Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

МЕДВЕДЕВ Михаил Ефимович

МЕДВЕДЕВ Михаил Ефимович (БЕРНШТЕЙН Меер Хаймович) (8(20).07. 1858, с. Ракитное Киевской губ. – 1.08. 1925, Саратов) – известный российский певец (тенор), оперный антрепренер и педагог вокала. Родился в семье раввина, с детства обладал красивым голосом, пел партию альта в детском хоре. В 1876 поступил в Киевское муз. училище, где учился вокалу у А. Ваккер и И. Кравцова. В 1878 его услышал Н.Г. Рубинштейн, который предложил ему поехать в Москву. М. был зачислен сразу на 3 курс Московской консерватории в класс сольного пения проф. Д. Гальвани и сценического мастерства И.Самарина, – в то время самых знаменитых педагогов вокала и музыкально-театрального искусства. Значительнейшим событием консерваторских лет стало исполнение М. в 1879 партии Ленского в знаменитом консерваторском спектакле «Евгений Онегин» П.Чайковского – это была первая постановка великой оперы. П.Чайковский остался весьма доволен молодыми певцами.

Окончив консерваторию, дебютировал в партии Собинина («Жизнь за царя» М.И.Глинки) в Киевской антрепризе И.Я. Сетова (1881-1882). Затем в течение нескольких лет гастролировал в провинции (в том числе, в Саратове в 1886 и 1897). В течение сезонов 1885-86 и 1891-92 был ведущим солистом Большого театра, где с особым успехом пел партии Ленского («Евгений Онегин» П.Чайковского) и Рауля («Гугеноты» Д.Мейербера). В 1891 дебютировал в роли Отелло в одноименной опере Дж.Верди на сцене Мариинского театра. Солистом этого театра был в течение сезона 1892-93.

Затем М. оставил казённую сцену и в составе оперных антреприз, в том числе, им возглавляемых, выступал на сценах многих городов Поволжья, Украины, юга России (в том числе в Харькове, Одессе, Казани, Тбилиси, Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону). С 1905 пел в Петербургской новой опере Церетели. В 1898-1900 с большим успехом гастролировал в США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канаде (Монреаль и Квебек), где широко пропагандировал русскую музыку.

Обладал исключительным по красоте тенором баритональной окраски, исполнял и лирические, и драматические партии. Его отличала прекрасная певческая школа и актёрское дарование. Был первым исполнителем многих оперных партий, в том числе в Москве – Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского, Вакулы в «Майской ночи» Римского-Корсакова, в Петербурге – Отелло – роль, которую он также сыграл и на драматической сцене в Одессе. По настоянию Чайковского, он первым исполнил партию Германа в опере «Пиковая дама» в Киеве (1890) и в Большом театре (1891). После московской премьеры Чайковский подарил ему клавир «Пиковой дамы» с собственноручной надписью: «Лучшему Герману».

Исполнял партии Самсона в опере К.Сен-Санса, Канио в «Паяцах» Р.Леонкавалло, Йонтека в «Проданной невесте» С.Монюшко, Князя в «Русалке» А.Даргомыжского, Фауста в одноименной опере Ш.Гуно, Васко да Гамы в «Африканке» Д.Мейербера. Всего в его репертуаре насчитывалось до тридцати ведущих ролей мирового оперного репертуара. Выступал в оперных спектаклях, которыми дирижировали Э.Ф. Направник, В.И. Сук, Н.Г. Рубинштейн. Его партнёрами по оперной сцене были И.В.Тартаков, А.П.Крутикова, Б.Б.Корсов и др. известные певцы. Выступал на оперной сцене до 1916, неоднократно записывался на грампластинки. Был превосходным камерным певцом, особенно часто пел романсы Чайковского.

Вокальной педагогикой начал заниматься в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1903 в должности проф.); в Киеве основал Высшие музыкальные и драматические курсы. С 1907 в Ростове-на-Дону вёл вокальный класс в театральной школе известного пианиста М.Л.Пресмана, который в дальнейшем стал его коллегой по работе в Саратовской консерватории.

На работу в Саратов в качестве проф. класса сольного пения был приглашён С.К. Экснером в 1912 в связи с открытием консерватории. Вёл сольное пение и оперный класс, выполняя огромный объём педагогической работы (до 77 учеников одновременно!). По его инициативе, поддержанной А.М. Пасхаловой, в 1918 в Саратове был открыт класс камерного пения.

Вплоть до 1925 входил в состав Художественного совета; в январе 1917 выезжал на Петроградский съезд директоров консерваторий и представителей Художественных советов. Вместе с проф. Н.И.Сперанским работал в музыкально-вокальной (оперной) секции Отдела народного образования, принимал участие в губернской конференции Отдела искусств (июнь 1918).

Внёс ценный вклад в историю Саратовской оперы. В 1914 специально выехал в Киев для организации оперной труппы для Саратова. 10 февраля 1915 руководимая им антреприза открыла свой театральный сезон. Всего в Саратове было проведено 40 спектаклей с исполнением 20 оперных произведений, из которых наибольшим успехом пользовались «Демон» А.Рубинштейна, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Риголетто» Дж.Верди, «Фауст» Ш.Гуно, а также «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского (в роли Германа выступал сам М.). В состав оперной труппы, организованной М. в Саратове в 1916, входил его ученик Несмелов (баритон). В оркестре его театральной антрепризы играли педагоги консерватории проф. М.Я.Александров, Г.Я.Белоцерковский, К.-В.Брандт, Г.К.Поповицкий, М.И.Султанов.

В 1917-1918 совместно со Сперанским организовал в Саратове постоянно действующий оперный театр, почётным директором которого был на протяжении ряда лет. Многие его ученики вошли в труппу этого театра, в том числе, прекрасная певица, ставшая затем Народной артисткой Грузинской и Азербайджанской ССР Ф.Мухтарова (меццо-сопрано), а также Лосева (сопрано), Алексашин (баритон), Скибицкий (лирический тенор), Шабалин (бас). В театре были поставлены масштабные спектакли: «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.Бородина, «Кармен» Ж.Бизе, «Аида» и «Риголетто» Дж.Верди и др.

За большие заслуги в деле подготовки специалистов ему было присуждено звание заслуженного профессора. Воспитал известных певцов, в том числе, знаменитого Г.Пирогова. У него учились В. Дамаев, С. Левик, Б. Хохлов, А. Каратов, А. Мозжухин, Г. Воинов и Л. Русланова. Обучавшийся у него в Саратове певец Р.М.Трифонов, удостоенный впоследствии звания н.а. Узбекской ССР, был доц. СГК.

Умер М. в Саратове, похоронен на национальном кладбище. Могила его сохранилась. На доме, в котором он жил в Саратове, усилиями Н.С. Аршиновой, доц. каф. истории музыки, открыта памятная доска. Его богатейший архив находится в Доме-музее Чайковского в Клину.

Лит.: Боголюбов Н.Н. 60 лет в оперном театре: Воспоминания оперного режиссёра. – М., 1967. – С. 32. Воспоминания о П.И.Чайковском: Сб. / Сост. Е.Е.Бортникова, К.Ю.Давыдова, Г.А.Прибегина. – М., 1973. – С. 221-222.; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр: 1890-1904. – С. 63, 67-68, 70, 111. Евдокимов Я.К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. – М., 1960. Левик С.Ю. Записки оперного певца: 2 изд. – М., 1962. – С. 91-108. Манжора Б.Г. История Саратовской оперы: Вып. 1. – Саратов, 1987. Пружанский А.М. Отечественные певцы:1750-1917: Словарь: В 2 чч.: Ч. 1. – М.: Сов. Композитор, 1991. – С. 321-322. Таубе Н.Ф. История Саратовской консерватории (рукопись): Очерк 1. – Саратов, 1962. Ханецкий В.Е. Первый Ленский // Годы и люди: Сб.: Вып.1. – Саратов, 1983. – С. 92-107. Щепкина-Куперник Т.Л. Театр в моей жизни. – Л., 1948. – С 47-48. Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания: 1890-1930. – Л., 1936. – С. 112. Яковлева А.С. О педагогической деятельности и выдающихся учениках проф. вокального факультета Дж. Гальвани // Проф. исполнительских классов Московской консерватории: Сб. ст. / Ред.-сост. Меркулов А.М. – 2002. Вып. 2. – С. 5-22. - (Науч. тр. Моск. гос. консерватории; Сб. 39); Ярон С. Воспоминания о театре. – Киев, 1989. – С. 328-330, 393.

В.Е. Ханецкий, Т.Ф. Малышева

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма