Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости

Кафедра теории музыки и композиции


  • Кафедра теории музыки и композиции – ровесница Саратовской Алексеевской Консерватории, открытой в 1912 году. Основателями кафедры стали блестящие музыканты, композиторы и теоретики Л.М. Рудольф (ученик С.И. Танеева, инициатор и активный участник в деле открытия консерватории) и Г.Э. Конюс (ученик С.И. Танеева и А.С. Аренского), заложившие фундамент музыкально-теоретического, музыкально-исторического (энциклопедического) и композиторского образования в Саратове. История первых десятилетий работы кафедры связана с именами таких крупных музыкантов, как Я.К. Евдокимов, М.К. Михайлов, И.А. Тютьманов, И.Д. Тулупников. В укреплении научного потенциала кафедры большую роль сыграла Московская консерватория в период военных 1941–1942 годов, когда многие профессора консерватории были эвакуированы в Саратов. В их числе музыковеды В.О. Берков, Г.А. Дмитриевский, И.И. Дубовский, Ю.В. Келдыш, Б.В. Левик, Т.Н. Ливанова, Вл.В. Протопопов, Я.И. Рабинович, И.Я. Рыжкин, О.Л. и С.С. Скребковы, В.Э. Ферман, Б.Л. Яворский, В.Я. Ярустовский; композиторы Г.И. Литинский, Ю.М. Александров. Это было плодотворное время совместного творчества московских и саратовских музыковедов и композиторов – написание монографий и диссертаций, проведение научных сессий, семинаров и концертов. В их ряду историческим событием стал цикл выдающихся «баховских» семинаров Б.Л. Яворского (скончавшегося и похороненного в Саратове), памяти которого посвящена ежегодная, проводимая с 1992 года, Всероссийская научно-практическая конференция.

    В 50-е–60-е годы XX века на кафедру приходит новое поколение музыкантов, в числе которых музыковеды М.Ф. Гейлиг, Е.В. Майбурова, Л.Я. Хинчин, Н.В. Пуреховский, Б.А. Сосновцев и И.А. Сосновцева, Т.М. Решетникова, К.Л. Хмара, Р.С. Таубе и Н.Ф. Таубе, И.А. Никонов; композиторы М.Н. Симанский, Е.В. Гохман, О.А. Моралёв, А.А. Бренинг. С их именами, а также с именами их талантливых учеников, кандидатов искусствоведения, профессоров и доцентов Н.Г. Хлебниковой, Е.Д. Ершовой, Е.И. Вартановой, Е.В. Лебедевой, И.М. Левиной, Т.А. Свистуненко, Л.В. Севостьяновой, О.И. Кулапиной, а впоследствии В.Г. Королевского, В.С. Мишле и других, связано становление и развитие современной истории кафедры. В разные годы кафедру возглавляли профессора Л.М. Рудольф, Б.А. Сосновцев, Е.Д. Ершова, Е.И. Вартанова, Н.В. Иванова, Т.В. Карташова.

    В настоящее время кафедра теории музыки и композиции – одно из ведущих образовательных и научно-творческих подразделений консерватории. На кафедре работают музыковеды и композиторы – доктора искусствоведения, профессора О.И. Кулапина, Л.А. Вишневская, С.П. Полозов, Т.В. Карташова; кандидаты искусствоведения, профессора Н.В. Иванова, В.С. Мишле, Е.В. Пономарёва, Т.А. Свистуненко; кандидаты искусствоведения, доценты В.В. Орлов, И.А. Субботин, И.В. Рыбкова; кандидат искусствоведения, старший преподаватель Н.Б. Бондаренко; преподаватель С.О. Печёнкина. Заведующая кафедрой – Л.А. Вишневская.

    Деятельность кафедры теории музыки и композиции нацелена на разработку фундаментальных проблем музыкознания и охватывает спектр направлений в области учебной, методической, научно-исследовательской, творческой, просветительской и работы по профессиональной ориентации. Теоретические и прикладные исследования осуществляются по следующим направлениям: 1. Теоретические проблемы музыки саратовских композиторов. Теоретические проблемы северокавказской народной музыки (проф. Л.А. Вишневская). 2. Фундаментальные проблемы музыкальных стилей и жанров (доц. Е.В. Пономарёва, преп. Н.Б. Бондаренко). 3. Теория полифонии в современной музыке. Современные композиторские техники (доц. В.В. Орлов). 4. Мультимедийные ресурсы современного музыкального образования (доц. И.А. Субботин и В.В. Орлов, проф. В.С. Мишле). 5. Музыкальная семиотика и информология (проф. С.П. Полозов). 6. Теоретическое и творческое наследие кафедры теории музыки и композиции (проф. Н.В. Иванова). 7. Проблемы методологии теоретического музыкознания и этномузыкознания (проф. О.И. Кулапина). 8. Теория, история стилей и жанров музыкальных культур мира (проф. Т.В. Карташова).

    Педагоги кафедры ежегодно участвуют в издании авторских монографий, учебных и учебно-методических пособий, своих сочинений и транскрипций, осуществляют публикации в журналах ВАК, в сборниках статей из списка научных цитирований РИНЦ, Scopus, Web of Science, входят в редакционную коллегию ряда российских и международных научных журналов. Педагоги и студенты кафедры – активные участники международных и всероссийских научных и научно-практических конференций, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов композиторов и музыковедов. Одно из приоритетных направлений в работе кафедры – сохранение её педагогических и творческих традиций, связанное с изучением, изданием и введением в учебный процесс архивного теоретического наследия музыковедов и сочинений композиторов прошлого. На базе авторских методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин и научно-исследовательских разработок, педагоги кафедры регулярно проводят и записывают мастер-классы, открытые уроки и лекции (в том числе, онлайн) в разных регионах России. Педагоги и студенты композиторского «крыла» кафедры – постоянные участники концертных проектов, осуществляемых, в том числе, в содружестве с исполнительскими кафедрами.

    В числе наиболее крупных и действующих на постоянной основе проектов: Международный конкурс молодых композиторов имени А.Г. Шнитке; Международный фестиваль современного искусства «Арт-модерн» (худ. рук. доц. В.В. Орлов); Всероссийская открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам (для учащихся Ссузов культуры и искусств); Межрегиональный методический семинар по музыкально-теоретическими и историческим дисциплинам (для педагогов Ссузов культуры и искусств); Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Педагогическая практикапуть к индивидуальной педагогике»; Всероссийский конкурс юных композиторов имени Е.В. Гохман; Межрегиональный (межвузовский) конкурс полифонических сочинений имени А.А. Бренинга; Внутривузовская олимпиада «Теория музыкидля всех». Это также проекты ансамбля «Театр новой музыки» (худ. рук. доц. В.В. Орлов); архивно-творческий проект «Год композитора» (худ. рук. проф. Н.В. Иванова); Внутривузовская студенческая конференция «Музыкальное искусство и наука: диалог времён и современные тенденции» (рук. проф. Т.В. Карташова). Это такие издательские проекты, как «Научно-методические записки кафедры теории музыки и композиции»; «Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции»; нотное издание «Композиторы саратовской школы».

    В 2015 году за заслуги в развитии отечественного образования кафедра теории музыки и композиции СГК имени Л.В. Собинова награждена дипломом РАЕ «Золотая кафедра России».

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма