Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Доцент Т.В. Грачева в жюри Международного конкурса домристов

А. Цыганков Гусляр и скоморох

Доцент кафедры народных инструментов Саратовской консерватории Татьяна Грачева стала членом жюри I Международного конкурса игры под фонограмму (электронный аккомпанемент) среди домристов. В условиях самоизоляции проведение этого конкурса было интересным и своевременным решением. В конкурсе приняли участие около 100 домристов, трое участников было из Саратовской области. Конкурс проходил на платформе социальной сети «В контакте» под эгидой группы «Новый репертуар для домры». Результаты конкурса будут оглашены в воскресенье, 17 мая, но уже сейчас можно сказать, что уровень участников довольно высокий.

Мы публикуем обращение Татьяны Владиславовны к участникам конкурса, в нем она поделилась опытом выступлений с компьютером и некоторыми методическими рекомендациями по работе с электронным сопровождением. А также публикуем видео, послужившее импровизированным концертом членов жюри.

«Дорогие наши участники конкурса!

Большинство из вас впервые испытали, каково это, когда твой партнер по сцене не концертмейстер, живой, тонко чувствующий малейшие темповые и динамические отклонения солиста музыкант, а электронный аккомпанемент, фонограмма – по сути: компьютер.

Это сложно и интересно одновременно. Сложно, потому что ваше музыкальное сопровождение неумолимо движется по заранее заданному пути. Интересно, поскольку настоящему музыканту всегда хочется испытывать новые эмоции, связанные с исполнительством и с музыкой.

В свое время я очень много играла с компьютером и могу поделиться опытом, рассказать о плюсах и минусах подобного музицирования. Скажу сперва, что сама я на начальном этапе знакомства с этим видом музицирования прошла две стадии психологической исполнительской адаптации, которые в большей или меньшей степени могут быть у каждого из вас. Первая – это чувство дискомфорта, ощущение связанности по рукам и ногам, ощущение отсутствия свободы. Поскольку я была уже достаточно взрослым музыкантом, да к тому же еще и довольно своенравной в музыкальном плане личностью, подчиниться условиям неизменного аккомпанемента было сложно. Но затем произошло прозрение, я бы даже сказала – откровение. То, что я считала своей ритмической клеткой, почти тюрьмой, начала вдруг воспринимать по-другому – как основу, опору или лестницу, каркас, вокруг которого находится много пространства для моей музыкальной свободы, и поняла, что вот он компромисс – можно ощущать себя свободной, импровизировать, если есть желание, достаточно «не вывалиться из квадрата». Однако между нынешней ситуацией и моими первыми опытами есть одно существенное отличие – сегодня так играть всех вынуждают обстоятельства, меня же никто не принуждал, это был творческий эксперимент, в который я в последствии вовлекла и некоторых моих друзей.

Плюсы данного вида музицирования очевидны. Компьютер заменил мне унылый метроном, организовал мое понимание метроритмической структуры музыкального времени, усилил ощущение темпа, и в последствии при использовании агогики в исполнении с обычным сопровождением я легче и точнее возвращалась в основной темп, как бы далеко я от него ни отклонялась.

Минусы, как ни странно, тоже вполне очевидны. Компьютер никогда не среагирует на ваше настроение, на желание иначе проинтонировать фразу, не так, как вчера. Это вы можете сделать только с живыми людьми, их вы можете подчинить своей интонации, заразить своим настроением, ведь солист обязан быть лидером, и он должен рассказать на каждом концерте, что у него на душе. Да и по дороге на свой сольный концерт, особенно если он далеко от дома, есть с кем поговорить, но совершенно иначе, если у вас в сумочке просто лежит диск, который вы перед выступлением просто передадите звукорежиссеру!

В наших сегодняшних условиях игра под фонограмму – это с одной стороны, большая методическая помощь нам в развитии и формировании чувства ритма у наших воспитанников, а с другой – повод сказать слова благодарности нашим концертмейстерам, которые, являясь нашими партнерами по сцене, разделяют в полной мере наши взлеты и падения, восторги и отчаяния, помогают нам передать свои откровения, все, что мы хотели бы сказать исполняемой музыкой, в зал – нашей публике».


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма