Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

ХРИСТИАНСЕН Лев Львович

ХРИСТИАНСЕН Лев Львович (13.03.1910, Псков – 13.10.1985, Саратов) – исследователь, педагог, музыкально-общественный деятель.

По материнской линии происходил из столбовых дворян Шикуновых. Отец – Лео Александер (Лев Александрович) Христиансен, имевший скандинавское (вероятно, шведское) происхождение – выпускник юридического факультета Петербургского университета, служил в Пскове в юридическом учреждении. Был очень музыкальным человеком, страстным любителем музыки и хорошим певцом, обладателем отличного тенора. Помимо арий и романсов русских и западноевропейских композиторов пел русские народные песни, аккомпанируя себе на пианино.

После рождения Х. семья переехала в Хвалынск Саратовской губ., где Лев Александрович получил место помощника прокурора. Предположительно после революции 1917, семья перебралась в Саратов, где Лев Александрович, работая судебным следователем, получил одновременно контракт в Саратовском оперном театре и выступал в небольших ролях тенорового репертуара.

В Саратове Х. начал учиться в гимназии. Продолжил обучение в Бальцере (ныне Красноармейск), куда переехал с семьей. Участвовал в работе художественной самодеятельности, пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов. Начал трудовую деятельность с 1929 в качестве зав. клубом и руководителя оркестра народных инструментов. С 1929 по 1932 учился в Саратовском муз. техникуме, получив среднее дирижёрско-хоровое образование, в 1932 поступил в Московскую консерваторию на историко-теоретический факультет, который окончил с отличием в 1938. Работал в Москве начальником отдела муз. учреждений Управления по делам искусств при СНК РСФСР (1938-1941), управляющим и художественным руководителем Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (1941-1942), художественным руководителем Свердловской и Молдавской филармоний, художественным руководителем Уральского на­родного хора, организатором которого стал в 1943 (руководил до 1959) Уральский хор стал известен и популярен не только в СССР, но и зарубежом, где хор гастролировал в с 1952 по 1958 хор получил три первые и одну вторую премии на международных конкурсах и две премии на Всесоюзном Фестивале молодежи в 1957. В 1959 Х. получил звание Лауреата Международных художественных конкурсов VI Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве (золотая медаль).

Артистическое и научное освоение фольклора шли параллельными путями. Исследовательская деятельность дала материал для канд. диссертации, успешно защищенной в МГК. По совместительству Х. преподавал народное муз. творчество и историю музыки в Уральской и Кишиневской консерваториях. В Уральской консерватории заведовал каф. истории музыки.

Х. был одним из организаторов ВХО. За заслуги в развитии хорового искусства получил в 1956 звание Засл. деятеля искусств РСФСР.

В 1946 был принят в СК, в котором все время вел активную работу: был членом Правления, делегатом съездов, членом Ревизионной комиссии и Правления СК СССР, ответственным секретарем Правления Нижнегородской организации. Читал публичные лекции, публиковал критические и научные статьи в местной и союзной прессе. На Урале собрал около 2000 народных песен. Был председателем Уральской фольклорной комиссии, членом фольклорной комиссии РСФСР и СССР. Издал ряд сборников народных песен – научных и репертуарных. Книга «Современное народное творчество Свердловской области», изданная Музгизом, защищена в 1958 в качестве канд. диссертации.

С 1959 по 1964 был ректором СГК, преподавал народное творчество, заведовал каф. истории музыки. В 1960 утвержден в ученом звании доц.

Педагогическая деятельность в Уральской, а затем в Саратовской консерваториях, накопление опыта, знаний в области народного творчества, привели к созданию Х. в 1967 отделения руководителей народного хора в СГК. С этого времени в музыкальных учебных заведениях была введена новая специализация, что означало профессионализацию фольклорного образования. В течение нескольких лет Х. также читал лекции и проводил практические занятия со студентами ГМПИ им. Гнесиных, где, годом раньше, было открыто подобное отделение.

Значительным вкладом в фольклористику был фундаментальный труд Х. «Ладовая интонационность». Х. принадлежат книги и сборники «Современное народное песенное творчество Свердловской области», «Уральские народные песни», в которых, несмотря на сложившийся академизм изданий, он остаётся страстным публицистом, пропагандистом фольклора. Х. впервые ввел в исследовательский обиход т.н. «гитарные песни».

Как музыкальный деятель был в составе советской делегации на VII конгрессе Международного Музыкального Совета ЮНЕСКО в 1971 в Москве. Участвовал с сообщениями на всесоюзных конференциях по фольклору, созванных Академией наук СССР в Ленинграде, Киеве и Новгороде. По приглашению из Венгрии, участвовал на теоретической конференции о рабочем фольклоре на Венгерском фестивале рабочих хоров и рабочей молодежи в Будапеште (1973). Был в составе делегации СК СССР на Трибуне Югославской музыки /1973/. Выступил с докладом на Сессии Академии искусств ГДР в Берлине в 1974. Неоднократно был председателем жюри на конкурсах и смотрах самодеятельности. Был членом жюри 1-го и 2-го Всероссийских конкурсов исполнителей народных песен.

В 1974 было присвоено звание проф. Среди учеников – проф. СГК А.С.Ярешко, Е.А.Сапогова, Н.В.Богданова, И.Л.Егорова.

Основные работы: Уральские народные песни. – М., 1961; Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5 – М., 1976; Ладовая интонационность русской народной песни. – М., 1976.; Встречи с народными певцами: Воспоминания. – М., 1984; Избранные статьи по фольклору (к 100-летию со дня рождения). – Саратов: СГК, 2010.

Лит: Ярешко А. Лев Христиансен // Композиторы и музыковеды Саратова. – М., Композитор, 2008. с. 86-99. СБОРНИК

А.С.Ярешко


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма