Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

МАНЖОРА Борис Георгиевич

МАНЖОРА Борис Георгиевич (14.05.1921, Шадринск Курганской обл. – 4.11.2001, Саратов) – музыковед, музыкально-общественный деятель, тромбонист, педагог, засл. деятель искусств РСФСР (1990), проф., член СК СССР (1956), Союза театральных деятелей России (1992), Союза профессиональных литераторов России.

Начал заниматься на тромбоне в самодеятельном духовом оркестре в 1932, в 1936 поступил в Свердловское (Екатеринбургское) муз. училище им. П.И.Чайковского, где его педагогами были А.Г. Волков, И.М. Жилинский, П.С. Гуляев (ученик В.М. Блажевича), а консультантом – В.И. Щёлоков. С 18-ти лет начал работать в оркестре Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского, причем через месяц работы ему была поручена партия первого тромбона. В 1939 поступил в Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского, но в связи с началом Второй мировой войны был призван в армию. Служил сначала на реке Халхин-Гол в артиллерийском полку мотострелковой дивизии, а затем, в 1942-1947 – в Китае и Монголии, руководил музыкальной частью ансамблей песни и пляски 17-й армии и пограничных войск в Монголии. Награждён орденом Красной звезды, медалью «За победу над Японией» и другими медалями СССР.

С 1947 продолжил учебу в Уральской консерватории, с 1948 совмещал занятия на оркестровом и музыковедческом факультетах – оба закончил с отличными дипломами. Был учеником выдающегося музыковеда В.Д. Конен. В 1951, по окончании оркестрового факультета, был оставлен работать в Уральской консерватории по классу тромбона. Завершив в 1953 музыковедческое образование, начал одновременно работать на каф. теории музыки. Преподавал также теоретические дисциплины в музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории и вел класс тромбона в Свердловском муз. училище им. П.И. Чайковского. Занимался изучением и популяризацией народного творчества и профессиональной музыкальной культуры Урала. Записывал народные песни в Свердловской и Челябинской областях. Обнаружил в Нижне-Тагильском архиве 13 ранее неизвестных автографов В.В. Стасова. В Свердловске он дирижировал духовым оркестром и джаз-оркестром. С 1950 начал печататься в прессе, выступать по радио, с 1957 – по телевидению. В 1956 принят в члены СК СССР.

В 1960 переехал в Саратов, где преподавал в консерватории на каф. духовых инструментов, был деканом, проректором по научной и учебной работе. В 1965 ему было присвоено звание доцента. Избирался ответственным секретарём Саратовского отделения СК СССР.

С 1968 по 1974 работал в Донецком музыкально-педагогическом институте, был проректором, позже – ректором, печатался в музыкальной прессе Донецка, Киева. Был делегатом Съездов композиторов Украины.

Вернувшись в 1974 в Саратов, вплоть до своей кончины преподавал на каф. духовых инструментов (см. оркестровых духовых и ударных инструментов каф.) и истории музыки (в 1982-1987 был зав. этой кафедрой). Входил в состав правления Саратовской организации СК РСФСР, был делегатом ряда съездов композиторов СССР и России. Диплом проф. получил к 80-летию, в 2001.

С духовым исполнительством был связан около семидесяти лет. Около пятидесяти лет продолжалась его преподавательская и просветительская деятельность как тромбониста и музыковеда, которая прервалась за неделю до его кончины. В его классе тромбона и тубы подготовлено более 200 учеников, которые стали исполнителями, солистами оркестров, педагогами. Лучшие его выпускники отмечены почётными званиями «Засл. работник культуры РФ», «Засл. артист РФ», стали лауреатами и дипломантами международных, Всесоюзных, Всероссийских конкурсов. Многие из его учеников ведут исполнительскую и педагогическую деятельность в Саратове: А. Капелин, Ю. Гусев, О. Абрамов и др.

М. активно занимался не только проблемами методики игры на тромбоне, но и усовершенствованием инструмента: в 1980 году в Женевском «Брасс-бюллетене» была опубликована его статья о тромбоне с двойной кулисой, над конструкцией которого он работал. Им создано большое количество сочинений и переложений для тромбона с фортепиано и для ансамблей тромбонов. Некоторые из сочинений изданы.

Наряду с классом тромбона, вёл в Саратовской консерватории многие учебные курсы: «Историю советской музыки», «Историю исполнительства на духовых инструментах», «Методику преподавания игры на духовых инструментах», «Музыкальную критику» и т.д. Под его руководством написано и защищено большое количество дипломных и курсовых работ.

М. выступал в концертах в консерватории и филармонии как исполнитель и лектор, вёл просветительскую деятельность на радио и телевидении, им опубликовано множество статей в местной прессе. Многолетнее сотрудничество связывало его с Саратовским оперным театром, итогом чего стал его двухтомный труд «История саратовского оперного театра». Первый том, вышедший в 1996 году, был оценен изданием «Музыкальное обозрение», как «Книга года».

Вел большую и плодотворную краеведческую работу в архивах Саратова. Он обнаружил считавшуюся утерянной партитуру симфонической поэмы А. Рубинштейна, установил автора знаменитой песни «Калинка» – И.П. Ларионова. Был активным участником музыкальной жизни не только Саратова, но и бывших республик СССР. Его приглашали возглавлять Государственные экзаменационные комиссии в музыкальных вузах и училищах разных городов; он проводил семинары, консультации, входил в состав жюри джазовых фестивалей и конкурсов исполнителей на духовых инструментах.

Литературное наследие М. включает более трехсот публикаций (первая вышла в 1950, последняя – посмертно). Это музыковедческие, методические, журналистские публикации в разных жанрах: книги, исследования, научные статьи, очерки, литературные сочинения, рецензии, учебные пособия, музыкальные произведения.

Основные литературные труды: Государственный уральский народный хор. – Свердловск, 1958 - 131 с.; Методика обучения игре на тромбоне (на украинском языке) – Киев, 1976. – 111 с.; С песней и танцем. Государственный уральский народный хор. – Свердловск, 1979. – 79 с.; Композиторы и музыковеды Саратова. Библиографический справочник. – Саратов, 1982. – 111 с.; Голос сердца. Страницы жизни О.П.Калининой. – Саратов, 1989. – 135 с.; Саратовский академический театр оперы и балета: В 2-х томах: Т.1: «Солидное артистическое дело». – С., 1996. – 325 с.; Т.2: «Саратов – сугубо оперный город» - С., 2004 – 341 с.;  

Опубликованные музыкальные произведения и переложения: Этюд для тромбона с фортепиано // Пьесы советских композиторов для тромбона с фортепиано: сб.6. – М., 1969. – С. 11-18;    Эскиз для тромбона с фортепиано. – Киев, 1971. – С. 1-13; А.К. Лядов «Протяжная»: Переложение для тромбона. – М., 1958. – С.3-4.

З.Б. Карташева, Т.Ф.Малышева

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма