения отечественных композиторов различных стилей и жанров. Хор вел активную концертную жизнь, давал концерты в Большом зале консерватории, в воинских частях, в районных центрах, принимал участие в различных праздничных мероприятиях городского и областного масштаба. Выступления консерваторского хора под руководством Т. пользовались широкой популярностью. Хор консерватории являлся в то время одним из ведущих коллективов Саратова.

Неотъемлемой составной частью деятельности Т. является научная и учебно-методическая работа. Научные интересы Т. разноплановы, ею написано более 30 научно-методических статей, методических разработок по курсу хороведения, методике детского музыкального воспитания. Работы Т. пополняли фонды библиотеки, становились учебно-методическими пособиями. Значительную историческую ценность представляют работы о видных деятелях русского хорового искусства, учителях Т. – Н.М.Данилине, П.Г.Чеснокове. Становление и начальные этапы развития и деятельности каф. дирижирования академическим хором СГК отражены в серии работ Т. «Из истории каф. хорового дирижирования СГК».

Т. писала рецензии на научные и учебно-методические работы педагогов каф. хорового дирижирования и Саратовского педагогического института. Многократно являлась председателем ГЭК в Саратовском Педагогическом институте, Саратовском муз. училище, Кишиневской гос. консерватории.

С 1945 по 1959 работала в Саратовском муз. училище преподавателем теоретических и хоровых дисциплин.

В 1959 по поручению Министерства культуры РСФСР руководство консерватории направило Т. в Саратовский педагогический институт для организации музыкально-педагогического факультета. Т., проработав в педагогическом институте около десяти лет в должности зав. кафедрой, заложила прочный фундамент в дело профессионального воспитания педагогических кадров, сформировала педагогический состав, создала рабочие планы и программы, подготовила первый выпуск специалистов.

Т. уделяла значительное внимание хоровой работе с деть­ми, на протяжении почти 25 лет (1946-1969) была руководителем детского хора Центральной детской музыкальной школы Саратова, насчитывающего около 120 человек. Хор вел активную концертную деятельность, имел обширный репертуар, включающий произведения зарубежных и русских композиторов-классиков, произведения современных композиторов, обработки народ­ных песен. Работа Т. с детским хором являлась эталонной по своему профессиональному уровню – обладая уникальными, об­ширными знаниями, богатей­шим опы­том педагогической и исполнительс­кой работы, Т. сумела пробудить в юных учениках любовь к музыкальному и хоровому искусству.

С именем Т. связано образование в 1958 Саратовского отделения ВХО. На протяжении многих лет (1958-1965) Т. являлась ответственным секретарем и руководила методическим объединением учителей пения. Т. – делегат съезда Хорового общества СССР, член правления ВХО, член президиума Саратовского отделения ВХО, почётный член ВХО.

В 1966 Т. участвовала в работе Международной конференции по музыкальному воспитанию детей в Будапеште (Венгрия).

Т., являясь руководителем методического объединения учителей пения, уделяла большое внимание уровню музыкальной и профессиональной подготовки учителей пения в общеобразовательных школах, проводила мето­дические семинары, открытые уроки пения, индивидуальные занятия с педагогами. Т. оказывала большую методическую помощь педагогам муз. училищ и ДМШ, организовывала и проводила фестивали детского хорового исполнительского искусства. Благодаря настойчивости, энтузиазму, усилиям Т. в Саратове в 1959 открылись первые детские хоровые студии. Имя Т. присвоено хоровой школе №1 Саратова.

Деятельность Т. отмечена Правительственными наградами: медалями «За доблестный труд», «К 100-летию В.И.Ленина», «Ветеран труда», Почетными грамотами Министерства культуры РСФСР.

Педагогическая, исполнительская, научно-методическая, просветительская, общественная деятельность выдающегося музыканта Т. имела большое значение для организации и становления каф. хорового дирижирования СГК и развития хорового образования в нашей стране. К 100-летию Т. каф. дирижирования академическим хором в 2001 проводился фестиваль «Золотые огни Саратова».

Труды: Н.М. Данилин // Памяти Н.М.Данилина. – Москва, 1987; Техника хорового дирижирования. Учебное пособие. – Саратов, 1952; Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе // Доклад на конференции педагогов музыкальных училищ. – Саратов, 1954; Обзор программ по музыкальному воспитанию в школе 1933-1955 Статья. – Саратов, 1956; Роль и значение музыкально-эстетического воспитания и образования в общеобразовательной школе. Методическая разработка. – Саратов, 1957 ; Хороведение. Учебное пособие в 2-х частях. – Саратов, 1957; Хоровое пение детей. Статья. – Саратов, 1958; Народные хоры. Статья. – Саратов, 1959; Методика детского музыкального воспитания. Учебное пособие. – Саратов, 1960; Методика детского музыкального воспитания и образования. Методическая разработка. – Саратов, 1960; Некоторые вопросы методики детского музыкального воспитания. Хоровое пение и музыкальная грамота. Учебное пособие. – Саратов, 1961; Музыкальное воспитание в советской школе// Статья. Саратов. 1962; Роль и значение музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе// Статья. Саратов.1963; Курс хороведения. Ансамбль// Статья. Саратов. 1968; Курс хороведения. Строй хора // Статья. Саратов. 1969; Курс хороведения. Темпы // Статья. Саратов. 1969; Курс хороведения. Нюансы в хоровом пении // Статья. Саратов. 1968; Курс хороведения. Средства музыкальной выразительности // Статья. Саратов. 1969; Курс хороведения. Хор и хоровые партии // Статья. Саратов. 1971; Народное хоровое пение – основа хоровой культуры //Статья. Саратов, 1972; Пути развития хорового пения. Хоровое пение как искусство// Статья. Саратов, 1972; Музыкальная культура феодализма (песенно-хоровое творчество и исполнительство)// Статья. Саратов. 1973; Хоровая культура возрождения в западно-европейских странах (14-16 вв.)// Статья. Саратов. 1974; Древнерусское певческое искусство//Статья. Саратов, 1975; Древнерусское певческое искусство//Статья. Саратов, 1976; Связь хорового искусства с национально-освободительным и революционным движением//Статья. Саратов, 1977; К 100-летию со дня рождения П.Г. Чеснокова//Статья. Саратов, 1978; К 100-летию со дня рождения Н.М. Данилина//Статья. Саратов, 1978; Пути развития хорового пения//Статья. Саратов, 1979; Народное пение – основа хоровой культуры//Статья. Саратов 1979; Хоровая культура в эпоху Возрождения// Статья. Саратов, 1980; Пути развития дирижерско-хоровой каф. СГК им. Л.В. Собинова// Статья. Саратов, 1981; Из истории дирижерско-хоровой каф. СГК им. Л.В. Собинова// Статья. Саратов, 1983; Из истории дирижерско-хоровой каф. СГК им. Л.В. Собинова//Статья. Саратов, 1984.

Лит: Н.Н. Владимирцева. Мария Васильевна Тельтевская. Очерк жизни и творчества//Саратов. 2001; Н.Н. Владимирцева. Мария Васильевна Тельтевская //По страницам истории дирижёрско-хорового образования в Саратове. Статьи. Воспоминания. Сборник научных трудов каф. дирижирования академическим хором. – Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2004. – С. 27-35.

Н.Н. Владимирцева

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма