Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 4 (22)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Полозова И. В., Пономарева Е. В


Юбилейный год Рахманинова в Саратовской консерватории

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья освещает события Саратовской консерватории, приуроченные к празднованию 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова. В работе рассматриваются два основных направления юбилейных мероприятий: проведение Международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию С. В. Рахманинова» и концертные программы с музыкой Рахманинова, центральным событием которых стало исполнение «Всенощного бдения» ор. 37. В статье излагается систематизированная информация об истории исполнения этого сочинения при жизни Рахманинова и в Саратове в последние 40 лет, особо отмечается роль «Театра хоровой музыки» под руководством Л. Лицовой в исполнении этого сочинения. В работе анализируются основные аспекты научных изысканий, связанных с творчеством Рахманинова, отмечаются актуальные направления исследований с позиций герменевтики, интерпретологии, интертекстуальности и т. п.

    Ключевые слова: С. В. Рахманинов, Международные научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества», Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научные конференции, Всенощное бдение, «Театр хоровой музыки», «Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии».


Теория и история искусства

Кекова С. В., Измайлов Р. Р.


К проблеме экзегезы поэтического текста: «священная реальность» в стихотворении Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой»

Страницы 8–15

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена особому духовно-эстетическому методу анализа произведений искусства. Этот метод требует привлечения не только чисто искусствоведческой и философско-эстетической мысли, но и богословско-искусствоведческой, так как духовная, религиозная составляющая произведения искусства требует адекватных способов анализа. Методы искусствоведения дополняются ещё одним компонентом, который можно назвать теология искусства. Благодаря этой компоненте можно говорить о богословии музыки, и о богословии изобразительного искусства, и о богословии литературы. На примере анализа стихотворения Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой» показаны возможности такого метода. Проведённая экзегеза поэтического текста позволила вскрыть глубинные метафизические смыслы произведения. Мы приходим к убедительному выводу, что стихотворение Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой» является своего рода «богословским текстом», который раскрывает нам смысл исторического процесса в его библейских, эсхатологических координатах. Таким образом, духовно-эстетический метод является действенным и актуальным при исследовании произведения искусства.

    Ключевые слова: духовно-эстетический анализ, теология искусства, экзегеза поэтического текста, Николай Заболоцкий.

Попов Д. А.


Трансформация романтического ориентализма во французской и итальянской опере XIX — начала XX в.

Страницы 12–19

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме трансформации романтического ориентализма в оперном искусстве. Автор рассматривает общее представление об ориентализме и характеризует его место в системе романтических представлений. На основании анализа произведений Джакомо Мейербера, Жюля Массне, Джакомо Пуччини он приходит к выводу, что первоначальный ориентализм неизбежно менялся в результате знакомства романтиков с действительностью восточных стран. Романтизм на первом этапе своего развития представляет Восток как сказочную страну грез, но постепенно такое изображение Востока становится невозможным. Появление новых фактов и сведений о Востоке приводит к тому, что от фантазий на восточные сюжеты романтизм переходит к этнографической точности и поэтизации восточной реальности. Данный процесс наблюдается во всех видах искусства, но в опере происходит с некоторым опозданием. Достоверность изображения Востока приводит к разрушению романтической оперной эстетики. Как следствие, на последнем этапе своего развития романтизм возвращается к изображению вымышленного Востока, отвечающему задачам романтического искусства.

    Ключевые слова: романтизм, ориентализм, французская опера, Джакомо Мейербер, «Африканка», Жюль Массне, «Эсклармонда», итальянская опера, Джакомо Пуччини, «Мадам Баттерфляй», Восток.

Петрова О. Л.


Коммуникативная практика как портрет эпохи (на материале текстов В. Аксёнова и В. Пелевина)

Страницы 22–29

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В переломный период исторического развития искусство выступает инструментом преобразования действительности, обращаясь к широкой аудитории и воздействуя на неё художественными средствами. Перемены в истории задают новую модель коммуникативного поведения. Отражая общую тенденцию мирового искусства — массовость и доступность, упрощение становится главным принципом творчества современного литературного, изобразительного, музыкального и киноискусства, что приводит к общему понижению границы нормы. Тиражируются предельно простые, хорошо отработанные приёмы. В сфере искусства становятся востребованными достижения в области коммуникативных технологий. Для успешного донесения и восприятия текстовой информации всё чаще используется видеоряд. Формой существования и хранения речевой культуры общества в определённый исторический период является художественный текст. Литературное произведение приобщает читателя не только к описываемому сюжету, но и к определённому культурному контексту. В статье рассматриваются особенности доминирующих коммуникативных моделей 60-х и 90-х годов, ярко воссозданные писателями В. Аксёновым в повести «Затоваренная бочкотара» и В. Пелевиным в романе «Generation П». Коммуникативная практика героев В. Аксёнова и В. Пелевина отражает экстралингвистические реалии определённого этапа в жизни российского социума на фоне размывания оппозиции «элитарное — массовое» как в речевом поведении людей, так и в искусстве.

    Ключевые слова: массовая культура, ироническая проза, гротеск, заимствования, телекоммуникация, смешение стилей, реклама, высокие технологии, общество потребления, понижение границы нормы.


Музыкальное искусство


Маклыгин А. Л.


Арнольд Бренинг и казанские «пентатоновые страсти». К столетию со дня рождения Арнольда Арнольдовича Бренинга

Страницы 30–35

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье объектом исследования является пентатоника в аспекте музыкально-теоретических дискуссий, развернувшихся в 1950–1970-е годы. Конкретно внимание фокусируется на одной из первых ладовых конференций, состоявшейся в 1958 году в Казани и посвященной как раз ключевой звуковысотной проблеме средневолжского музыкального региона. Именно на этом научном форуме ярко заявил о себе Арнольд Бренинг — в будущем выдающийся композитор, теоретик, пианист, педагог. В его судьбе своеобразно переплелись истории двух волжских консерваторий — Казани и Саратова. Данная конференция стала своего рода научно-теоретическим дебютом Бренинга, где им был высказан ряд ценных соображений по поводу теории пентатоники. Важной частью его выступления стала смелая и принципиально критическая оценка положений, изложенных в основополагающем докладе главного «пентатонового авторитета» Якова Гиршмана. Суждениям Бренинга свойственна точность и логичность излагаемых наблюдений, аргументированность и высокая степень эрудиции. По существу, с этого полемического диалога начинается многолетняя «казанская история» пентатоновой дискуссионности.

    Ключевые слова: пентатоника, ладовая теория лада, научная дискуссия, советская музыка, национальные культуры ХХ века, татарская музыка, А. Бренинг, Я. Гиршман.


Демченко А. И.


Позднее творчество И. Ф. Стравинского и некоторые итоги

Страницы 36–43

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В предлагаемой статье констатируется тот факт, что, несмотря на преклонный возраст, И. Ф. Стравинский на последнем этапе творчества сохранил присущую ему интенсивность творческого процесса, и это сказалось в дальнейшей интернационализации его художественных устремлений, в усилении эстетизации звуковой палитры, в активном поиске новых стилевых горизонтов (обращение к додекафонии и серийной технике). При всём том в качестве этической магистрали выдвигается тяготение к сублимированной духовности, опору которой он видел в религиозной тематике. Осмысление тенденций финала творческого пути естественно подводит к необходимости сделать некоторые обобщения на предмет кредо выдающегося мастера. В данном отношении в статье фигурируют такие аспекты, как своеобразный протеизм, неповторимость каждой из больших стадий художественной эволюции (главные из них были связаны с разработкой принципов неофольклоризма и неоклассицизма) и неустанность творческого эксперимента, который особенно ярко проявился в области музыкального театра.

    Ключевые слова: позднее творчество Стравинского, магистральные аспекты художественного поиска, некоторые итоги творческого пути.


Добатовкин Д. М., Кулапина О. И.


Особенности оркестровки Концерта для балалайки и симфонического оркестра С. Н. Василенко

Страницы 44–50

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Оркестровка — неотъемлемое средство эмоционального, художественного, образного выражения драматургии произведения. Именно тембральное обогащение позволяет насытить музыкальный тематизм и его развитие новыми красками. Данная статья имеет целью изучить оркестровую специфику в жанре концерта для балалайки с симфоническим оркестром. В роли музыкального материала выступает один из ранних балалаечных концертов — концерт для балалайки и симфонического оркестра С. Н. Василенко, написанный в 1929 году. В центре внимания находятся задачи, направленные на выявление наиболее часто употребляемых тембровых сочетаний солиста-балалаечника с инструментами или группами оркестра, на рассмотрение случаев распределения оркестровой фактуры между инструментальными группами и партией солиста, на анализ примеров соответствия различных инструментальных приёмов методам тематического развития.

    Ключевые слова: концерт для балалайки, симфонический оркестр, оркестровка, С. Н. Василенко.


Полозов С.П.


Композитор Олег Каравайчук: этапы творческого пути

Страницы 51–56

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена этапам творческого пути композитора Олега Каравайчука. Исследование проводилось на основе анализа музыкального материала, связанного с киномузыкой и концертными выступлениями композитора. В ходе исследования выявлены два основных этапа творческого пути. Первый этап связан в основном со следованием принципам соцреализма, что проявляется в общем оптимистическом настрое музыки, обращении к типовым формам и жанрам, ориентации на тематический материал, доступный широким народным массам. На втором этапе проявляются новые стилевые черты, поскольку музыка приобретает остродраматический характер, форма складывается в духе свободной импровизационности, музыкальный материал строится на конфликтном сопоставлении средств музыкальной выразительности. При этом данный период полностью вписывается в общую тенденцию постмодернизма, что проявляется в активном использовании заимствованного материала (из музыки П. Чайковского, С. Прокофьева и других композиторов), а также в трансформации свойственных музыкальному искусству традиционных форм коммуникации.

    Ключевые слова: Олег Каравайчук, соцреализм, постмодернизм, киномузыка, импровизация.


Степанидина О. Д., Войнова Д. В.


Жанр элегии в русской камерно-вокальной культуре конца XVIII — первой половины XIX вв.

Страницы 57–64

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей жанра вокальной элегии в русском исполнительском искусстве конца XVIII — первой половины XIX вв., куда вошли репертуарные произведения М. Глинки и А. Даргомыжского. Авторами статьи предпринята попытка формулирования определения жанра элегии в контексте истории его возникновения, литературоведческих исследований, а также работ в области теории музыкального искусства. Основной задачей статьи является рассмотрение феномена элегии как звучащего жанра. Выдвигается гипотеза подмены понятия генетического кода элегии как эмоционального состояния скорби и печали грустью лирического романса. В ходе анализа истоков элегии и особенностей её бытования в культурной среде рассматриваемой эпохи были даны определения жанров элегии и грустного лирического романса (грустного монолога), учитывая генетику их происхождения. Доказывается невозможность существования элегии как генетического кода в русской культуре в этот период времени и подмена её модным жанром грустного романса.

    Ключевые слова: элегия, грустный лирический романс, жанр, камерно-вокальное исполнительство, русская музыкальная культура.


Любимов Д. В.


Сюжетный мотив безумия в театральном творчестве А. Е. Варламова

Страницы 65–72

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается сюжетный мотив безумия на примере пьес «Рославлев» А. А. Шаховского (1832), «Гамлет» У. Шекспира в переводе Н. А. Полевого (1837), «Майко» Н. В. Беклемишева (1841), «Материнское благословение, или Бедность и честь» в переводе Н. А. Некрасова (1842), музыку к которым в 30–40-е годы XIX века написал А. Е. Варламов. Автор фокусирует внимание на малоизвестном сочинении композитора — «Балладе Офелии». Освещены следующие вопросы: история создания, образное содержание и особенности музыкального языка. Впервые представлен анализ ранее неизданной рукописи оркестровой партитуры. Приводятся нотные примеры. Автор приходит к выводу, что «Баллада Офелии» А. Е. Варламова является первым образцом лирико-драматического осмысления сцены безумия героини в русском музыкальном театре первой половины XIX века. Впоследствии тема безумия найдет воплощение в операх композиторов второй половины XIX столетия.

    Ключевые слова: сюжетный мотив безумия, сцена безумия, А. Е. Варламов, Н. А. Полевой, «Рославлев», «Гамлет», «Майко», «Материнское благословение, или Бедность и честь», «Баллада Офелии».

Традиционные культуры

Варламов Д. И., Ян Тэн


Академические тенденции в китайской музыке

Страницы 73–80

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Академическая музыка, несмотря на всемирное распространение, с научной точки зрения, до сих пор остается малоизученным феноменом: нет ни общепринятого определения (дефиниции) понятия «академическое искусство», ни обозначения его границ, как и однозначных характеристик или признаков. Нет также общепризнанных трактовок понятий «академизация», «академизм» и др. Предпринятые в последнее десятилетие исследования академизации европейского искусства нашли свое воплощение в сборнике «Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании». Однако, согласно гипотезе, академические тенденции характерны практически для всех национальных культур и, в первую очередь, наиболее древних, в частности, китайской музыки, в ходе эволюции подготовившей почву для проникновения в национальную культуру европейских академических традиций, тем самым активизировав процессы академизации в современной китайской культуре. Проанализировав в данной статье процессы эволюционирования китайской музыки и научной мысли в контексте закономерностей и тенденций академизации, открытых ранее на материале европейской культуры, можно сделать вывод об их идентичности: разница лишь в результатах, отражающих национальные особенности. К примеру, эволюция синкретичного фольклорного творчества в Китае привела к образованию специфичного национального феномена академического типа — китайской драмы и, в частности, высшей ее формы — Пекинской оперы. Это свидетельствует о высоком уровне академизации китайского музыкального творчества и его социализации, ставших благодатной почвой для восприятия обществом европейских академических традиций и их своеобразного развития.

    Ключевые слова: академизация, закономерности и тенденции академизации, китайская музыка, история и теория музыки, жанры, письменность, темперация.

Матвеева И. А.


Гармонь-хромка в контексте пензенской фольклорной традиции инструментального исполнительства

Страницы 81–88

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена изучению фольклорной традиции инструментального исполнительства Пензенской области. До настоящего времени эта тема оставалась без должного внимания как собирателей музыкального фольклора, так и исследователей. Тем не менее, современные экспедиционные материалы показывают, что на территории области практика игры на инструментах фольклорной традиции сохраняет свою актуальность. Достаточно популярны в сельском сообществе такие инструменты, как гармоники различных разновидностей, балалайка, гитара. Основу исследования составляют экспедиционные материалы автора, собранные с 2012 по 2023 гг. и позволившие обнаружить закономерности функционирования инструментальной традиции, выявить вокально-инструментальные жанры, определить их музыкально-стилистические особенности. В центре внимания — хроматическая гармоника, которая сегодня является одним из самых популярных инструментов фольклорной традиции. Описывается процесс обучения начинающего гармониста, определяются границы территориального распространения того или иного наигрыша, выявляются композиционные и темповые характеристики, приёмы функционально-гармонического варьирования.

    Ключевые слова: Гармонь-хромка; хроматическая гармоника; Пензенская область; инструменты Пензенской области; Матаня; Самарка; Золотой припев; наигрыши Пензенской области.


Педагогика и психология искусства

Талипов И. Ф.


Анатолий Луппов и принципы его композиторской педагогики

Страницы 89–96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности одного из выдающихся педагогов Казанской консерватории в области воспитания композиторов разных национальных культур А. Б. Луппова. Его по праву можно назвать создателем собственной композиторской школы — более чем за полвека из его класса композиции вышло более 60 композиторов, многие из которых оказали существенное влияние на развитие профессиональной музыкальной культуры в своих регионах: первый профессиональный композитор Калмыкии П. Чонкушов, композиторы Татарстана, среди которых нынешние педагоги кафедры композиции Казанской консерватории Э. Низамов, Е. Анисимова, председатель Союза композиторов РФ и РТ Р. Калимуллин, многие композиторы Марийской, Чувашской, Удмуртской, Мордовской республик и другие. Рассматриваются принципы композиторской педагогики Луппова, его взгляды на воспитание композиторов в условиях стилевой дивергенции второй половины XX в., а также выявляется его преемственная связь с традициями казанской композиторской школы, в частности с его учителем А. С. Леманом.

    Ключевые слова: Анатолий Луппов, композиторская педагогика, национальные композиторские школы, обучение композиторов, Казанская консерватория.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма