Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 3 (21)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Кулапина О. И., Полозова И. В.


Человек великого духа, чистой совести и глубокой веры (к 90-летию А. Шнитке)

Страницы 3–6

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена подготовке и проведению мероприятий, приуроченных к 90-летию со дня рождения А. Г. Шнитке. Музыкальное наследие нашего выдающегося композитора-современника, уроженца саратовской земли, на протяжении многих лет является и предметом гордости, и знаком своего времени. Интерес к творчеству Шнитке не гаснет, его музыка продолжает звучать на крупнейших мировых площадках, появляются новые исследовательские работы, посвященные его произведениям. Юбилейные мероприятия, которые пройдут в 2024 году в Саратовской консерватории, включают в себя творческие, научные и просветительские проекты (концерты, научные и творческие конкурсы, научные конференции) и предназначены для разной аудитории. В статье дается характеристика основных направлений проектной деятельности консерватории в этой сфере, отмечается целевая аудитория проектов, особое внимание уделяется популяризации творческого наследия А. Г. Шнитке.

    Ключевые слова: А. Г. Шнитке, творческий проект, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научная деятельность, научные конференции.


Теория и история искусства

Барабаш О. С.


Стихотворение Ф. И. Тютчева «Рим ночью»: к проблеме музыкальной интерпретации в хоровых сочинениях С. И. Танеева и Б. Н. Лятошинского

Страницы 7–13

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Автором сделана попытка новаторски взглянуть на проблему взаимодействия логоса и мелоса в синтетическом целом: хоровом сочинении а cappella. В статье рассматривается в данном ключе вопрос музыкального воплощения стихотворения Ф. И. Тютчева «Рим ночью». Решить задачу помогает объединение аналитического искусствоведческого аппарата и философско-онтологической методологии. Проникновение в содержание хоровых произведений искусства, созданных композиторами разных школ (С. И. Танеевым и Б. Н. Лятошинским), требует духовно-эстетического подхода, суть которого заключается в раскрытии смысла художественного целого в единстве мелоса и логоса. Путь анализа от отдельных элементов (эстетической материи) к предметному центру (глубинному содержанию, медитативному помыслу) как литературного, так и музыкального текстов предложен русскими эмигрантами И. Ильиным, Н. Метнером и продолжен В. Медушевским и другими отечественными музыковедами. Подобный анализ позволяет дирижеру учесть особенности композиторского прочтения стихотворения при трактовке хоровых произведений.

    Ключевые слова: поэтическая интонация, художественный предмет, логос, мелос, мировосприятие, интерпретация.

Андреева Е. С.


Смысл и бессмысленное в музыкальном театре Д. Лигети

Страницы 14–21

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Произведения Дьердя Лигети в области музыкального театра занимают сравнительно небольшое место в творческом наследии композитора, однако каждое из них — смелый эксперимент, отражающий стремление автора к радикальному обновлению языковых средств, принципов жанро-, формо- и смыслообразования. В данной статье предпринята попытка объединения столь различных внешне (по жанрам и средствам воплощения) музыкально-театральных опусов Лигети с точки зрения общих закономерностей и единой линии развития, отражающей творческие устремления композитора. Основное внимание уделено содержательной стороне произведений, балансирующих на грани смысла и бессмысленности, их философскому осмыслению. Намеренное избегание смысловой конкретики, создание иллюзии алогичности происходящего, с одной стороны, отражают отчаянные поиски утраченного смысла, сопряженные с трагической ситуацией взаимного непонимания и принципиального одиночества современного человека, что сближает Лигети с эстетикой театра абсурда. С другой же стороны, эта авторская идея связана с увлекательной интеллектуальной игрой, основанной на современных научных теориях, парадоксах и каламбурах в духе Льюиса Кэрролла, разрушающих привычную логику.

    Ключевые слова: Дьердь Лигети, театр абсурда, «Великий Мертвиарх», «Приключения», «Бессмысленные мадригалы», новый музыкальный театр, смыслообразование в искусстве.

Любимов Д. В.


Жан-Поль, Роберт Шуман, Михаил Фокин: «Бабочки» в диалоге искусств

Страницы 22–29

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье автор рассматривает общие мотивы, объединившие произведения литературы, музыки и балета. Для Роберта Шумана творческим импульсом к созданию фортепианного цикла «Бабочки» («Papillons») послужили заключительные главы романа «Озорные годы» Жан-Поля (Рихтера). Композитор отказался от многих сюжетных линий и персонажей книги, сконцентрировав внимание на лирических взаимоотношениях Вальта, Ви́ны и Вульта. Именно их чувства являются той невидимой нитью, которая скрепляет пьесы цикла «Бабочки». Балет Михаила Фокина «Бабочки» («Les Papillons») на музыку Шумана сюжетно не связан с романом Жан-Поля. Он имеет самостоятельный сценарий, в котором задействованы Пьеро, Розалия, Тереза, девушки в масках бабочек и родители девушек. Анализ литературных, музыкальных и балетных образов позволил выявить, что три разных по жанру и времени создания произведения оказались связаны между собой атмосферой карнавала, калейдоскопом масок и танцев, на фоне которых разворачиваются любовные переживания главных героев.

    Ключевые слова: Жан-Поль (Рихтер), «Озорные годы», Р. Шуман, фортепианный цикл «Бабочки», балет «Бабочки», М. М. Фокин, Н. Н. Черепнин, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский.


Музыкальное искусство


Полозова И. В.


Гармонизации монодических распевов в творчестве И. А. Гарднера — церковного композитора и исследователя

Страницы 30–37

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена рассмотрению гармонизаций И. А. Гарднера — одного из ярких представителей церковных композиторов и практиков Зарубежной Русской Православной Церкви (РПЦЗ), а также видного ученого-медиевиста в области русского богослужебного пения. На примере гармонизаций Гарднера в работе показано органичное взаимодействие исследовательской и творческой деятельности ученого, его глубокое понимание специфики знаменного пения, а также стилистических особенностей того или иного вида монодического распева. В статье систематизированы виды распевов, к которым обращался в своих гармонизациях Гарднер, определены две ведущие группы распевов: московского и юго-западного происхождения, указаны причины интереса именно к этим традициям. На основе анализа песнопений выведены основные признаки гармонизаций Гарднера, дана их характеристика, определено место композитора как продолжателя московской школы церковных композиторов Нового направления.

    Ключевые слова: И. А. Гарднер, церковные композиторы Нового направления, богослужебное пение, знаменное пение, гармонизации.


Воробьев И. С.


«Концерт-мистерия» Владимира Росинского: диалог со временем

Страницы 38–45

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена творчеству российско-австрийско-испанского композитора Владимира Росинского, чья музыка не становилась прежде объектом изучения российского музыкознания. В качестве репрезентанта индивидуального стиля и эстетики автора рассматривается «Концерт-мистерия» для виолончели, контрабаса, электронного духового инструмента (EWI), карникса и симфонического оркестра (2016). Подчеркивается историческая детерминированность сочинения как в контексте отечественной истории музыки (на основе аналогий с освоением жанрового пространства мистерии в творчестве Скрябина, Обухова, Вышнеградского и др.), так и современного мирового пространства культуры. Доказывается, что ритуально-мифологические коды жанра мистерии, включающие в себя апокалиптические и сотериологические мотивы, находят в сочинении Росинского адекватное драматургическое воплощение за счет специфического использования так называемого альтернативного материала, представленного в концерте в виде тембро-колористической альтернативы (электроника). Автобиографические аллюзии концерта (образ лабиринта, цитатный материал) делают произведение остро публицистическим, заставляющим задуматься над судьбой современного социума и путях преодоления духовного кризиса.

    Ключевые слова: Владимир Росинский, «Концерт-мистерия», мистерия, альтернативный материал, «третье направление», полистилистика, карникс, EWI.


Ян Цзиньпэн


«Китайский стиль» в творчестве китайских композиторов: периодизация, специфика претворения

Страницы 46–53

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена понятию «китайского стиля» в музыке китайских авторов. Уточнено понимание данного термина в трех смысловых аспектах: как явление европейского искусства; в контексте китайского искусства в целом; как один из важнейших векторов становления национальной композиторской школы Китая XX века. Сущность понятия тесно пересекается с проблемой взаимосвязи композиторского творчества и музыкального фольклора, подробно исследованной в работах И. И. Земцовского, А. П. Милки, И. С. Воробьева. В трудах китайских исследователей — Дай Башена, Ян Мао — затронут иной срез проблематики «китайского стиля», связанный с превалированием национального начала в творчестве китайских композиторов, начиная с 1940-х годов (Ян Мао), а также с анализом существующих с 1980-х годов трех основных трактовок данного понятия (Дай Башен). Установлена периодизация эволюции «китайского стиля» в музыке китайских композиторов, определена специфика претворения данного понятия в творческом методе представителей «Новой волны» на примере произведений Чэнь Цигана, Тан Дуна, Го Вэньцзина, Сюй Чанцзюня.

    Ключевые слова: «Китайский стиль», «шинуазри», композиторы «Новой волны», Чэнь Циган, Чэнь И, Дай Башен, Ян Мао, Ван Лисань, Сан Тон.


Хонякина Е. А.


Датское направление в зарубежном и российском музыкознании

Страницы 54–60

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена обзору и систематизации иностранных и отечественных научных трудов о датской музыкальной культуре преимущественно эпохи романтизма. Рассматривается традиция изучения датской национальной композиторской школы и её ведущих представителей — композиторов и исследователей. Излагаются основные векторы развития датской национальной мысли, внимание уделяется интересу иностранцев, особенно немецких учёных, к изучению музыки Дании, начиная с последней трети XIX в. Обозначается круг исследователей, среди которых А. Хаммерих, Н. М. Йенсен, К. О. Бруун, Н. Шёрринг, Г. Брандес, Дж. Гиссель, С. Сёренсен, М. Маттер, А. Селенца. Отмечается, что в российском музыкознании датское направление возникает только с последней четверти XX в. Оно представлено работами Н. Н. Мохова, Н. Л. Мамонтовой, Д. В. Белянского и др. Анализ современного состояния датского направления отечественной музыкальной науки позволяет сделать вывод о существовании множества лакун, которые требуют специального внимания в монографическом и жанрово-стилевом аспектах. Обозреваемый в статье пласт исследовательской литературы направлен на формирование историографического базиса для дальнейших научных изысканий.

    Ключевые слова: музыка Дании, датская национальная композиторская школа, Золотой век Дании, датско-немецкие связи, история зарубежной музыки.

Театральное искусство

Путечева О. А.


Музыка как основа пластического интонирования в театре Р. Виктюка

Страницы 61–67

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Эпоха постмодернизма, характеризующаяся процессами деконструкции и разрушением прежних театральных систем, определяет поиски невербальных средств выразительности. В связи с этим возникает проблема функционирования звуковых и пластических элементов в театре постдраматического эксперимента. В данной работе объектом исследования являются средства музыкально-пластической выразительности в театре Р. Виктюка. На примере таких работ режиссера, как «М. Баттерфляй», «Коварство и любовь», «Служанки», автор стремится выявить креативные возможности создания аудиовизуального образа спектакля. Звуковая сфера спектакля впервые рассматривается не как второстепенный элемент в наборе средств режиссера, а как определяющая составная, которая формирует своеобразный метод и режиссерскую систему. Предметом исследования становятся особенности подхода к использованию музыкально-звукового материала для выстраивания пластической композиции. Новаторство заключается в том, что звуковая среда в спектакле становится конструктивным фактором, механизмом, способствующим развитию действия в спектакле, поискам пластической выразительности и проводником эмоциональной динамики. Музыка возникает в переломные фазы развития, подчеркивая достигнутое состояние или кульминационные взрывы. Характер звучащей среды выступает в качестве вектора, направляющего режиссерское мышление и зрительское внимание. В результате исследования автор обосновывает идею взаимодействия музыкальной и пластической линий развития, приводящих к синтезу, обозначаемый нами как «пластическое интонирование». Спектакль стремится к поэтическому обобщению действительности, глубинных психологических состояний человеческого духа на основе усиления смыслового и экспрессивного значения звуковой среды в сложном перформативном единстве.

    Ключевые слова: Р. Виктюк, постдраматический театр, музыкально-пластический образ, пластическое интонирование.


Традиционные культуры

Харлов А. В.


Современные реалии полевой работы нижегородского фольклориста

Страницы 68–72

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассмотрены направления исследовательской деятельности кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки по фиксации и архивации фольклорных образцов в современных реалиях. Приводятся методы полевой работы на территории Нижегородской области и за ее пределами, проводимой кафедрой в последнее десятилетие. Анализируются необходимые условия по выработке собирательской стратегии, способствующей достижению конкретных значимых результатов трех категорий комплексных экспедиций. Рассматриваются проблемы современных фольклористических исследований, предлагается «нижегородский» вариант организации и проведения полевой деятельности по трем основным категориям работы современного исследователя-этномузыколога: «по следам прежних выездов», «расследование», связанное с атрибутацией и введением в научный обиход сведений о традиционном музыкальном инструменте, не вошедшем в сферу интересов этномузыкологов 80–90-х гг. прошлого века, и «мониторинговые» многолетние исследования на узко-локальной территории. Приводятся конкретные факты из опыта организации подобных экспедиций кафедрой теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Статья основана на собственных наблюдениях автора на протяжении сорокалетней исследовательской деятельности в рамках комплексных экспедиций на территории Нижегородской области и за ее пределами.

    Ключевые слова: фольклорная экспедиция, Нижегородская область, традиционная культура, этномузыкология, эволюция певческих и инструментальных жанров.


Чернобаева О. В.


Эпические и песенно-повествовательные жанры верхнеокской этномузыкальной традиции: особенности музыкального стиля

Страницы 73–77

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения музыкально-этнографической традиции Верхнего Поочья. Верхнеокская этномузыкальная традиция аккумулирует в себе региональные песенные стили Орловской, Тульской, Калужской областей, а также части северо-восточных районов Брянской (Карачевский район) и восточных районов Смоленской (Угранский, Темкинский районы) областей. Данная территория представляет собой единый историко-культурный континуум, который сформировался в глубокой древности в период расселения в этих местностях в V–VIII веках нашей эры славянского племени вятичей. В орбиту исследования вовлечены эпические и песенно-повествовательные жанры верхнеокского фольклора, к которым относятся причитания, былины, скоморошины, исторические песни, духовные стихи, баллады. Выявляются историко-географические предпосылки возникновения рассматриваемой эпической традиции, анализируется роль первых этнографических записей поэтического фольклора из собрания П. В. Киреевского и их значение в установлении фактов бытования былинного эпоса в современности. Особое внимание уделяется раскрытию музыкально-стилистических характеристик изучаемого фольклорного пласта с позиции ладовых форм, мелодико-интонационного строения и типа многоголосной фактуры.

    Ключевые слова: верхнеокская этномузыкальная традиция, эпические жанры, собрание П. В. Киреевского, музыкальный стиль.


Ню Цзюньи


Песни в жанре дэнгэ из обрядов зажигания фонарей и «сухопутных лодок» новогодней традиции китайской провинции Хэнань

Страницы 78–84

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В данной статье представлен жанр ханьчуань, разновидность жанра дэнгэ, сопровождающего новогодние обряды китайской провинции Хэнань. Определяется его связь с древними экзорцистскими ритуалами, с обрядом зажигания фонарей, с жанром янгэ и традиционной оперой по наличию театрализации, использованию костюмов и реквизита. Проводится текстологический анализ, выявляющий, что тексты песен включают до 12 строф, а их содержание строится на исторических событиях, картинах природы и жизни, и музыкальный анализ, позволяющий заметить, что ритмика мелодий танцевальная, а лады пентатонического типа, состоящие из ячеек тритоник и тетратоник, структуры — с повторными элементами. Делаются выводы, что все обнаруженные параметры способствуют запоминанию важной для народа информации, что жанр ханьчуань взаимодействует с другими жанрами и подпитывает их своими чертами.

    Ключевые слова: фольклор, Китай, Хэнань, ханьчуань, сухопутные лодки, пентатоника.


Чэнь Яньшу


Об обрядовом танце бадан уезда Мин провинции Ганьсу КНР

Страницы 85-91

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается древний тибетский обряд бадан горного уезда Минь китайской провинции Ганьсу. Определяются анимистические и шаманистические культовые корни обряда, его связь с религией бон и тибетским ламаизмом, для которых характерно поклонение духам места, принесение им жертвы, развлечение песней и танцем. На основе полевых записей и сопоставления с материалами ученых выстраивается полный сценарий обряда, выявляется символика его частей, цветов реквизита и костюмов. Анализируется музыкальная и текстовая сторона песен, что позволяет судить о наличии единой интонационной формулы, варьирующейся в ритмическом и высотном отношении, и выстроенности текста по принципу диалогичности. Делается вывод, что коннотации национальных меньшинств в провинции Ганьсу весьма заметны, и что обряд бадан подчеркивает их ярко, выражая при этом общую консолидацию полиэтнического населения Ганьсу.

    Ключевые слова: Китай, Ганьсу, уезд Минь, танец бадан, тибетская традиция, ладовая формула, тетрахорд.


Традиции Саратовской консерватории

Краснова О. Б.


Татьяна Федоровна Малышева: этапы научной биографии (1947–2020)

Страницы 92–96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена научной деятельности признанного лидера кафедры истории музыки СГК Т. Ф. Малышевой. Цель статьи — выявление основных проблемных узлов исследовательской работы Малышевой, обобщение наблюдений над ее научными предпочтениями, наличие преемственности в научной работе кафедры. Материалом исследования выступили статьи Т. Ф. Малышевой, написанные в период работы ее в Саратовской государственной консерватории. Результаты суммируются в следующих выводах. В истории кафедры имеется значительная по масштабу и по хронологическим рамкам научная школа, связанная с работой Т. Ф. Малышевой. Разнообразные научные интересы ее концентрируются вокруг проблем, связанных с общегуманитарной проблематикой, вопросами теории мифа и ритуальной природы музыкального театра, а также с историей Саратовской консерватории. Исследовательские направления, характерные для работ Т. Ф. Малышевой, развиты и продолжены в трудах ее учеников.

    Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория (СГК), кафедра истории музыки, Т. Ф. Малышева.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма