Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Григорий Яковлевич

БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Григорий Яковлевич (5.01.1882, с. Алексеевка Харьковской губернии – 13.10.1952, Саратов) – валторнист, дирижёр симфонического оркестра, педагог, музыкально-общественный деятель.

Пел в церковном хоре, в возрасте десяти лет организовал школьный хор. В 1897 поступил в Харьковское музыкальное училище ИРМО, где обучался по классу валторны у Ю.Юрьяна. Вынужден был работать – пел в церковном хоре, работал переписчиком в Нотариальной конторе. В 1903 окончил училище по специальностям дирижера и валторниста. По окончании училища переехал в Москву. В 1904 был приглашён в оркестр Московской оперы С.И.Зимина, где работал в течение зимних сезонов до 1913. В летние сезоны принимал участие в концертах лучших оркестров страны, гастролировавших в Кисловодске, Ялте, Севастополе, Ростове, Харькове и др. С 1912. работал в качестве дирижера симфонических оркестров Ростова и Славянска. Играл в симфонических оркестрах Москвы, участвовал в концертах известных дирижеров (В.Сафонова, М.Ипполитова-Иванова, Л.Штейнберга, Н.Сука, Э.Купера).

В 1913 был приглашён С.К.Экснером в Саратовскую консерваторию в качестве педагога по классу валторны (с 1917 – в должности старшего преподавателя). В 1918 был избран Художественным Советом на должность проф. Уже первый его выпускник – Савков – сразу по окончании вуза с успехом выдержал конкурс на должность валторниста оркестра Императорского Мариинского театра.

Б. занимался методической работой, разрабатывал принципы развития кантилены на валторне. Занимался переложением для валторны соло и для ансамблей с участием валторны произведений И.-С.Баха, К.-В.Глюка, Г.-Ф.Генделя, Д.-Б.Мартини, А.К.Лядова, П.И.Чайковского, вокализов Конконе. Переложил для валторны с фортепиано многие оперные фрагменты: из «Князя Игоря» А.П.Бородина, «Снегурочки», «Царской невесты», «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Большой популярностью пользовалось его переложение «Грёз» Шумана для квартета валторн. Методические работы Б. и его переложения не были опубликованы и не дошли до нашего времени.

Выступал во многих концертах в разных ансамблевых составах, в том числе в квинтете духовых инструментов, в котором принимали участие также М.И.Султанов (флейта), Г.К.Поповицкий (гобой), В.Ц.Лаун (кларнет), Н.Р.Погребняк (фагот).

Входил в состав оперной труппы, организованной профессором М.Е.Медведевым в 1916. Будучи уже проф., в течение 4 лет занимался в классе вокала проф. М.Е.Медведева. В сезоне 1919-1920 был солистом-певцом Саратовского оперного театра. С 1921 был дирижёром оперного класса консерватории. С 1922 по 1933 работал дирижёром в Саратовском театре оперы и балета. Два летних сезона (1929 и 1930) дирижировал симфоническим оркестром в саду им. К.Маркса. Организовывал оперные кружки при клубах, разучивал партии с любителями музыки, ставил спектакли на клубных сценах.

Когда в 1923 процесс обучения музыке был разделён на 3 ступени (школа – техникум – вуз), работал в основном в школе 1 ступени и в музыкальном техникуме. С 1923 расширилась его педагогическая деятельность: Б. стал вести не только класс валторны, но и оперный класс, оперный ансамбль, оперный хор и духовой ансамбль. В 1923-1949 был дирижёром оперного класса, с 1937 руководил этим классом, а в 1945-1947 возглавлял вокальную кафедру. В 1945 Президиумом Верховного Совета СССР был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Работал в консерватории до выхода на пенсию в 1950. Выпустил более 40 валторнистов. В Саратовской консерватории работали его ученики: Б.И.Тютьманов, доцент А.Т.Сердюк.

Методические работы: Основные принципы развития кантилены на валторне. – Саратов, 1937: Рукопись. – (Библиотека СГК)

Лит.: Евдокимов Я.К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. – М., 1960; Таубе Н.Ф. История Саратовской консерватории (рукопись): Очерк 1.  – Саратов, 1962.

Н. Медведева, Т. Малышева


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма