Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

«Листая милые страницы»

Народная песня всегда современна. Даже если из глубин народной памяти выплывает старая, давно забытая песня, она может сохранить известность только при условии соответствия новым запросам жизни, новым эстетическим вкусам. Фольклор, как известно – синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – музыкального, словесного, хореографического и театрального. 27 марта 2022 года в Малом зале консерватории состоялся отчётный концерт студентов IV курса кафедры народного пения и этномузыкологии – фольклорного ансамбля «Раменье», руководитель – доцент Малина Альбина Юрьевна, преподаватель-хореограф Евдокимова Виктория Васильевна.

В концерте прозвучали песни разных регионов России. Западнорусская певческая традиция была представлена песнями Смоленской и Брянской областей; Сибирь – фольклором Забайкалья и Томской, Новосибирской, Омской областями; Южный регион – песнями Воронежской, Белгородской, Орловской, Саратовской области. За время своего обучения, студенческий коллектив осваивал различные песенные традиции и вокальные приёмы. Каждому участнику ансамбля «Раменье» в равной степени удаются сольные запевы, песни с хореографией и инструментальным сопровождением, а также различные фольклорные жанры: шуточные, игровые, лирические, хороводные. На сегодняшний день коллектив работает над изучением фольклора по архивным аудиозаписям.

Для открытия концерта был выбран уникальный образец более поздней лирики широко распространённой народной песни, её смоленский вариант, записанный в деревне Сукромля, Ершичского района – «Горы Воробьёвские». Этот вариант интересен высоким орнаментальным подголоском. В.М. Щуров отмечал здесь влияние украинской культуры XVIII века. Запевала Кудрявцева Анна.

Традиционные протяжные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. В лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к различным жизненным явлениям и фактам, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Поздняя лирическая песня Смоленской области «Мне не мила, ни люба здешняя сторонка», г. Духовщина, Смоленской обл., запись, нотация и расшифровка Малиной А.Ю. Поведала слушателям о неразделённой девичьей любви. Аутентичное исполнение имеет сезонную приуроченность – исполнялась на гуляньях и в беседах в зимний период, «маслинская». Запевала Осадская Анна.

«Где живёт моя милая» – вёшняя или весняная девичья гукальная календарная песня, записана в с. Курковичи, Стародубского района, Брянской области. Запевала Тагаймурадова Наталья.

Лирическая песня «Ходила девчоночка» в обработке В. Бакке прозвучала в неполном варианте в исполнении ансамбля, она была записана в 1920 году в с. Донское, Воронежской губернии М. Пятницким. Песня завораживает сложным переплетением голосов. Строй и дикция в ансамбле были на высоте. Запевала Филиппова Ульяна.

Лирика – вершина песенного искусства и творчества народа. «Соловей с кукушечкой сговаривался» лирическая песня, сюжет рекрутский, записана В.М. Щуровым в с. Иловка, Алексеевского района, Белгородской обл. Эта традиция славится яркими красками, терпкими сочетаниями голосов. Запевала Дубровина Ольга.

Девичья шуточная «Затопила Дуня баню» записана в с. Черемошны, Мценского района, Орловской обл. В основе её лежит целотоновый звукоряд, который расширяется вниз на малую терцию, за счёт чего увеличивается диапазон, раскрашиваются тембры голосов. Запевала Ежова Мария.

Особо следует отметить прозвучавшие в исполнении ансамбля семейские песни. «Семейская песня являет пример высоко развитой музыкальной культуры, в частности высоко развитого народного многоголосия, – пишет М. Берлинский – … мы можем встретить среди них большое количество древнейших русских напевов, которые уцелели лишь в немногих уголках России». Хороводная песня Западной Сибири «Закаталось красно солнышко», записана в селе Большой Куналей, Тарбагатайского района, республики Бурятия, жанр, который занимает важное место в репертуаре старожилов края. По словам В.М. Щурова: «В Сибири поют сурово, ближе к мужской традиции». Очень красивый запев прозвучал в исполнении Осадской Анны.

«Ой, да что во Томской, во губернии», записана в с. Балман, Куйбышевского района, Новосибирской области. Напев песни излагается неторопливо, плавно, в низком и среднем регистрах, с использованием миксолидийских ладовых красок. Манера пения – открытая, многоголосие развитое. Протяжная лирическая песня имеет насыщенную полифоническую фактуру. Она обладает большой выразительностью со стороны словесного текста и красотой напева: присутствует узорчатая мелизматика, временами возникают терпкие диссонансные звукосочетания, используются разнообразные формы ладовой переменности. Говор семейских – акающий и якающий. Слоги стиха широко распеваются. Запевали Ежова Мария и Филиппова Ульяна.

«Черный ворон воду пил», записана в селе Талбакуль, Колосовского района, Омской области. Здесь совершенно другой звук, более вязкий, объёмный, со словообрывами, большого диапазона, с сочетанием «игрой» дорийского и натурального минора. Запевала Учаева Лидия.

Хороводная, плясовая песня «Я малым малёшенька» из репертуара семейских Забайкалья, записана в селе Малоархангельское, Красночикойского района, Читинской области, прозвучала с использованием элементов традиционной хореографии (преподаватель Евдокимова В.В.). Студенты IV курса познакомились с весьма красивой своеобразной певческой традицией, отличающейся большой самобытностью. Запевала Осадская Анна.

        В репертуаре ансамбля много песен саратовской традиции, большую их часть составляет лирика. Аутентичные произведения многоголосны, имеют многорегистровую фактуру с тонкими голосами, которые дублируют альтовый подголосок, дорийский звукоряд. На отчётном концерте было представлено четыре произведения. Девичья лирика «На горе-то дождичек», записана в с. Подлесное, Хвалынского района. Запевала Дубровина Ольга.

«Эсминец», записана А.С. Ярешко в с. Апалиха, Хвалынского района. Она включена в сборник А.С. Ярешко «Песни Великой отечественной войны». В лирической песни личные любовные чувства тесно переплетены с героико-патриотическим настроением. Её особенность – очень развитые высокие голоса. Запевала Дубровина Ольга.

«Соколик», песня со свадебным сюжетом, записана М.А. Папекянц в с. Максимовка, Базарно-Карабулакского района. Запевала Осадская Анна.

«Где ты заинька вечор был?», записана в с. Апалиха, Хвалынского района. Игровые вечёрошные песни – более всего распространённый жанр в саратовском Поволжье, она была исполнена с сопровождением балалайки, играл Артём Тагаймурадов, запевала Осадская Анна.

Как справедливо отметил Александр Сергеевич Ярешко: «Сила народного искусства огромна. Во все времена, в прошлом и настоящем, подчиняясь своим внутренним законам возникновения и художественного развития, народная песня несла неповторимый заряд жизненной энергии, отражая свою неповторимую эпоху». В воскресный день на отчётном концерте студентов IV курса публика получила большое удовольствие и хорошее настроение от исполненных ансамблем «Раменье» таких разностильных и ярких народных песен России.

 

доцент кафедры народного

     пения и этномузыкологии,

     кандидат искусствоведения

     Шубина О.А.

 

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма