Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

ЛИПАЕВ Иван Васильевич

ЛИПАЕВ Иван Васильевич (17(29).05. 1865, Спиридоновка Саратовской губ. – 25.09. 1942, Ташкент) – тромбонист, педагог, музыкальный критик, общественный деятель. Засл. артист Республики (1925).

Родился в семье сельского учителя, мальчиком пел в архиерейском хоре, который содержался купцом-меценатом Н.С.Субботиным. В 12 лет начал учиться игре на скрипке у В.М.Козырева, бывшего крепостного музыканта, жившего со своим помещиком в Париже и бравшего уроки у А.Вьетана. В 1887 (1888?) окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу теории музыки и композиции у проф. П.И.Бларамберга и по классу тромбона у проф. Х.И.Брока. Играл в оркестре Большого театра в 1903-1912 и в 1924-1931. Был знаком с Н.Г.Чернышевским и П.И.Чайковским.

С 1885 активно занимался музыкально-критической деятельностью, публиковал статьи во многих периодических изданиях, редактировал журналы «Музыкальный труженик» и «Оркестр». В 1896-1917 был корреспондентом и сотрудником «Русской музыкальной газеты». В Москве возглавлял Общество взаимопомощи оркестровых музыкантов, вёл работу по организации их труда. Обладая большими организационными способностями, помог многим оркестрантам.

На работу в Саратовскую консерваторию был приглашён в 1912 С.К.Экснером в качестве преподавателя по классам тромбона и истории музыки. Работал в консерватории до 1921 (с 1917 – в должности проф.), вёл класс тромбона, читал лекции по истории театра, музыки и церковного пения. Размах развёрнутой им в Саратове просветительской, популяризаторской работы был огромен. Он постоянно выступал с публичными лекциями по вопросам развития искусства в различных аудиториях. В своей музыкально-просветительской работе следовал демократическому принципу «Искусство – народу», размышления о котором опубликовал в двух номерах Саратовского художественно-литературного и социально-политического журнала «Горнило» (1918, № 1 от 5 июля и № 2 от 1 августа).

В Саратове продолжил свою работу в качестве музыкального критика, писал статьи в местные периодические издания, освещал музыкальную жизнь города в столичной «Русской музыкальной газете», с которой постоянно сотрудничал. Каждый симфонический концерт предварял заметками, в которых давал информацию о композиторах и исполняемых произведениях. Зимой 1913 в газете «Саратовский листок» опубликовал цикл статей под рубрикой «Письма об искусстве», в которых осветил не только музыкальные явления, но и проблемы, связанные с развитием театра, кинематографа, живописи (писал о Художественном театре, творчестве передвижников, картине Репина «Убиение Иваном Грозным своего сына»). Затрагивал в статьях и общие эстетические вопросы. Наряду с рецензиями на концерты, проходившие в Саратове, публиковал лекции по искусству для людей, желающих приобщиться к мировой и отечественной культуре. Многие его публикации посвящены памятным датам в истории музыки и других видов искусства.

В музыкальной секции Саратовского городского внешкольного подотдела Народного образования на педагогических курсах читал общедоступные лекции по истории народной песни. Вместе с альтистом Г.К.Ершовым организовал проведение лекций-концертов для учащихся воскресных школ. Его выступлениями предварялись консерваторские концерты, в том числе торжественные акты, посвящённые памятным датам в истории музыки. Во многом благодаря его активной деятельности в Саратове были открыты хоровые классы, с которых начала складываться Народная консерватория – организация, сыгравшая большую роль в деле музыкального просвещения со второй половины 1910-х и до конца 1920-х. Л. принимал активное участие в симфонических концертах в Коммерческом клубе и в его саду, где выступал с пользовавшимися огромной популярностью публичными лекциями, сопровождавшимися музыкальными иллюстрациями в исполнении оркестра. В концерте «Вечер свободы», посвящённом Дню Парижской коммуны, дирижировал огромным хоровым и оркестровым составом исполнителей (300 человек).

В Саратове продолжил начатую им в Москве организационную работу по оказанию помощи музыкантам. Вместе с М.Я.Александровым возглавил созданное им в 1917 Общество музыкантов, при котором были основаны Общество взаимопомощи и Бюро по приисканию труда. С 1918 работал в Союзе оркестрантов и в Коллегии по делам Саратовского музыкального округа.

В 1921 Л. был назначен на должность зав. сектором ЦК Всерабиса в Москве и уехал из Саратова. Исполнительскую деятельность продолжил в Персимфансе. В 1923 был приглашён в оркестр Большого театра. В 1925 Л. присвоено звание Засл. артист РСФСР.

Соч.: Оркестровые музыканты. – М., 1904; Александр Николаевич Скрябин. – М., 1913; Сергей Васильевич Рахманинов. – М., 1913; Сергей Иванович Танеев. – М., 1915 и др. Современники о А.Д. Кастальском: Прижизненные публикации [до 1926] // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.V. Александр Кастальский (Статьи, материалы, воспоминания И.В. Липаева, Н.И. Компанейского, М.А. Лисицына, И. Глебова (Б.В. Асафьева), Л.Л. Сабанеева, С. А. Бугославского, Н.А. Рославца, Л.Л. Калтата) / Гос. ин-т искусствознания. Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки; Ред.- сост., авт. вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверева - М.: Знак, 2006. - С. 239-320.

Лит.: Евдокимов Я.К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. – М., 1960; Малышева Т.Ф. И.В.Липаев – летописец музыкальной жизни Саратова // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: Изд. СГК, 2004. Таубе Н.Ф. История Саратовской консерватории (рукопись): Очерк 1. – Саратов, 1962. Ямпольский И.М. Липаев // Музыкальная энциклопедия: В 6 тт.: Т. 3. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. – С. 276.

Малышева Т.Ф., Н.П. Туренкова

 

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма