Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 4 (18)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Королевская Н. В.


Вспоминая Олега Моралёва: к 100-летию со дня рождения

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья написана в рамках проекта Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова «Год композитора» и посвящена 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств, профессора О. А. Моралёва. В тексте содержится сжатый обзор жизни и творчества композитора, в котором отмечены основные этапы становления творческой судьбы О. А. Моралёва — детство, годы военной службы, совпавшие с Великой Отечественной войной, период учения в Московской консерватории и два послеконсерваторских этапа взросления и созревания художника, прошедшие в Свердловске и Саратове. Дана общая характеристика творчества композитора как представителя классической линии развития отечественного музыкального искусства. В связи с приуроченным к юбилею О. А. Моралёва изданием его Третьей симфонии в СГК имени Л. В. Собинова в статье сделан акцент на симфоническом творчестве композитора и представлена развёрнутая аналитическая презентация Третьей симфонии «К Родине» для скрипки и симфонического оркестра, по ходу которой выявлены уникальные особенности авторской поэтики темы Родины и её претворения в изданной партитуре.

    Ключевые слова: О. А. Моралёв, 100-летие, юбилей композитора, «Год композитора», Третья симфония «К Родине» О. А. Моралёва.


Теория и история искусства

Плотникова О. М.


Риторический код образа доктора в опере буффа

Страницы 8–14

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Проблема функционирования культурного кода и декодирования смыслового содержания художественного текста является актуальной в различных сферах гуманитарного знания: когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, искусствоведении. Статья посвящена выяснению семантики концепта «доктор» как фундамента одноименного культурного кода и образа, представляемого им, в опере буффа. Метод семантической реконструкции понятийной основы указанного концепта проясняет его базовую лексему — «учитель», производную от слова «учёный». Движение слова в историческом пространстве культуры свидетельствует о расширении его семантического объёма и появлении на его основе новых понятий: врач и адвокат. Мифологическая основа концепта отражает сущность профессии, находящейся на границе жизни и смерти, случая и судьбы. Исторический слой его культурологического контента проявляется в актуализации сатирического типажа доктора в комедии дель арте. Его маска становится популярной и в опере буффа, унаследовавшей поэтику итальянской народной комедии. Актуализация культурного кода доктора репрезентирована на примере опер: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и «Фальстаф» Дж. Верди. В произведениях рассмотрены сюжетные мотивы и музыкально-риторические фигуры, характеризующие персонажей с указанным онимом. При сохранении ключевых, семантических, риторических сегментов маски доктора в художественном пространстве опер буффа воплощение их музыкально-сценических образов демонстрирует тренд на индивидуализацию и динамическое развитие.

    Ключевые слова: концепт «доктор», риторический код доктора, маска доктора, музыкально-риторические фигуры, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Фальстаф» Дж. Верди.

Ляшова С. А.


«Позволь им, Господи, перейти от смерти к жизни»: музыкально-смысловая трактовка темы жертвенности в «Партизанском реквиеме» Соммерро

Страницы 15–22

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье исследуются способы музыкально-смыслового воплощения мемориально-духовной темы, более всего, «идеи жертвенности» в «Партизанском реквиеме» норвежского композитора Хеннинга Соммерро. Особое внимание уделяется анализу состава текстов и их музыкальной трактовки в части «Offertоrium», которая рассматривается в контексте драматургии сочинения в целом. Несмотря на отмеченное авторами развитие реквиема в сторону синтетического жанра, в основе «Партизанского реквиема» остается именно мемориальность, память о людях, событиях, жертвенности, героизме; в почти неизменном виде представлена также адресация к библейским текстам и образам Старого и Нового Заветов; спаянность текстов и музыки позволяет заключить, что для создателей сочинения христианская история нашла своего рода одно из продолжений в истории норвежских партизан, их подвига, их высокой жертвы ради отечества, свободы, счастья. Она достойна благодарной памяти, а ее участники — вечного покоя. Реквием художественно сохраняет духовно-христианскую составляющую от начала до конца.

    Ключевые слова: Соммерро, «Партизанский реквием», «Offertorium», мемориально-патриотическая тема, «идея жертвенности».


Музыкальное искусство

Вартанов С. Я.


Жанр фортепианного концерта в творчестве Сергея Рахманинова

Страницы 23–27

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются все сочинения для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова — излюбленный, магистральный жанр его творчества, наиболее полно отразивший все этапы становления личности. Пять произведений в этом жанре охватывают полвека творчества композитора и укладываются в красивую метафору Листа о трёх периодах музыки Бетховена: «юноша — муж — бог». Первый был начат 17-летним юношей в 1890 г., последние изменения в Четвёртый концерт (1941) автор внёс за два года до смерти. Каждый из концертов Рахманинова являет новый образ автора, а также передает его мироощущение в контексте эпохи. Для концертов Рахманинова типичен принцип единства и взаимопревращения моторной энергии, обусловленный развитием романтических тенденций жанра. Этот принцип волновой пульсации формы даёт в руки пианиста-исполнителя ключи к пониманию концепций концертов. Опора на него оказывает существенное воздействие на сегментацию текста исполнителем, наряду с принятым в музыкознании регламентом «административных форм» (К. Дебюсси).

    Ключевые слова: жанр фортепианного концерта в творчестве Рахманинова, скрытая программа, семантика знаков текста, принципы концертности.


Демченко А. И.


Диптих смысловых концептов творчества И. С. Баха. Очерк первый. Festoso

Страницы 28–35

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Festoso (итал. празднично, торжественно) представлено в музыке И. С. Баха чрезвычайно широко, в полной мере смыкаясь с представлениями о свете, радости и праздничных сторонах человеческого существования. Светоносный дух творчества великого композитора находил своё преломление во множестве всевозможных ракурсов. Существенной гранью его творчества стало то, что корреспондировало чрезвычайно распространившемуся в его время стилю рококо. В музыкальном претворении это обычно выливалось в формы утончённой миниатюры, чаще всего написанной для клавесина. Произведения стиля рококо входили составной частью в большой массив музыки Баха, связанной с раскрытием образов отдохновения и досуга. Значительная область подобной образности была связана с тем, что можно определить понятием баховский жанризм. В целом, можно с достаточными основаниями утверждать, что Бах, пожалуй, как никто другой, сумел ярко раскрыть жизнелюбие своей эпохи.

    Ключевые слова: смысловые концепты творчества Баха, многогранное воплощение образов света и радости.


Степанова И. В.


Австро-немецкие традиции в творчестве А. С. Даргомыжского

Страницы 36–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоизученным аспектам творчества Даргомыжского, в частности, австро-немецким влияниям, которые обнаруживаются в нем с самых первых сочинений вплоть до «Каменного гостя». Скрытые за проблемами музыкальной декламации, привычно приоритетными при изучении его наследия, они, тем не менее, становятся явными при более детальном рассмотрении. В статье раскрываются связи музыки Даргомыжского с полифонией Баха — через Глинку и, независимо от него, Бетховена. Причем в обоих случаях речь идет не только об усвоении западного опыта, но и его развитии, включая прозрения в ХХ век. В число анализируемых произведений попадают как шедевры, так и «периферийные» опусы, в том числе незавершенные, но крайне интересные замыслы. Знакомство с содержанием предложенной статьи позволяет расширить представление о творческих горизонтах музыки Даргомыжского, обреченного историками быть прежде всего композитором-«искателем музыкальной правды». Публикация этих материалов может также способствовать более тонкому аудиовосприятию его сочинений, существенно утерявших ощущение новизны.

    Ключевые слова: западные влияния, полифония, Бах, Бетховен, нововенская школа.


Стреж Ю. В., Генебарт О. В.


Бранденбургский концерт № 5 И. С. Баха: к проблеме единства цикла

Страницы 42–49

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Представленная к публикации статья посвящена исследованию языка и структуры Бранденбургского концерта № 5 И. С. Баха, строению частей и целого в аспекте выявления факторов единства цикла на интонационно-тематическом, композиционном и темброво-инструментальном уровнях. Предполагается обнаружение специфики их претворения в сочинении, содержащем черты тройного и сольного концертов. Именно эта особенность обусловливает пристальное внимание к темброво-оркестровой составляющей как одной из детерминант создания целостности в условиях индивидуального композиционного решения каждой части. В процессе анализа выделен ряд параметров, определяющих циклическое единство, среди которых отмечены взаимное подобие композиции I части и финала, черты сходства на уровне преломления двухчастности в первой и второй частях. На интонационно-тематическом уровне выявлены зоны корреспондирования повторяющихся барочных фигур, отмечена сбалансированность и отчётливо выраженная логика темброво-инструментального решения частей и целого, индивидуальная композиционная идея в соотнесении фрагментов сольного и тройного концертирования.

    Ключевые слова: И. С. Бах, Бранденбургские концерты, инструментальный цикл, темброво-оркестровый уровень, тема, аффект радости, интермедийное развитие, группа continuo.


Серова Н. С.


О месте образов воли в композиционной системе А. Н. Скрябина: на материале фортепианных миниатюр конца 1880-х — 1900-х гг.

Страницы 50–56

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Актуальность действенных образов в разных жанрах творчества Скрябина неравноценна. К примеру, в миниатюрах 50-х опусов указанные состояния единичны, хотя современные им «Поэма экстаза» и «Прометей» ярко воплощают сферу воли. Её функционирование видится связанным со становлением драматургии крупной формы. Циклы фортепианных пьес конца 1880-х — 1900-х гг. эволюционируют от паритета «многочастности» и «малочастности» в период, предшествующий и современный симфониям 1900–1901 гг., к преобладанию малых собраний в годы зрелого стиля. Этому процессу синхронично стремление к подчёркнуто лаконичному высказыванию в области миниатюры: ведущим жанром становится пьеса, воплощающая одно состояние; в циклах 30–40-х ор. кристаллизуется диалог активной и созерцательной сфер. Развёртывание крупных одночастных сочинений исходит из схожей образной оппозиции и соотносится с бинарной логикой космогонической модели. В ней действенная сфера сопряжена с этапом первичного структурирования и дальнейшего развёртывания космоса.

    Ключевые слова: А. Н. Скрябин, фортепианная миниатюра, образы воли, драматургия крупной формы.


Лопатова Е. С., Лопатов С. В.


Оригинальный репертуар для трёхструнной и четырёхструнной домры: взаимосвязи и актуальные тенденции

Страницы 57–61

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается оригинальный репертуар домристов, созданный для трёх- и четырёхструнной конструкции инструмента. На примере главной темы Концерта для домры с оркестром B-dur Б. Кравченко показаны сходства и различия в аппликатурных формулах, которые могут быть применены трёхструнниками и четырёхструнниками. Выявлена особенность обработок народных мелодий А. Цыганкова, созданных с учётом специфики трёхструнной домры. На примере произведения «Интродукция и Чардаш», написанного этим композитором, доказано, что адресованный «трёхструнникам» оригинальный репертуар весьма затруднительно исполнить на инструменте четырёхструнной конструкции без искажения авторского текста. В статье приводится подтверждение того, что домристы-четырёхструнники при обращении к сочинениям, адресованным трёхструнникам, достаточно часто вынуждены создавать новые редакции. На примере пьесы «Ша, штил» А. Бызова показаны основные искажения авторского текста, возникающие при исполнении на трёхструнной домре сочинения, адресованного четырёхструнникам. Результат исследования суммируется в следующих выводах. Для того чтобы оригинальные сочинения для домры звучали без искажения авторского текста, исполнять их следует на той разновидности инструмента, для которой они были написаны. Современные композиторы всё чаще создают свои произведения для домры в двух редакциях, которые адресованы трёхструнному и четырёхструнному инструменту

    Ключевые слова: трёхструнная домра, четырёхструнная домра, концерт для домры, оригинальный репертуар.


Саранча В. Е.


Топос мести в оперном творчестве А. Н. Верстовского на примере оперы «Громобой»

Страницы 62–68

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Последняя опера А. Н. Верстовского «Громобой» (1854), созданная спустя 12 лет после «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки (1842) и за год до «Русалки» А. С. Даргомыжского (1855), возникла в период становления и развития жанра национальной оперы в России, когда отечественные композиторы опирались на опыт своих западноевропейских предшественников и современников. В «Громобое» влияние ведущих европейских традиций проявляются исключительно многообразно. В статье рассмотрен один из примеров такого влияния — топос мести, одно из наиболее распространенных «общих мест» западноевропейского оперного искусства, прежде всего итальянского. Проведено сравнение с сочинениями итальянских композиторов, современников Верстовского (в частности, Доницетти, Верди и др.), которые ставились на сценах московских театров в 1840–50-е гг. Сходство выявлено в трактовке сюжетных линий в либретто, восходящих к итальянской опере XVIII в. (архетип «изгнанного сына убитого правителя» и «отвергнутых возлюбленных»), вокальных партий и образов персонажей, в использовании определенного «набора» поэтических средств (метафоры, эпитеты и пр.) и средств музыкальной выразительности (колоратуры, широкие скачки в вокальной партии, быстрый или ускоряющийся темп и др.). Итальянские черты, типичные для топоса мести, далеко не всегда органично вписаны в национальный контекст сочинения Верстовского, однако их выявление позволяет лучше понять особенности его оперного стиля, а также процессы, происходившие в русской опере на начальном этапе ее формирования.

    Ключевые слова: Верстовский, топос мести, русская опера, связи, европейская опера, XIX в.

Театральное искусство

Хазиева Д. З.


О балете Б. Асафьева и В. Кононовича «Суламифь»

Страницы 69–74

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоизвестному балету Бориса Асафьева и Владимира Кононовича «Суламифь», постановка которого была осуществлена в 1941 году, в Свердловском государственном театре оперы и балета имени А. В. Луначарского. Впервые, опираясь на малочисленные источники, автор прослеживает процесс подготовки этого спектакля к премьере — от его замысла до воплощения. Рассматриваются материалы, на которые опирались Б. Асафьев и В. Кононович, их устремления и способы реализации этого в балете. В статье разбираются отдельные компоненты спектакля, такие как либретто, основные его отличия от литературного произведения, а также некоторые особенности композиции. Автор пытается выявить по отзывам критиков и публики того времени оригинальные и новаторские средства хореографического и музыкального воплощения, а также определить роль этой постановки в истории балетного театра.

    Ключевые слова: Б. Асафьев, В. Кононович, балет «Суламифь», либретто балета, замысел постановки, хореография и музыка.

Традиционные культуры

Харлов А. В.


К вопросу о современных эволюционных процессах локальной традиционной культуры (на примере нижегородского фольклора)

Страницы 75–79

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассмотрены факты эволюционной динамики традиционных форм народного музицирования. На основании многолетних наблюдений в рамках фольклорно-этнографической деятельности студентов и преподавателей ННГК им. М. И. Глинки предлагаются гипотезы субъектно-ориентированного и технократического эволюционных процессов как механизмов формирования локальной традиции. Рассматриваются новые формы адаптации народного культурного феномена к современной действительности. Приводится пример попытки внедрения в традицию неокультурных технократических явлений, которые по всем параметрам должны были бы остановить регресс локальной традиции, но не смогли этого сделать. Анализируются причины отторжения народной исполнительской практикой тенденции технократического «осовременивания», приводящей к нарушению баланса между традиционными ценностными ориентирами. В статье рассмотрен факт положительного воздействия на локальную инструментальную традицию нижегородских марийцев научно-поисковой деятельности исследователя-фольклориста. Автором статьи рассматривается эксперимент по возрождению инструментальной традиции игры на ритуальной марийской трубе семейства пуч в Тоншаевском районе Нижегородской области.

    Ключевые слова: фольклор, эволюционная динамика, Нижегородская область, марийская девичья труба удырпуч, инструментальная традиция.

Крюков П. Д.


Октоих нотированный пореформенной традиции в синодальных книгах (на примере издания 1772 года)

Страницы 80–88

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении первого нотного издания Октоиха в России, напечатанного Синодальной типографией в 1772 году. Рассматриваются различные аспекты: структура и состав, поэтический текст и распевы, которые подаются в сравнении с одним из наиболее репрезентативных списков Октоиха последней трети XVII века. В качестве справочного образца дополнительно привлекается печатный ненотированный Октоих, изданный в Москве в 1760 году. Проведенное сравнение устанавливает степень полноты Синодального Октоиха 1772 года по отношению к объему, представленному в рукописной традиции, выявляет текстовые разночтения между рукописью и нотным изданием. Результаты исследования материала позволяют судить о принципах работы издателей Синодального Октоиха 1772 года по отбору песнопений, избирательности и тщательности редактирования распевов для унифицированного издания, обязательного для всех, а также о преемственности издания памятника по отношению к рукописной традиции в целом.

    Ключевые слова: Октоих нотированный, Синодальный Октоих, знаменный распев, 1772 год, рукопись, издание, песнопение.

Педагогика и психология искусства

Милейко Ю. Н.


История Канской школы искусств № 1: от истоков до наших дней

Страницы 89–94

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье впервые в отечественном музыкознании представлен материал об истории первой на территории Красноярского края Детской школы искусств, расположенной в городе Канске. На основе документов, сохранившихся в Канском городском архиве, интервьюирования работников школы и уникальных сведений, предоставленных Галиной Владимировной Анашкиной, прослеживается специфика становления и развития регионального учреждения начального музыкального образования. Его история рассматривается в контексте преобразований, которые происходили в стране в целом и в системе музыкального воспитания в частности в период с 20-х гг. XX в. до наших дней. Приводится аналитика документов, позволяющих составить представление о демографической, национальной, политической и социальной специфике города. Прослеживается влияние культурологических процессов на специфику функционирования Канской школы. Излагается информация о первых педагогах, а также о деятелях искусства, оказавшихся в Сибири в период после Октябрьской революции и способствовавших развитию начального музыкального образования в городе, расположенном на юго-востоке Красноярского края.

    Ключевые слова: Сибирь, Красноярский край, город Канск, музыкальное образование, Канская школа искусств № 1.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма