Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1 (19)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Вишневская Л. А., Иванова Н. В.


К юбилею кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Кафедра теории музыки и композиции является ровесницей Саратовской консерватории, которая отметила свой 110-летний юбилей в октябре 2022 г. Этим объясняются богатые и крепкие педагогические, научные, творческие традиции кафедры. У истоков создания консерватории и кафедры стояли маститые музыканты, получившие образование у ведущих профессоров и композиторов Московской консерватории: это Л. М. Рудольф, Г. Э. Конюс и Б. В. Карагичев. Их профессиональная и общественная деятельность способствовала созданию фундамента теоретического, исторического (энциклопедического) и композиторского образования в Саратове. Значительная роль Московской консерватории (особенно в период эвакуации московских музыковедов и композиторов в военном 1942 г.) в истории Саратовской консерватории и кафедры до сих пор резонирует именами таких блестящих московских теоретиков и композиторов, как Б. Л. Яворский, В. О. Берков, И. И. Дубовский, Б. В. Левик, С. С. Скребков, Т. И. Ливанова, В. В. Протопопов, Г. И. Литинский, Ю. М. Александров и др. В настоящее время кафедра теории музыки и композиции представляет одно из ведущих подразделений Саратовской консерватории, что подкрепляется её педагогическими именами, широкой и активной научной, творческой и методической деятельностью.

    Ключевые слова: Саратовская консерватория, кафедра теории музыки и композиции, Л. М. Рудольф.


Теория и история искусства

Васирук И. И.


«Берёзовый клавир Баха» Ирины Алавердовой как живописное звучание «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха

Страницы 8–16

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимодействия живописи и музыки как невербальных и родственных видов искусства. На примере крупного живописного цикла «Берёзовый клавир Баха» современной отечественной художницы Ирины Алавердовой (1974–2021) рассмотрен процесс смыслообразования при возможности перевода баховских диптихов «прелюдия и фуга» в формат живописного пространства. Восприятие и понимание картин обусловлено синестетическими принципами, одним из которых является ассоциация по сходству. Пейзажная живопись данного цикла из 48 полотен ориентирует к структурным и предметным параллелям. Однако синестетический ракурс рассмотрения проблемы более оправдан: уже название современного живописного аналога «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха — синестетическая метафора. Палитра картин художника-синестета Ирины Алавердовой одновременно музыкальна и живописна. Во всех работах цикла интересно решение пространства, фона и рельефа, цветовых и предметных сочетаний, которые совпадают с тематическими ассоциациями полифонических диптихов И. С. Баха.

    Ключевые слова: музыка, И. С. Бах, живопись, Ирина Алавердова, прелюдия, фуга, синестезия, ассоциация, метафора.


Музыкальное искусство

Алексеева И. В.


Инструментальные сочинения рубежа XX–XXI веков сквозь призму межтекстовых взаимодействий

Страницы 17–22

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Музыкальное искусство второй половины XX — начала XXI столетий характеризуют межтекстовые взаимодействия с сочинениями разных эпох, традиций, стилей, авторов. Особое место принадлежит знаковым для современных композиторов творениям Модеста Мусоргского — циклу фортепианных пьес «Картинки с выставки» и опере «Борис Годунов». Тематические заимствования в совокупности стилевых, жанровых, языковых средств художественного выражения становятся текстовой моделью для создания новых опусов. Они вступают в диалог «чужого» и «своего», прошлого и настоящего. Статья содержит результаты исследования неизученных инструментальных сочинений современных западных и российских композиторов c тематическими заимствованиями из Мусоргского. Различные по объёму, лексике цитаты выполняют в новых текстах смыслопорождающую роль, обусловливая особенности композиционно-драматургической организации, художественной концепции. Рассматриваются новые подходы к переосмыслению известных заимствованных тем в современных сочинениях академической традиции и композициях «третьего пласта». Среди них «Картинки» рок-группы «Emerson, Lake & Palmer» (1971); проекты Карла Крейга / Морица фон Освальда «Картинки с выставки» (2008) в стиле электронного техно и Алексея Ростоцкого «Прогулки с Мусоргским» (2008) с микстом стилистики различных направлений джаза и авангарда; а также с использованием различных техник письма постмодернистские опусы Маргариты Зелёной «Двойные вариации по Мусоргскому» (2013) для фортепиано и Михаила Коллонтая Трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Десять слов Мусоргского на смерть Виктора Гартмана» (1993). Осмысление художественных результатов осуществляется посредством разработанной отечественными учёными теории музыкального текста.

    Ключевые слова: интертекст, чужое слово, диалог, постмодернизм, современная музыка, сочинения М. Мусоргского, техники письма, сочинения «третьего пласта».


Демченко А. И.


Диптих смысловых концептов творчества И. С. Баха. Очерк второй. Energetica

Страницы 23–30

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Понятие Еnergetica в данном случае неразрывно связано с представлениями о жизнедеятельности, что в широком смысле слова подразумевает систему исторически сложившихся способов общественного и индивидуального бытия, всевозможные формы деятельности, процессы телесного, душевного и духовного становления и развития личности, определяющих её самореализацию в контактах со средой обитания. Жизненные процессы, какими они воплощались в произведениях Баха, дают полный спектр подобных проявлений. Сфера жизнедеятельности в наиболее конкретных своих проявлениях подразумевает процессы созидания, и подобная направленность присуща музыке Баха в высшей степени. Музыкальное искусство эпохи Барокко выработало свои формулы двигательной динамики, и энергичнейший двигательный напор не раз получал в музыке композитора заострённое выражение. Кроме того, воплощаемые Бахом созидательно-деятельные процессы временами могли приобретать героическую окрашенность.

    Ключевые слова: смысловые концепты творчества Баха, многообразие граней претворения деятельных процессов.


Светлова О. А.


Аспекты музыкальной критики И. Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей»

Страницы 31–35

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена творчеству одного из первопроходцев сибирской музыкально-критической журналистики Ивана Николаевича Юшкова, который публиковался в правительственной газете «Тобольские губернские ведомости» с 1858 г. и в течение более десяти лет (1859–1870) работал редактором её неофициальной части. Впервые в музыкально-историческом критиковедении рассматриваются его ранние «Театральные заметки» и «Концерты в Тобольске» на предмет выявления главных музыкально-критических аспектов. Театральные рецензии И. Н. Юшкова сосредоточены на качестве актёрской игры и выборе репертуара, соответствующего силам провинциального театра, в них дана критическая оценка местному оркестру. Публицист говорит об отсутствии на тобольской сцене истинного, то есть, по его мнению, оперного пения. Фельетон о двух концертах вокальной музыки иностранного гастролёра Пекока по ряду параметров соответствует жанру критической рецензии, в которой поднимаются такие острые вопросы, как несоответствие русского репертуара итальянскому методу пения, проблема дилетантизма в музыкальном искусстве и восприятия музыки неподготовленным провинциальным обществом. В качестве вывода отмечено, что публикации И. Н. Юшкова отразили актуальную культурную ситуацию города и в определённой степени выполнили одну из главных задач музыкальной критики как регулятора нравственно-эстетических ценностей социума. Начинания И. Н. Юшкова в области театрально-музыкальной критики были продолжены другими талантливыми сибирскими публицистами.

    Ключевые слова: музыкально-критическая журналистика, критиковедение, музыкальная культура Сибири, Иван Николаевич Юшков, «Тобольские губернские ведомости».


Самбриш Е. Ю.


Будьте свободны от системы: композитор Снежана Пысларь о творчестве, времени и виртуальности

Страницы 36–43

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В предлагаемом материале, изложенном в форме интервью, освещается личность и творчество композитора Снежаны Ильиничны Пысларь. Автор рассказывает о своих сочинениях, участии в различных творческих и научных проектах, говорит о современном состоянии музыкального искусства. В глубоко продуманных рассуждениях излагаются мысли об особом предназначении художника, роли национального фактора в творчестве, коммуникативных принципах искусства и новой виртуальной реальности нашего времени. Разнообразное по жанрам творчество С. Пысларь нельзя отнести к какому-либо одному стилевому направлению, оно многообразно по своим истокам. Композитор стремится «заставить конкретный стиль работать на свой замысел», и такая творческая установка является перспективной в современном искусстве. В каждом конкретном случае она маркирует художественный хронотоп — это «время» джаза, рока, поставангарда, это «пространство» Молдовы, Румынии, Балканских стран, Турции, но также включает идеи и образы всеисторические, надвременные. Они близки слушателям, и исполнители часто включают сочинения С. Пысларь в свои программы. Хорошая композиторская школа, профессиональное владение оркестровыми средствами и формой позволяют С. Пысларь получить высокий художественный результат.

    Ключевые слова: композитор Снежана Пысларь, неофольклоризм, симфонические жанры, камерные жанры, виртуальные проекты.


Клишина Е. А.


Стилевые особенности Концерта для баяна с оркестром Александра Холминова

Страницы 44–49

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Выдающийся отечественный композитор Александр Николаевич Холминов (1925–2015) проявлял большой интерес к тембру баяна, что подтверждает его творческое наследие. Автор многократно обращался к исполнительским возможностям данного инструмента в своих произведениях, таких как Сюита для баяна соло (1951), Концертная симфония для баяна соло (1998), «Осенняя мелодия» для баяна соло (2005), Концерт для баяна и симфонического оркестра (2010), который рассматривается в данной работе. Он создавался в содружестве с выдающимся исполнителем Ф. Р. Липсом (ему и посвящён Концерт), чей существенный вклад в развитие баянного исполнительства сложно переоценить. В процессе анализа нами выявлены типологические черты стиля композитора: гармонический язык, построение музыкальной формы и характер оркестровки. Кроме того, рассматриваются те приемы игры на баяне, которые наиболее наглядно демонстрируют его тембровые и технические возможности.

    Ключевые слова: Александр Холминов, Фридрих Липс, баян, аккордеон, гармоники, инструментальный концерт, партитура, оркестровка.

Театральное искусство

Беляков Н. Е.


Теории перформанса в актуальном театральном дискурсе

Страницы 50–57

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается проблема (само)определения перформанса в пространстве современного театрального искусства с позиций создателей и исследователей. Поскольку перформативный поворот является новым способом существования (создания и репрезентации) широкого спектра арт-практик, современное искусствоведение сталкивается с необходимостью концептуального прояснения его эпифеноменов: перформативных искусств и искусства перформанса. Отмечается, что в работах отечественных исследователей театрального и танцевального искусства пока не предложено концепций перформативности, претендующих на статус оформленных, максимально проработанных теорий. В связи с этим ключевое внимание в работе уделено анализу трудов зарубежных исследователей — Ричарда Шехнера, Ханс-Тиса Леманна и Эрики Фишер-Лихте. Метод сравнительного анализа позволил выявить ключевые особенности теорий перформанса представителей современного театроведения, а синтетический метод способствовал разработке унифицированной формулировки, раскрывающей суть перформативности в пространстве актуальных сценических (театральных и танцевальных) практик. Терминологическая вариативность в отношении исследуемого явления и отсутствие универсального определения перформанса поставила перед автором статьи задачу разработки рабочей дефиниции перформанса как феномена актуального искусства.

    Ключевые слова: современное искусство, перформанс, перформативность, театральное искусство, РозЛи Голдберг, Ричард Шехнер, Ханс-Тис Леманн, Эрика Фишер-Лихте.

Традиционные культуры

Полозова И. В.


Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции

Страницы 58–61

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья освещает деятельность Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в области сохранения и популяризации нематериального культурного наследия. Анализируются актуальные ведущие направления деятельности и проекты, реализуемые преподавателями и студентами в этой сфере. На примере изучения Саратовской региональной фольклорной и богослужебной певческой традиций показана важность междисциплинарного и интегративного подходов к проведению исследовательской, исполнительской и просветительской деятельности, практикоориентированность проектов и непосредственное включение их исполнителей в работу по подготовке и проведению полевых исследований, последующей обработке и изучению собранных материалов, исполнительскую деятельность. В результате этого решаются следующие задачи: комплексное изучение историко-культурного нематериального наследия исследуемого региона; системное погружение в изучаемый материал посредством использования как теоретического, так и эмпирического подходов; фиксация и систематизация нового полевого материала, а также архивных и рукописных певческих памятников.

    Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научная деятельность, музыкальный фольклор, церковно-певческая традиция, междисциплинарный и практикоориентированный подходы.

Саркисян Д. М.


Динамика жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области (XIX–XXI вв.)

Страницы 62–67

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье предпринимается попытка проследить динамику жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области. Автором выявлены основные этапы фиксации и исследования народных песен на данной территории. Проанализированы имеющиеся сведения о бытовании жанров народного музыкально-поэтического творчества, начиная с 1820-х гг. до 2022 г. В итоге делается вывод о том, что к началу XX в. данный ареал характеризовался существованием полного спектра жанров. Была широко представлена эпическая традиция, песни календарного и семейно-обрядового циклов, исторические, воинские, бытовые, хороводные, игровые, шуточные, лирические песни, духовные стихи, городской фольклор и частушки. Современное состояние системы жанров находится на стадии угасания традиционной народной песенной культуры в быту, что свидетельствует о её отрицательной динамике. На сегодняшний момент большой пласт аутентичного фольклора утрачен безвозвратно, а доминирующим жанром музыкально-поэтического творчества в бытовой среде сёл Петровского района становятся погребальные духовные стихи.

    Ключевые слова: Саратовское Поволжье, фольклор, народное песенное творчество, жанровая система.

Иванова О. А.


Старообрядческая община астраханских липован: прошлое и настоящее

Страницы 68–72

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Консолидация липованской общины базируется на религиозных убеждениях её представителей. В статье рассматриваются исторические предпосылки образования старообрядческой общины. Отмечаются пути перемещения липован с территорий Российской Империи и их причины. Время пребывания за пределами родины дало возможность консервации русской традиционной культуры на протяжении многих лет. Таким образом, удалось сохранить живое бытование свадебного, календарных обрядов, а также пласт песенного фольклора на чужбине. Целью данной статьи явилось доказательство постулата о том, что возвращение на родину предков повлекло множество изменений как в жизненном укладе, так и в культурном наследии старообрядцев-липован. Во-первых, общинный уклад жизни был нарушен, во-вторых, долгое время существовал запрет на свободу вероисповедания, в-третьих, традиционное наследие стало расцениваться со стороны правящих властей как форма концертного исполнительства. Акцентируется внимание на том, что многие элементы старины вышли из активной формы бытования, и лишь спустя десятки лет стало возможным свободно обсуждать вопросы старообрядческой общины, которые в первую очередь связаны с религией, и вести просветительскую деятельность среди молодого поколения старообрядцев-липован.

    Ключевые слова: старообрядцы-липоване, община, «вождение стрелы», реконструкция.

Педагогика и психология искусства

Рудякова А. Э.


Хоровая деятельность в Саратовской губернии XIX — начала ХХ в.

Страницы 73–78

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье на основе архивных данных, а также печатных свидетельств воспроизводится картина развития хоровой деятельности в Саратовской губернии. Выявляется, что обучение хоровому пению осуществлялось уже в крепостных театрах. Большое значение для развития хоровых традиций имела деятельность самодеятельных хоров при саратовских музыкальных обществах («Обществе любителей изящных искусств», Обществе любителей пения «Лира» и т. д), гимназиях и пансионах, а также Мариинском институте благородных девиц. Становлению профессионального обучения дирижёров-хоровиков способствовало образование в 1873 г. Саратовского отделения Императорского русского музыкального общества. В его музыкальных классах появляется хоровое отделение, при котором формируется хор, участвующий в концертах местного ИРМО. Анализ показал, что основной проблемой недостаточного количества желающих обучаться хоровому пению, а также музицировать в составе хоров отделения было отсутствие квалифицированного, имеющего профессиональное образование преподавательского состава.

    Ключевые слова: хоровая деятельность, профессиональные музыкальные заведения, подбор преподавательского состава.

Традиции Саратовской консерватории

Вишневская Л. А.


Из истории преподавания гармонии в Саратовской консерватории: имена и школы

Страницы 79–87

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена истории преподавания гармонии в Саратовской консерватории разными поколениями музыковедов и композиторов. На базе архивных и современных материалов прослеживается преемственность «учитель — ученик», движение от традиций к новаторству, формированию новых традиций в практическом (сочинение), теоретическом и методическом осмыслении вузовского курса гармонии. Отмечаются единые исходные установки отечественной (в том числе саратовской) школы гармонии, восходящие к главенству практической составляющей науки о гармонии. Традиции преподавания гармонии рассматриваются в историческом ракурсе становления и развития Саратовской консерватории и кафедры теории музыки и композиции. Это истоки школы гармонии в педагогике Л. М. Рудольфа (1877–1938) и Г. Э. Конюса (1862–1933); зарождение и развитие новых современных традиций преподавания гармонии в педагогике И. А. Тютьманова (1898–1977), Р. С. Таубе (1908–1994), А. А. Бренинга (1924–2001), Е. Д. Ершовой (1942–2001), Е. В. Гохман (1935–2010). В контексте диалога «учитель — ученик» прослеживается связь традиций преподавания гармонии в Московской и Саратовской консерваториях.

    Ключевые слова: Саратовская консерватория, гармония, Л. М. Рудольф, И. А. Тютьманов, Р. С. Таубе, А. А. Бренинг, Е. Д. Ершова, Е. В. Гохман.

Вартанова Е. И., Иванова Н. В., Пономарева Е. В.


Роль Бориса Андреевича Сосновцева в становлении аналитической школы Саратовской консерватории

Страницы 88–96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Предлагаемая публикация посвящена музыкально-аналитической деятельности выдающегося представителя саратовской композиторской и музыковедческой школы Бориса Андреевича Сосновцева. В статье освещаются основные заложенные им научно-методологические (с приоритетом метода целостного анализа Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана) и педагогические подходы в преподавании анализа музыкальных произведений в Саратовской консерватории. Отдельно рассматривается тема преемственности, характеризуются некоторые методические ответвления, которые были развиты учениками Сосновцева (аналитика современной музыки, междисциплинарные проекции, формирование факультативных курсов и пр.) и которые определяют современное состояние аналитической школы кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье использованы научные публикации и материалы из личного архива Б. А. Сосновцева, а также воспоминания учеников и коллег.

    Ключевые слова: Саратовская консерватория, Борис Андреевич Сосновцев, Леопольд Морицевич Рудольф, анализ музыкальных произведений, вариантная форма, метод целостного анализа.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма