Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

НАЙДА Александр Михайлович

НАЙДА Александр Михайлович (1919, с. Шумейка Саратовской губ. – 2002) – исполнитель-флейтист, преподаватель, общественный деятель.

Н. родился в крестьянской семье. В 1936 поступил в муз. училище г. Энгельса в класс флейты В.В.Попова. Одновременно с учёбой Н. начал свою исполнительскую деятельность в качестве солиста-исполнителя и стал артистом оркестра драматического театра и ансамбля песни и пляски.

По окончании училища в 1939, Н. поступил в СГК в класс проф. И.Ф.Януса.

С начала Великой Отечественной войны Н. был призван в ряды Советской Армии. Принимал участие в боях в качестве солдата-миномётчика, в 1943 году был ранен, после госпиталя продолжил службу в оркестре Музыкального взвода танкового училища. Позже продолжил учёбу в СГК, совмещая её с работой в оркестре театра оперы и балета им. Чернышевского.

С 1946 преподавал в ЦМШ Саратова, был зав. духовым отделом. С 1947 начал работать в Саратовском муз. училище, а в 1948 – преподавать в СГК. В 1965 ему присвоено звание доц. В 1966-1972 Н. – зав. каф. духовых и ударных инструментов. В 1972-1990 – доц. ГМПИ им. Гнесиных.

За период работы в Саратове Н. сыграно большое количество сольных и камерных произведений, среди которых: «Соната для флейты и фортепиано» С.Прокофьева, «Сюита h-moll» И.С.Баха, произведения В.Цыбина и др. Успешно выступал в составе трио вместе с женой Е.И.Найда (фортепиано) и В.С.Кузнецовым (кларнет). Его исполнение отличалось эмоциональной выразительностью, красивым звуком и большим техническим мастерством. Был первым исполнителем и популяризатором многих произведений саратовских композиторов.

Н. вел методику обучения на духовых инструментах и читал курс истории исполнительства духовых инструментов в Музыкальном училище и СГК, вёл класс камерного ансамбля. Его студенческие ансамбли выступали на Всесоюзных конкурсах-фестивалях студентов и были отмечены наградами. Н. проявил себя как одарённый педагог. Знал художественный и инструктивно-педагогический репертуар для флейты и ансамблей духовых инструментов, привлекал произведения современных композиторов в учебный репертуар.

Н. выпустил 30 учеников, которые стали педагогами в различных учебных заведениях во многих городах России и странах СНГ: проф. РАМ им Гнесиных В.Дегтярёва, проф. РПИ Ю. Шишкин, преподаватель Новомосковского муз. училища В.Вольфсон, солист Государственного Теле-радио эстрадно-симфонического оркестра А.Чурилов, директор Таганрогского муз. училища О. Шведин, и другие. Многие из выпускников Н. стали артистами и солистами различных ансамблей, симфонических и оперных оркестров. Двое из них: Ю. Шишкин и Е. Марахтанов – дипломанты Всесоюзного конкурса 1963 .

Н. – автор переложений и обработок, в т.ч. «Гавота» Ж-Б. Люли для флейты, сопрано и фортепиано, «Гавота» Лекока.

С практической деятельностью педагога связаны и научно-методические разработки, одна из которых издана: «Вопросы обучения на родственных деревянных духовых инструментах» (1985). В методических работах Н. уделено внимание адаптации флейтового репертуара для начальных классов ДМШ, комплексному подходу к раскрытию индивидуальных способностей учеников, взаимозависимости и координации разных компонентов исполнительского аппарата флейтиста.

Н. проявил себя как энергичный организатор, был инициатором и руководителем клуба духовиков в Саратове, в качестве члена жюри участвовал в конкурсах самодеятельных и военных оркестров города. В 1970 организовал и провел Всесоюзную научно-методическую конференцию исполнителей на дух. инструментах, результаты которой были высоко оценены музыкальной общественностью.

На протяжении нескольких лет Н. успешно руководил методическими объединениями духовых инструментов музыкальных школ и музыкальных училищ Саратовской области, в 1971 он был назначен членом Методического Совета духовиков при Министерстве культуры РСФСР.

Н. награждён медалями: «20 лет победы в ВОВ»; «25 лет победы в ВОВ»; «50 лет Вооруженным силам СССР»; «За доблестный труд» и др.

Соч. Вопросы обучения на родственных деревянных духовых инструментах. М., 1985; Методическое пособие. Практический раздел для начинающих флейтистов Музыкальной школы. 1959, Библиотека СГК; Взаимосвязь и взаимозависимость в развитии компонентов исполнительского аппарата флейтиста. 1960, Библиотека СГК; Об индивидуальном творческом подходе в системе занятий с флейтистами. 1961. Библиотека СГК.

Н.П.Туренкова

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма