Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 1 (15)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Хачаянц А. Г.


Кафедра истории музыки Саратовской консерватории — путь длиною в 60 лет

Страницы 3–8

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В прошедшем 2021 г. исполнилось 60 лет с даты основания кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье раскрываются этапы становления исторического музыкознания в консерватории со времени ее открытия в 1912 г., дается характеристика вклада ведущих музыковедов в формирование молодой кафедры и роли отдельных выдающихся личностей, таких как Лев Л. Христиансен, М. Ф. Гейлиг, Б. Г. Манжора. Музыковедческие школы на кафедре были созданы двумя авторитетными преподавателями — Марианной Федоровной Гейлиг, учениками которой пополнялась кафедра начиная с 1960-х гг., и Татьяны Федоровны Малышевой, бессменно возглавлявшей кафедральный коллектив с 1987 г. более 30 лет. Характеризуется нынешний состав кафедры и направления ее деятельности.

    Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, история музыки, кафедра истории музыки.


Теория и история искусства

Аль-Хатиб И., Зайцева М. Л.


Проявление метамодернистских тенденций в режиссерской интерпретации Дмитрием Черняковым оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (2006 г.)

Страницы 9–15

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена вопросам режиссерской интерпретации шедевра русской музыки — оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Дмитрием Черняковым, лауреатом многочисленных международных премий в области оперного искусства. Выявлена близость творческого метода режиссера к тенденциям метамодернизма. Определено, что метамодернистская идея возврата к историчности связана с представлением, что прошлое должно выступать не как объект реконструкции, а как средство для выявления проблем современности и прогностического взгляда на будущее. Данный подход близок к метоу режиссера, подчеркнувшего острую проблему современности — тему одиночества, непонимания и отсутствия любви, заменившего ставшую архаичной для современного зрителя сцену дуэли эпизодом трагической сиюминутной ошибки, допустившему при создании костюмов к спектаклю смешение стилей XIX и XX вв. В постановке Д. Чернякова обнаружено проявление метамодернистской тенденции к поиску «новой чувствительности», приоритетными чертами которой являются искренность, возрастание доверия, ценность самовыражения. Обосновано, что метамодернистский принцип «осцилляции», колебания между различными полюсами, проявляется в наполнении лирических сцен поэтикой быта и повседневности, насыщении романтических образов чертами болезненно ранимой чувствительности или прагматизма. Материалом исследования послужили видеозаписи премьерного показа оперы «Евгений Онегин» на сцене Большого театра, тексты публицистических изданий, содержащие интервью режиссёра и ведущих артистов.

    Ключевые слова: Дмитрий Черняков, Евгений Онегин, Чайковский, Большой театр, сценическая интерпретация, постановка оперы, метамодернизм.

Шлыкова С. П.


Контексты культурной оттепели: к 60-летию «шестидесятников»

Страницы 16–21

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается феномен культуры «шестидесятников» в сопряжении с историческим и социально-политическим контекстами шестидесятых годов прошлого века в Советском Союзе и странах Западной Европы. Историко-политическим контекстом эпохи были сталинские репрессии, годы войны, разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС и наступивший после этого период «оттепели». Проводится параллель с движением шестидесятников XIX в., социально-политическая деятельность которых нашла отражение в культуре того времени. Творчество «шестидесятников» прошлого века затронуло все сферы культуры: музыка, изобразительное искусство, кинематограф, более всего найдя свое выражение в литературе и поэзии. Культурный ренессанс этого периода воплотился в гуманистической направленности, попытке «очеловечить» социалистический строй. Культурным героем впервые за годы доминирования соцреализма стал не человек-борец, не человек-строитель, а рефлексирующий человек, переживший мировоззренческий кризис. И несмотря на то что шестидесятники продолжали оставаться убежденными в правоте марксизма-ленинизма, в верном пути социалистического строительства, их творчество оказало существенное влияние на последующие десятилетия, поспособствовав, в конечном счете, смене политического курса Советского Союза.

    Ключевые слова: оттепель, шестидесятники, протесты 1968 г., шестидесятые годы XIX в., физики и лирики, лейтенантская проза, деревенская проза, новая советская волна кинематографа.

Григорьева Н. С.


Саратовские диалоги об искусстве 1918 г.

Страницы 22–27

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Октябрьская революция повлекла изменения во всех сферах социума. Искусству в этом процессе было отведено особое значение — в 1918 г. решались вопросы о его роли, движущих силах его развития, личности художника. Весной 1918 г. советским правительством впервые ставится задача сотрудничества освобожденного народа с буржуазией по причине отсутствия специалистов высокого уровня в среде пролетариата. Данная установка послужила источником столкновения полярных точек зрения на вопросы развития искусства и вызвала полемику, трибуной для которой послужила пресса. Уникальность положения Саратова в 1918 г. была обусловлена тем, что в городе сошлись политические и творческие силы, была материально-техническая база, позволившая открыть в это непростое время первую в стране советскую оперу. С 1912 г. здесь работала консерватория, профессура которой была представлена интеллигенцией; в 1918-м г. было организовано местное отделение Пролеткульта, рупором которого стал журнал «Горнило». На страницах издания между двумя указанными группами развернулась полемика о месте и роли искусства в новом обществе. Поднимавшаяся в местной прессе проблематика, предлагаемые пути развития искусства стали объектом исследования данной статьи, основанной на публикациях журнала «Горнило» 1918 г.

    Ключевые слова: искусство и революция, пути развития искусства, Пролеткульт, интеллигенция в 1918 г., гражданская война в Саратове, взаимодействие пролетариата и интеллигенции.


Музыкальное искусство

Сиднева Т. Б.


Сотворчество через века: Каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта» Бориса Гецелева

Страницы 28–32

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В русле проблемы сотворчества в статье анализируются характерные жанровые и стилевые черты Каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта» Бориса Гецелева. Отмечая неисчерпаемость диалога с традицией, автор статьи сосредоточивает внимание на двух контекстуальных измерениях, которые являются ключевыми для данного произведения. Это, прежде всего, моцартианство, к многоликой истории которого подключается композитор и находит оригинальную версию диалога с австрийским гением. Второе измерение — жанр каприччио, имеющий весьма любопытную линию развития. Характерное для жанра каприччио парадоксальное соединение типового и оригинального, регламента и свободы, серьезного и игрового, архитектонической строгости и импровизационной свободы созвучно эстетике и стилю Бориса Гецелева. Представляя калейдоскоп тем, пробуждающих аллюзии с темами Бетховена, Шостаковича, Прокофьева, Хиндемита, Шнитке, композиция Каприччио устремлена к финальному разделу — кульминации, где звучат значительно измененные, но узнаваемые фрагменты «Маленькой ночной серенады» и второй части сонаты B-dur Моцарта. Это позволило Борису Гецелеву органично и убедительно представить «вечную» тему ожидания недостижимого, идеального мира, с которым ассоциируется Моцарт.

    Ключевые слова: Моцарт, каприччио, Борис Гецелев, сотворчество, диалог, традиция.


Денисова Г. А.


Вокально-симфонический цикл «Glockenlieder» op. 22 Макса фон Шиллингса в проекции на модель жанра Orchestergesang Рихарда Штрауса

Страницы 36–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Статья посвящена вокально-симфоническому циклу немецкого композитора Макса фон Шиллингса «Glockenlieder» ор. 22. Сочинение рассматривается в его проекции на модель Р. Штрауса, под которой подразумевается сформировавшаяся в творчестве Штрауса модель жанра Orchestergesang. Сопоставление «Glockenlieder» с моделью Штрауса осуществляется по следующим параметрам: литературная основа, оркестровка, вокальная партия, взаимодействие голоса и оркестра, разработка интонационного материала. В ходе анализа выявляется ряд признаков, сближающих композиторские подходы к указанному жанру, что обнаруживается в выборе поэтических текстов драматического, балладного, гимнического содержания, использовании тройного состава оркестра с обширной группой ударных инструментов, декламационной направленности вокальной мелодики, новом отношении к голосу и оркестру, а также в опоре на лейтмотивную технику Вагнера. Вместе с тем, наблюдается и ряд отступлений цикла «Glockenlieder» от модели Штрауса. Это позволяет сделать вывод о том, что при несомненной ориентации Шиллингса на сочинения Штрауса, задавшие вектор развития жанра Orchestergesang в целом, автор «Glockenlieder» не теряет своей стилевой индивидуальности, оставаясь оригинальным композитором.

    Ключевые слова: музыка Германии, Макс фон Шиллингс, Рихард Штраус, Мюнхенская школа, Orchestergesang, Glockenlieder.


Театральное искусство

Немчинский М. И.


«Антикварный цирк»: поиск новых коммуникаций

Страницы 33–39

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья анализирует спектакль «Независимой театрально-цирковой компании “Антикварный цирк”» «Мандариновый ангел», созданный Е. В. Польди в приемах многодисциплинарного обогащения искусства цирка. Концепция этой постановки позволяет оценить образные возможности создания спектаклей в непосредственной близости к зрителям и на нетрадиционных площадках. Данная статья — это первая попытка проследить, как постановочный замысел воплощается через конкретное актерское, трюковое, партнерское построение взаимоотношений персонажей и привлечение средств выразительности смежных искусств. Анализ конкретного спектакля, в котором атмосферу зрелища создают не просто звучанием музыки, но, прежде всего, взаимоотношениями персонажей, развивающихся в теснейшем сплетении цирковой выучки, хореографического мастерства, даже владения вокалом, позволяет выявить пути и приемы, помогающие установить новые, более тесные связи со зрителем.

    Ключевые слова: цирковое искусство, режиссура цирка, трюк, Е. Польди, «Антикварный цирк», «Мандариновый ангел».


Ряпосов А. Ю.


«Женитьба» М. А. Захарова (Ленком, 2007): спектакль по модели А. В. Эфроса

Страницы 40–44

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена изучению сценической поэтики спектакля «Женитьба» (Ленком, 2007), то есть — постановочной техники М. А. Захарова. Предмет исследования — захаровская режиссерская методология, представленная следующими компонентами: режиссерский сюжет и его строение; декорационное оформление сцены и возможности его трансформации по ходу действия; жанровая природа постановки; композиционные принципы строения действия — монтаж эпизодов, трюков, аттракционов и вставных номеров; исполнительская техника — способ актерского существования и др. Дополнительной задачей исследования является определение места и роли спектакля «Женитьба» в творчестве лидера Ленкома на рубеже XX–XXI вв. Источниковая база исследования опирается на высказывания режиссера, рецензии на спектакль и иконографию, включая личные впечатления от просмотра телефильма, снятого Захаровым в 2009 г. на основе собственной театральной постановки. Методология исследования использует принципы и подходы к реконструкции спектакля и его анализу ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, а также сравнительный метод и метод контекстуального анализа.

    Ключевые слова: М. А. Захаров, «Женитьба», Ленком, единая сценическая установка, эпизодный спектакль, аттракцион, трюк, вставной номер, реприза, маска.


Алесенкова В. Н.


Театр Элен Стюарт «Ла МаМа» в контексте сценического искусства США конца ХХ века

Страницы 45–50

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена выявлению общих тенденций в творчестве «Ла МаМа» (одного из офф-офф-бродвейского театров) и определению его стратегического влияния на развитие американского театрального искусства последней четверти ХХ века. Ввиду дефицита информации на русском языке и непоследовательности существующих обрывочных сведений, автором предпринята попытка выстроить хронологию ключевых этапов становления театра под руководством Элен Стюарт. Панорама событий раскрывает качественную трансформацию коллектива, его развитие из скромного театра-кафе в целую сеть театральных площадок и филиалов. В статье уделено внимание сотрудничеству режиссеров Тома О’Хоргана и Андрея Шербана с театром «Ла МаМа» и освещены некоторые постановки театра, такие как «Фатц» (1967), «Медея» (1971) и другие. В заключение определены основные сферы влияния театра Элен Стюарт на профессиональное сценическое искусство Америки, выделены главные достоинства «Ла МаМа», сформулированы обобщенные результаты экспериментальной деятельности коллектива.

    Ключевые слова: театр «Ла МаМа», Элен Стюарт, офф-офф-бродвейские театры, Том О’Хорган, Андрей Шербан, американский театр.


Изобразительное искусство


Булычева Е. И.


Языческие мотивы в творчестве скульптора А. И. Рукавишникова

Страницы 51–57

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Прямое обращение к славянскому язычеству во многом определяло развитие русской скульптуры первой половины двадцатого века. Во второй половине века эта тенденция сохраняется. Серьезное место языческие мотивы занимают в творчестве Александра Рукавишникова. Опираясь не только на народные традиции, как это делали его предшественники, но и на теоретические исследования Б. А. Рыбакова, посвященные данной проблеме, скульптор создает свою собственную версию образов славянской мифологии, при этом особое внимание уделяя формальным решениям. При воплощении славянских языческих образов мастер много экспериментирует с формой, часто в одной композиции сочетает в сложной комбинаторике разнородные пластические элементы и материалы, активно использует цвет. Славянское язычество в интерпретации скульптора предстает как актуальная форма культуры, имплицитное присутствие которой окрашивает и современную действительность.

    Ключевые слова: русская скульптура, Александр Рукавишников, славянская мифология, фольклор, «формоконструкция», «формоорганика».


Никулина В. В.


Европеизация русского портрета в первой половине XVIII века: творчество Луи Каравака и его воздействие на русских живописцев

Страницы 58–64

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена исследованию одного из аспектов художественных связей между Россией и Францией в первой половине XVIII века: европеизации русского портрета под влиянием французских представлений в специфике данного жанра. Материалом исследования послужили живописные работы художников, работавших при русском дворе в рассматриваемый период. Одной из ключевых фигур, формировавших представления о способе и приемах создания портрета, стал представитель французской портретной школы Луи Каравак, который оказал огромное влияние на последующее развитие русской живописной школы. Анализируя творчество Каравака, автор выделяет живописные приемы, используемые художником при создании портретов и освоенные позднее русскими мастерами светской живописи. В результате проведенного анализа установлен рокайльный характер живописи Каравака, а также прослежена трансформация используемых им приемов рококо в творчестве русских художников. Рококо в России обретает выраженные национальные черты, в портретах живописцев гораздо реже присутствуют фривольность, любезность и другие характерные черты рококо. Колорит, необычность ракурса и позы модели, античная тематика служат созданию психологических образов, передаче напряжённой внутренней экспрессии, восходящей к традициям древнерусского искусства, но соединенной с изяществом и изысканностью декоративного строя французских портретов.

    Ключевые слова: русско-французские художественные связи, Каравак, Вешняков, Никитин, французы в России, рококо, XVIII век.

Традиционные культуры

Вишневская Л. А.


Формы сотворчества в народной музыке (на примере адыгской певческой традиции)

Страницы 65–70

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена характеристике принципов творческого процесса в народной музыке на примере адыгской певческой традиции. Канонический тип традиционно-бытовой жизни и художественного творчества адыгов породил двуединство общества и личности — так называемую «коллективную личность», сотворческую форму существования этноса в жизни и искусстве. Наиболее открытое проявление «коллективной личности» демонстрируют некоторые культурные институты традиционной жизни адыгов. Это ритуально-игровая культура джэгу, совет старейшин хасэ, культура этикета адыгэ хабзэ. Формы сотворчества в рамках указанных институтов оказали самое прямое и организующее воздействие на жанр песни в плане процессов её создания, исполнения и структурирования музыкальной ткани. Содержательные и структурные принципы указанных институтов сформировали основные черты певческого сотворчества. В их числе: осмысление сотворчества как некоего главного условия «выживания» адыгов, моста между современностью (настоящее) и историей (прошлое); «коллективная личность» как содержательная модель сотворчества; состязательная специфика сотворческого процесса; сосуществование персонажей (личность и общество) певческого сотворчества в контексте принципа контраста (исполнительского, эмоционального, музыкально-поэтического); канонический (система правил и предписаний) характер процесса сотворчества, дающий предсказуемость музыкального сюжета всех последующих песенных опусов; диалог и монолог как две конструктивные линии сотворчества голосовых партий в пространстве многоголосного целого.

    Ключевые слова: Адыгская певческая традиция, сотворчество, «коллективная личность», история и современность.

Карташова Т. В., Антипова В. Ю.


Ансамблевое музицирование как пример художественного сотворчества в музыкальных культурах Южной и Юго-Восточной Азии

Страницы 71–77

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена музыкальной культуре Южной и Юго-Восточной Азии. В них ансамблевость является беспрецедентно преобладающей, по сравнению с другими музыкальными цивилизациями, и выполняет функцию культурного «макроорганизма», своеобразно «конденсирующего» важнейшую историческую информацию и концентрирующего базовые смысловые структуры каждой цивилизации. Феномен ансамблевого сотворчества можно считать важнейшим из определяющих системную целостность музыкальной культуры данных регионов, что выводит их на особые позиции в ряду музыкальных культур мира. В отношении Южной Азии своеобразной обобщающей координатой станет Индия, процесс совместного музицирования в Юго-Восточной Азии будет рассмотрен на примере Индонезии. Широко развитые в обозначенных регионах ансамблевые формы расцениваются как важнейший принцип координации параметров музыкального мышления, в связи с чем в музыке отсутствуют вокальные и инструментальные жанры, основанные на сольном типе высказывания. В различных видах южноазиатских ансамблей выделяются три функциональные линии: мелодическая, метроритмическая и звукофоновая. Эмблемой культуры Юго-Восточной Азии стали гамеланы — ансамбли традиционных индонезийских музыкальных инструментов. В целом, превалирование форм ансамблевого сотворчества над сольными типами высказывания расценивается как одна из отличительных черт этнокультурного облика и звуковой генетики Южной и Юго-Восточной Азии.

    Ключевые слова: сотворчество, ансамблевое музицирование, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Индия, Индонезия, гамелан.

Педагогика и психология искусства

Хамидова М. А.


Вокальное искусство: из истории формирования системы базовых ценностей

Страницы 78–83

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В настоящей статье речь идет о формировании на протяжении столетий системы базовых ценностей в рамках профессионального вокального искусства, корни которого тянутся к древнегреческим, древнеримским и позже — средневековым музыкально-исполнительским традициям. Уделяется внимание теории и практике вокальной педагогики, осуществляемой в рамках профессиональных гильдий, закрытых учебных заведений-приютов, куда принимались мальчики 6–7 лет, с хорошими певческими и физическими дарованиями. Особо выделяется роль Флорентийской, Римской, Венецианской, Болонской, Неаполитанской школ, внесших свою лепту в формирование выразительных аспектов певческой культуры и оперного искусства с точки зрения содержания и формы. К середине XVII в. опера завоёвывает мировые пространства, включая музыкально-развитые страны Европы, Америки. Если великие классицисты выражали накал страсти и борьбы героев между чувством и долгом посредством декоративных красок голоса, то с последующим развитием оперы закрепляется приоритет кантилены, оставляя место для фиоритуры, выражающей эмоциональный взрыв, силу характера персонажей.

    Ключевые слова: академическое пение, «звукообраз», певческие школы, канто фигурато, кантабиле, бель канто, базовые критерии голоса, кантилена, фиоритура, колоратура, импровизация, каденция, интонация, опера-серия, опера-буффа, гранд-опера, классицистическая, романтическая, лирическая опера, оперный веризм, модернистские концепции.

Гордеев П. А.


Пятипальцевая техника правой руки гитариста как средство освобождения исполнительского аппарата

Страницы 84–90

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье обсуждается малоизученный вопрос о влиянии тонуса мизинца правой руки на формирование свободы исполнительского (игрового) аппарата гитариста. В центре внимания — проблема зажатых мышц, управляющих мизинцем. Характерным признаком зажима является некорректное положение мизинца во время игры, что можно наблюдать не только у начинающих гитаристов, но и у профессиональных исполнителей. В статье доказывается, что дисфункциональный тонус мышц мизинца оказывает негативное влияние на свободу игрового аппарата гитариста и, следовательно, на техническую и музыкально-выразительную точность исполнения. Рассматриваются причины дисфункционального тонуса мизинца правой руки, а также способы его преодоления. Предлагаются два пути решения этой проблемы. Первый основан на формировании исполнительской культуры движения. Второй способ сфокусирован на работе мизинца правой руки как условии контроля мышечного тонуса. Для этого предлагаются специальные упражнения, в которых мизинец правой руки активно используется.

    Ключевые слова: пятипальцевая техника гитариста, игровой аппарат гитариста, свобода игрового аппарата, мышечный тонус, двигательные навыки, психомоторика, мизинец правой руки, мышечный зажим, освобождение, расслабление.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма