Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 2 (20)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Полозов С. П.


К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания»

Страницы 3–6

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена подведению итогов работы журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» в связи с пятилетием его образования. На основе анализа деятельности редакции и содержания выпущенных девятнадцати номеров журнала представлены тематические направления опубликованных исследований и особенности авторского состава. В статье приведены статистические данные о распределении опубликованных исследований по рубрикам, о количественном соотношении публикаций сотрудников консерватории, регионов России и зарубежья, о числах цитирования. Итоги исследования показали, что редакция журнала в целом справилась с обозначенными учредителем целями и задачами. Во-первых, содержание журнала отвечает различным научным интересам Саратовской консерватории в области искусствознания, поскольку охватывает всё многообразие проблем музыкознания, а также теории и истории искусства. Во-вторых, качество публикаций полностью соответствует статусу научного журнала.

    Ключевые слова: научный журнал, «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания», Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, искусствоведение, музыкальное искусство, теория и история искусства.


Теория и история искусства

Чепеленко К. О., Чепеленко Н. Ю


Зимний пейзаж в хоровой музыке. Музыкальное прочтение стихотворения Е. Баратынского

Страницы 7–11

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная статья посвящена проблеме воплощения зимнего пейзажа в хоровой музыке. Аналитическая оптика работы сфокусирована на четырёх произведениях, отвечающих избранной теме. Это — поэтический первоисточник, в качестве которого выступает начальный фрагмент стихотворения Е. Баратынского «Где сладкий шепот…» и хоровые произведения: «Зима» В. Калинникова, одна из частей цикла А. Самонова «Картины русской природы» — «Где сладкий шепот моих лесов?» и хоровая композиция А. Гречанинова «Осень». Основная исследовательская задача состоит в том, чтобы выявить общие для всех четырех произведений особенности интерпретации темы зимнего пейзажа. В работе показано, как пространственная поэтика Баратынского с его системой оппозиций определяет специфику оппозиций в анализируемых музыкальных произведениях. При этом главный акцент делается на пространственной оппозиции, столь важной для построения пейзажной композиции, идет ли речь о живописном поэтическом или музыкальном пейзаже. Это качество определяет междисциплинарный характер исследования.

    Ключевые слова: зима, пейзаж, времена года, интерпретация, пространство, оппозиция, внешнее — внутреннее.

Благодарская Е. А.


Хиндемит-художник: неизвестные страницы творческого наследия

Страницы 12–19

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная статья посвящена малоизученной области деятельности Пауля Хиндемита. Автор представляет известного немецкого композитора XX в. как художника и знакомит с сохранившимся в его архиве собранием рисунков. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка классификации рассматриваемых художественных работ с выявлением основных стилевых и жанровых приоритетов. В этой связи пристальное внимание уделяется материалам и технике исполнения рисунков, определяются виды графических изображений и их объёмно-пространственные формы, представляются наиболее типичные образы и сюжеты, анализируются способы выражения субъективных переживаний, фантазий и абстрактных идей автора. В дополнение к этому приводятся сведения о времени и обстоятельствах создания рисунков. Подобное исследование представляет научный интерес и способствует более глубокому постижению творческого наследия мастера.

    Ключевые слова: творческое наследие Пауля Хиндемита, рисунки Хиндемита, Cadavres Exquis, музыкальная карикатура, рождественские и новогодние поздравительные открытки.

Шаронина Э. В.


Воплощение поэтического слова в ранних хоровых опусах Сергея Прокофьева

Страницы 20–27

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Исследовательское поле данной статьи связано с проблемой взаимодействия слова и музыки: публикация посвящена особенностям претворения поэтических текстов К. Д. Бальмонта в малоизученных сочинениях С. С. Прокофьева Два стихотворения для женского хора с оркестром ор. 7 и «Семеро их» ор. 30 для драматического тенора, смешанного хора и симфонического оркестра. В статье анализируется образный строй и художественные средства воплощения слова в музыке, выявляются охранительный и трансформационный подходы композитора к работе с вербальным текстом, обозначается источник строк из «Семеро их», авторство которых исследователями ошибочно приписывается Сергею Прокофьеву, прослеживается связь данных произведений с художественными тенденциями Серебряного века, освещается история создания и исполнения данных сочинений.

    Ключевые слова: искусство Серебряного века, слово и музыка, К. Д. Бальмонт, С. С. Прокофьев, Два стихотворения ор. 7, «Семеро их» ор. 30.


Эстетика и философия искусства

Грибанова Л. М.


Поиск критериев антропологической направленности музыки

Страницы 28–34

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В русле синергийной философской антропологии музыка предстает не как автономное эстетическое явление, а как нечто неотъемлемое от человека, от его фундаментальных оснований. В фокусе внимания оказывается проявление в музыке устремления человека к пределу, который формирует или меняет его конституцию и идентичность. Данный дискурс требует, наряду с традиционным эссенциальным подходом к музыкальному произведению (например, с анализом содержания, выразительных средств), энергийного подхода, который включает в себя фиксацию предельного опыта и устремления к Границе (по С. С. Хоружему) — онтологической, онтической и виртуальной. Поиск критериев подобных проявлений человека в музыке стало целью настоящей статьи. Разработка данной проблемы привела к пониманию того, что критерии антропологической направленности музыки следует искать там, где эта направленность владеет музыкальным началом. Для этого потребовалось различить в музыке фасцинацию и нечто общее, присущее человеку в целом. В качестве такой общей сферы предложена антропологическая практика как явление, включающее в себя предельный опыт и отношения с Границей. Новизна настоящего исследования заключается в таком антропологически-энергийном анализе музыки, при котором становится понятна устремленность композитора/исполнителя/слушателя к онтологической, онтической или виртуальной границам. Исследование представляет собой попытку осознать музыку через синергийную антропологию С. С. Хоружего.

    Ключевые слова: синергийная антропология, практика себя, антропологическая граница, фасцинация, предельный опыт, антропологическая энергия.


Сомова О. А.


Феноменология заполненного времени в концепции «эстетического воспитания» Ф. Шиллера

Страницы 35–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена философскому наследию поэта Ф. Шиллера, чьи труды представляют интерес для феноменологического изучения эстетической установки сознания. Проблема эстетического воспитания связывается Шиллером с несобственным способом существования, возникающего в результате дисгармонии в диаде природного и разумного начал в человеке. Дисгармония выражается в деятельностном отношении к миру, которое определяется поэтом как хаос вещей. Выход из хаоса к состоянию свободы возможен посредством смены темпорального гештальта и эстетической приостановки действия настоящего времени. В статье раскрывается связь эстетической приостановки, поэтического усмотрения прекрасного и начала подлинно человеческого способа жизни через временную перспективу видения вещей. Условием приостановки настоящего времени служит девальвация реальности момента и усмотрение сущности вещи в её исторически данном идеале.

    Ключевые слова: время, личность, феноменология, эстетика, немецкий идеализм, свобода.


Музыкальное искусство


Смирнова Н. М.


Фортепианная музыка второй половины XX века: художественный образ и расшифровка нотной записи

Страницы 42–49

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена фортепианным сочинениям одного из наиболее сложных и противоречивых периодов отечественной музыки второй половины XX века. В композиторском творчестве наблюдается синтез радикальных новшеств авангарда с академическими формами. В конце шестидесятых годов сформировалось так называемое стилевое ядро отечественного авангарда, представленное именами Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке. Осознание художественной перспективы фортепианных сочинений этих авторов, а также возможностей адекватно расшифровывать систему нотной записи становится главной целью настоящей статьи. Одновременно поднимаются чрезвычайно важные для музыковедения темы, а именно — соотношения предустановленной композитором художественной и технологической фиксации и исполнительской инициативы как формы реализации музыкального творчества. Анализируются конкретные фортепианные сочинения С. Губайдулиной, Э. Денисова и А. Шнитке, представляющих московскую «троицу». Подчёркиваются различия композиторских стилей, выявляются не слишком распространённые особенности инструментальных сочинений. В качестве выводов подтверждается, что современный плюралистический контекст фортепианной культуры, объединяющий на своей платформе разные музыкальные явления, требует от профессионального исполнителя владения необычными средствами для показа новых реалий, а от сегодняшнего слушателя — разборчивости и умения не только воспринимать, но и критически размышлять.

    Ключевые слова: фортепиано, авангард, художественный образ, нотная запись, расшифровка, интерпретация.


Антипова Ю. В.


О трансформации жанра духовного стиха в современной массовой музыке

Страницы 50–55

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования жанра духовного стиха в отечественной массовой музыке на рубеже XX–XXI столетий. Несмотря на существенную трансформацию, жанр в своих новых, порою противоречивых формах переживает возрождение. На волне интереса к духовному песнетворчеству он распространяется по новым коммуникационным каналам, характеризуется размыванием региональных границ бытования, претерпевает метаморфозы, что обусловливает актуальность исследования. Примечательно, что его все более активное функционирование осуществляется под влиянием массовых стилей и жанров (рок, электроника, фьюжн, джаз, поп-музыка) и различных гибридных форм. Популяризации жанра способствует его исполнение звездами отечественной массовой музыки (Жанна Бичевская, Ольга Арефьева, Пелагея). В этих ремейках старинных напевов в значительной степени сохранятся родовые свойства жанра духовного стиха: утверждение — в качестве основополагающих ценностей — нравственно-этических идеалов; выполнение роли текста-толкователя, делающего доступным для обывателя сложные христианские идеи; понимание музыкальной составляющей как открытой системы, синтезирующей различные исторические и жанровые феномены русской вокальной музыки. Вместе с тем они оказываются способными откликаться на новые художественные запросы времени, вбирать множественные языковые средства, на первый взгляд, отдаляющие его от «классического» жанрового архетипа. Проделанный анализ позволяет говорить об эволюционном характере трансформации духовного стиха, доказывает принадлежность современных аранжировок именно к этой жанровой разновидности.

    Ключевые слова: духовный стих, массовая музыка, бардовская песня, поп-музыка, фьюжн, рок-музыка.


Киреева Н. Ю., Ван Интин


«Мэйхуа сань нун» («Цветущая слива мэй») в традиции цитры гуцинь и фортепианном произведении Ван Цзяньчжуна

Страницы 56–65

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Произведение для фортепиано Ван Цзяньчжуна «Мэйхуа сань нун» (1973) интересно своей предысторией. «Мэйхуа сань нун», согласно легенде, появились в Древнем Китае в период Цзинь (265–420). Создателем их стал полководец Хуань И, который играл на бамбуковой флейте. Уже в те далёкие времена люди со всей присущей им пылкостью восхищались красотой природы; особенно восторгались они цветущей сливой. Образ сливы стал центральным в сочинении. Позже Янь Шигу перенёс «Мэйхуа сань нун» в традицию исполнения на гуцине. Гуцинь — особо чтимый в Китае инструмент, глубина и благородство звучания которого сопоставимы с образом великолепной, цветущей даже в морозы сливы. В статье продемонстрировано, как творение «Мэйхуа сань нун» переходило из века в век, сохраняя традиции и одновременно развивая их посредством привнесения новых элементов при последующих исполнениях. Представлены примеры «Мэйхуа сань нун» на каждом этапе исторической эволюции, а также именно те варианты, которые были положены в основу сочинения Ван Цзяньчжуна. Вместе с этим детально проанализирован музыкальный материал произведения. Достоверность полученных данных определяется опорой на фундаментальные работы по вопросам развития китайского народно-инструментального искусства, а также современными исследованиями, посвящёнными творчеству Ван Цзяньчжуна. Материал статьи может быть полезен как искусствоведам, интересующимся вопросами дальневосточной музыки, так и исполнителям, желающим всесторонне изучить глубинные истоки, которые стали основанием для создания столь самобытного произведения.

    Ключевые слова: бамбуковая флейта, гуцинь, мэйхуа, фортепиано, Ван Цзяньчжун, китайская музыка, интерпретация.


Сабитова Л. А., Фаттахова Л. Р.


Зонный строй хора и вокальная оснащенность певческого голоса: зависимость и влияние

Страницы 66–71

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоисследованной проблеме взаимосвязи зонной природы слуха певца-хориста с вокальной оснащенностью его голоса. В работе отмечается различное отношение к свободной нефиксированной интонации у сольных и коллективных исполнителей, поскольку «звуковысотная вариантность» у хористов находится в более узкой зоне. Также рассматриваются основные элементы хоровой звучности (строй, ансамбль), явление «синхронизма» в хоровой практике (термин А. Банина) — совпадения частотности звуков, и унификации различных элементов хоровой звучности для достижения чистоты интонации. В опоре на многолетнюю хормейстерскую практику одного из авторов на примере произведений С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Скрябина, Э. Уэббера, А. Пярта, А. Рубцова рассматриваются различные вариативные ситуации по зонному интонированию и предлагаются практические методы для улучшения строя хора в каждом случае. Делается вывод о том, что для управления спектральными характеристиками звука важны не только слуховой опыт певца хора и оснащенность голоса вокальным знанием, но и «правильный» выбор исполнительских приемов.

    Ключевые слова: зонный строй, нефиксированная интонация, вокальная культура, модель звука, унификация, позиционная настройка, регистры, тембр хора, единая манера звукообразования.


Сорокина Е. А., Кутилина А. А.


Отражение исторического контекста через пространственно-временные символы в опере-балладе С. М. Слонимского «Мария Стюарт»

Страницы 72–77

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются особенности отражения авторской картины мира в пространственно-временной структуре музыкального произведения. Раскрывается специфика отображения исторического контекста через комплекс пространственно-временных маркеров. В частности, исследуется обращение композитора к средневеково-ренессансному пласту культуры как способу диалога прошлого и современности. Выбранная в качестве материала исследования опера-баллада «Мария Стюарт» С. М. Слонимского ярко иллюстрирует возникший в советской культуре 70–80-х годов интерес к старинной музыке. Ключевым звеном в раскрытии исторического контекста становится обращение к старинному жанру баллады, заявленному автором уже в заголовке произведения. В статье выявляются ключевые символы рассматриваемой эпохи, анализируются характерные признаки жанра баллады, особенности сюжета и драматургии произведения, а также комплекс интонационно-выразительных средств, которые ярко отражают специфику средневековой культуры. В заключение, на основе выявленных элементов исторического контекста, делается вывод о том, что пространственно-временные символы встречаются на всех уровнях музыкального произведения и являются ключевым средством диалога эпох, позволяя вовлекать в художественную среду настоящего культурно-эстетические ценности прошлого.

    Ключевые слова: Категории пространства и времени, балладный хронотоп, жанр баллады, С. М. Слонимский, опера-баллада «Мария Стюарт», «Новый Ренессанс».


Поризко О. И.


Фортепианная музыка Н. П. Ракова для самых юных

Страницы 78–85

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящается исследованию фортепианной музыки для учащихся младших классов ДМШ русского композитора XX века Н. П. Ракова, создателя обширного педагогического репертуара для детей и юношества. В статье рассматривается ряд его сочинений для начинающих — пьесы «Утренний урок», «Песенка», «Впереди барабанщик», «Шалун», «День прошел» из цикла «24 пьесы для фортепиано во всех тональностях», пьесы «Потанцуем», «Поют за рекой», «Ку-ку», «Взгрустнулось», «Осень», «Солнышко светит» из цикла «Шесть пьес», а также произведения крупной формы — Сонатина № 11 (Для маленьких) и Сонатина № 12 (Маленькая). В ходе исследования выявляется, что автор, создавая репертуар для самых юных, использует простые формы, тональности с минимальным количеством знаков (C-dur, a-moll, G-dur, F-dur), яркие образные названия. При этом с первых шагов юного музыканта композитор ставит серьезные задачи: приобщает к разным жанрам, различной, но всегда доступной для детских рук фактуре, учит умению слышать регистровые краски фортепиано, осваивать разные полифонические приемы изложения материала. В пьесах песенного характера в мелодии использует интонационный язык, основанный на народно-песенных истоках, что особенно важно в эпоху глобализации.

    Ключевые слова: Н. П. Раков, фортепианная музыка, пьесы для юных музыкантов.


Занорин А. Г., Мальцева В. Ю.


Отражение христианского мировосприятия в сочинениях с хором 1970–1980-х гг. А. Г. Шнитке

Страницы 86–90

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу крупных разножанровых музыкальных сочинений выдающегося отечественного композитора 2-й половины XX в. Альфреда Гарриевича Шнитке в ракурсе отражения в них христианского мировосприятия автора. Семантика рассматриваемых в статье произведений отождествляется авторами с личными высказываниями композитора, опубликованными в книге А. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке». Авторы предприняли попытку выявления особенностей отражения религиозного мировосприятия композитора, рассматривая тексты из вышеупомянутой книги одновременно с принципами музыкального языка композитора в определенные периоды творчества. В процессе рассмотрения Реквиема, Второй и Четвертой симфонии, а также некоторых хоровых сочинений a cappella Шнитке авторы делают выводы о трансформации религиозного мировоззрения композитора, что отражается в смене драматургических, формообразующих и исполнительских предпочтений: от конфликтной к конфликтно-медитативной драматургии; от многочастной формы к метациклу; от вокально-инструментального состава (с преобладанием последнего) к сугубо хоровому звучанию; от «внешнего» восприятия религиозно-канонических жанровых моделей к внутренней интеллектуальной музыкальной мысли через покаяние и молитву.

    Ключевые слова: Альфред Шнитке, христианское мировосприятие, полистилистика, симфония, хоровые сочинения.

Театральное искусство

Русских А. В.


Творческая биография Тамары Карсавиной в контексте истории балета (1900–1970 гг.)

Страницы 91–96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: История искусства имеет ярко выраженный биографический оттенок, хореографическое искусство не исключение. В данной статье с использованием биографического и культурно-исторического методов анализируется творческое наследие одной из величайших балерин XX в. — Тамары Платоновны Карсавиной — сквозь призму истории балета 1900–1970 гг. Такой обширный временной период объясняется тем, что творческая биография Тамары Карсавиной, сыгравшей заметную роль в истории русского и мирового балета, сложилась из различных этапов: исполнительского, педагогического, литературного. Творческая жизнь Карсавиной рассматривается через призму трансформации балетной традиции — сначала в России, а потом и за рубежом. Часть статьи посвящена педагогическому и литературному наследию балерины. Материалом исследования послужили воспоминания, статьи о Карсавиной, ее монография, а также мемуары балерины. Делается вывод о том, что творческая биография Тамары Карсавиной неразрывно связана с историей русской и мировой хореографической культуры ХХ в.

    Ключевые слова: Тамара Карсавина, русский балет, мировой балет, Русские сезоны, творческое наследие, творческая биография.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма