Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Иванова Н. В.


К 100-летию Бориса Андреевича Сосновцева

Страницы 3–11

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена рассказу о творческой, научной, педагогической и общественной деятельности талантливого композитора и музыковеда Б. А. Сосновцева, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, заведующего кафедрой теории музыки и композиции, ректора (1969–1976) Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, в связи с его 100-летием. Представлены биографические сведения о композиторе, общая характеристика его творческой, научно-исследовательской, общественной и педагогической деятельности.

    Ключевые слова: Б. А. Сосновцев, композитор, музыковед, исследователь, педагог, организатор, создатель саратовской композиторской и музыковедческой школы, педагогическое мастерство, развитие творческих традиций русской музыки и российского музыкознания, лирико-эпические образы, связь с народно-песенными истоками.


Теория и история искусства

Воробьев И. С.


«Победа над солнцем» как опыт современного прочтения авангардного текста: Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней» — 2013

Страницы 12–18

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу современной версии футуристической оперы «Победа над солнцем». Автор впервые в российском музыкознании ставит вопрос о перспективах исторических реконструкций авангардного текста, приходя к выводу о невозможности его адекватного воплощения. Опыт коллектива композиторов, реализованный в рамках XXII Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа продемонстрировал оптимальную стратегию воплощения синтетических авангардных проектов прошлого, а именно альтернативный вариант драматургии исторического спектакля, позволяющий сформировать пространство диалога авангардной и постмодернистской культур. В статье проводится сравнительный анализ эстетического содержания исторического и нового спектаклей, что позволяет в новом ракурсе актуализировать значение оперы «Победы нал солнцем» для современного искусства.

    Ключевые слова: «Победа над солнцем», футуристическая опера, Матюшин, Малевич, Крученых, авангард, постмодернистская рефлексия, фестиваль «От авангарда до наших дней».

Демченко А. И.


Художественная культура Твери. Очерк второй

Страницы 19–29

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Целый ряд разделов данного очерка посвящён наиболее значимым литературным именам, связанным с Тверской землёй: Афанасий Никитин, путевые заметки которого получили известность под названием «Хождение за три моря»; бесценное наследие великого баснописца Ивана Андреевича Крылова, который подвёл итог традиции не только русской, но и мировой басни в целом; Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, как один из ведущих представителей критического реализма, столь важного для литературы второй половины XIX века. Не менее значимы для русской культуры имевшие прямое отношение к Тверскому краю живописцы Алексей Гаврилович Венецианов, открывший для русской и мировой живописи стихию народной жизни, и Валентин Александрович Серов, находящийся в ряду самых замечательных представителей «серебряного века». В качестве завершающей фигуры обзора представлен выдающийся певец Сергей Яковлевич Лемешев, лирический тенор которого был наделён редкостной красотой тембра.

    Ключевые слова: художественная культура Поволжья, Тверь, литература, живопись, музыкальное искусство.


Музыкальное искусство

Плотникова Н. Ю.


«Воспойте, российстии народи»: о песнопениях на заключение Ништадтского мира в рукописях государевых певчих дьяков Петровской эпохи

Страницы 30–35

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья вводит в научный обиход один из памятников музыкального искусства Петровской эпохи — Службу благодарственную, посвященную заключению Ништадтского мира со Швецией по окончании многолетней Северной войны. Рассмотрены рукописные источники — певческие партии Службы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, выявлены основные этапы создания Службы в 1722–1723 гг., охарактеризован ее состав в сопоставлении с другими подобными циклами, раскрыты особенности вербальных текстов, принадлежавших архимандриту Гавриилу Бужинскому. В музыкальном сочинении уставщика государевых певчих дьяков Ивана Михайловича Протопопова проанализировано соотношение партесного многоголосия (обработок знаменного распева) и монодии (греческого распева), приведены отредактированные автором статьи фрагменты песнопений. Особое внимание уделено вопросу личного участия Петра Первого в исполнении церковных песнопений во время торжественных богослужений.

    Ключевые слова: Петровская эпоха, Ништадтский мир, Служба благодарственная, государевы певчие дьяки, певческие рукописи.


Денисова Г. А.


Вокально-симфонический цикл «Glockenlieder» op. 22 Макса фон Шиллингса в проекции на модель жанра Orchestergesang Рихарда Штрауса

Страницы 36–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Статья посвящена вокально-симфоническому циклу немецкого композитора Макса фон Шиллингса «Glockenlieder» ор. 22. Сочинение рассматривается в его проекции на модель Р. Штрауса, под которой подразумевается сформировавшаяся в творчестве Штрауса модель жанра Orchestergesang. Сопоставление «Glockenlieder» с моделью Штрауса осуществляется по следующим параметрам: литературная основа, оркестровка, вокальная партия, взаимодействие голоса и оркестра, разработка интонационного материала. В ходе анализа выявляется ряд признаков, сближающих композиторские подходы к указанному жанру, что обнаруживается в выборе поэтических текстов драматического, балладного, гимнического содержания, использовании тройного состава оркестра с обширной группой ударных инструментов, декламационной направленности вокальной мелодики, новом отношении к голосу и оркестру, а также в опоре на лейтмотивную технику Вагнера. Вместе с тем, наблюдается и ряд отступлений цикла «Glockenlieder» от модели Штрауса. Это позволяет сделать вывод о том, что при несомненной ориентации Шиллингса на сочинения Штрауса, задавшие вектор развития жанра Orchestergesang в целом, автор «Glockenlieder» не теряет своей стилевой индивидуальности, оставаясь оригинальным композитором.

    Ключевые слова: музыка Германии, Макс фон Шиллингс, Рихард Штраус, Мюнхенская школа, Orchestergesang, Glockenlieder.


Благодарская Е. А.


Соната для десяти инструментов Пауля Хиндемита: к исследованию рукописных материалов

Страницы 42–47

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоизвестному и незавершенному ансамблевому сочинению Пауля Хиндемита, созданному в ранний период творчества. Впервые в отечественном музыковедении представлены рукописные и документальные материалы из архива композитора. Автор обращается к обстоятельствам создания опуса, соотносит их с биографией композитора, подробно описывает сохранившиеся черновые наброски и автограф партитуры сочинения. Наряду с этим представляются участники большого разнотембрового инструментального ансамбля, анализируется нотный текст, уделяется внимание композиционным особенностям в законченной начальной и незавершенной средней частях. Дополнительно приводятся сведения о премьерном исполнении и публикации, рассматриваются причины остановки творческого процесса. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка определить наличие художественных идей, которые в дальнейшем станут характерными для многих инструментальных сочинений немецкого классика.

    Ключевые слова: Пауль Хиндемит, камерная музыка, большой разнотембровый ансамбль, Соната для 10 инструментов, автограф партитуры, рукописные материалы.


Кийовски О. Ю.


Жанр органного концерта в XVIII веке

Страницы 48–52

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается жанр сольного органного концерта, его виды и распространение в Европе в XVIII веке. Наряду с широко известными транскрипциями и переложениями И. С. Баха и И. Г. Вальтера инструментальных концертов других композиторов, в работе анализируется сборник органных сочинений середины XVIII веке «Das Husumer Orgelbuch von 1758». Манускрипт является уникальным свидетельством развития органного искусства Северной Германии в середине XVIII века и продолжения традиций знаменитой северонемецкой органной школы, характеризуемой определённым типом инструмента, виртуозностью исполнения и фантазийностью мышления. В сборнике «Das Husumer Orgelbuch von 1758» содержатся малоизвестные и сравнительно недавно впервые опубликованные органные концерты, написанные специально для этого инструмента. Их изучение позволяет выявить новые формы, отличные от традиционных инструментальных, и проследить связь с фантазийным стилем.

    Ключевые слова: органный концерт, ритурнель, И. С. Бах, И. Г. Вальтер, «Das Husumer Orgelbuch von 1758», Н. Брунс, К. В. Друкенмюллер, М. Ф. Цейхолд.


Алешина А. О.


Американская арфовая школа: факторы становления

Страницы 53–61

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются факторы, приведшие к активному развитию американской арфовой школы в XX веке. Приводится информация, свидетельствующая о невероятном престиже и востребованности арфы среди представителей социальной верхушки американского общества на рубеже XIX–XX веков: в том числе примеры найденных в американских домах инструментов, выдержки из афиш, а также запечатлённые в живописи свидетельства присутствия арфы в жизни американской элиты. Также в статье подробно освещается история появления и деятельность первых крупных американских компаний по производству арф: Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell и Lyon & Healy, а также их вклад в развитие арфового искусства США. Дается представление о современном состоянии американского арфового искусства: в том числе о главных классах и преподавателях арфы, о проводимых престижных конкурсах, фестивалях, мастер-классах, ярких американских арфовых премьерах.

    Ключевые слова: арфа, арфовое искусство США, производство арф, Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell, Lyon & Healy, Сальседо, Гранжани.


Каталикова О. Я.


Влияние западноевропейской фортепианной музыки на русские симфонические партитуры XIX века с участием рояля

Страницы 62–70

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоизученной проблеме влияния западной фортепианной музыки на оркестровые сочинения русских композиторов. Воздействие на них величайших фигур — Моцарта, Листа, Шопена — было подробно проанализировано на примере трех отечественных партитур: оперы «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, балета «Раймонда» А. Глазунова и симфонической сюиты А. Аренского. Во всех трех случаях эта связь повлекла за собой включение фортепиано в состав оркестра. Рояль редко появляется в партитурах XIX века, и он никогда не возникает просто так. Его включение всегда обусловлено конкретными музыкально-драматургическими обстоятельствами. Обращение к жемчужинам западноевропейской фортепианной музыки стало одним из таких обстоятельств. В рассмотренных сочинениях не просто присутствует фортепианная партия: она богата, развернута и содержит в себе стилистические черты фортепианных сочинений Моцарта, Листа и Шопена соответственно. Несмотря на то, что подобных примеров крайне мало, все три партитуры внесли ощутимый вклад как в творчество композиторов, их создавших, так и в развитие такого оригинального явления, как оркестровое фортепиано в русской музыке.

    Ключевые слова: оркестровая партитура, оркестровое фортепиано, Римский-Корсаков, Глазунов, Аренский.


Нитта М.


Б. Л. Яворский и А. Швейцер в баховедении: на основе записей С. Н. Ряузова

Страницы 71–77

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная статья посвящена выявлению влияния идей А. Швейцера на Б. Л. Яворского в анализе прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха с использованием символики. Это влияние уже отмечено в работе Р. Э. Берченко, но еще мало исследовано. Статья рассматривает эту проблему на основе ранее не изученных материалов, написанных учеником Яворского, С. Н. Ряузовым, хранящихся в архиве Российского национального музея музыки (РНММ). Первая часть статьи сопоставляет идеи Швейцера о мотивах с идеями Яворского о символах. На основе записей Ряузова вторая часть рассматривает влияние Швейцера на Яворского, схожесть их идей на связь между прелюдиями и фугами «ХТК» и протестантскими хоралами. Было выяснено, что Яворский, особенно на начальной стадии развития его метода анализа, в значительной степени опирался на интерпретации мотивов Швейцера, использовав доказанную Швейцером связь хоралов с хоральными прелюдиями и применив ее к соотношению хоралов с прелюдиями и фугами «ХТК».

    Ключевые слова: анализ, символика, Б. Л. Яворский, И. С. Бах, А. Швейцер, С. Н. Ряузов, «Хорошо темперированный клавир», протестантский хорал, хоральная прелюдия.

Театральное искусство

Гендова М. Ю., Соснина Д. Н.


Актуальность методики подготовки артистов балета Л. П. Сахаровой: к 95-летию педагога-новатора

Страницы 78–87

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена особенностям подготовки артистов балета Людмилой Павловной Сахаровой — педагога классического танца и художественного руководителя Пермского государственного хореографического училища (1956–2007). Основу исследования составляет системно-аналитический подход, воссоздающий педагогическую систему Л. П. Сахаровой и раскрывающий объективность ее педагогических достижений — новаторских для 1970–1980-е гг. и перспективных для балетной педагогики XXI в. Ключевые тезисы подтверждены воспоминаниями учениц, иллюстрирующих ключевые аспекты метода Л. П. Сахаровой. Особую ценность представляют материалы, касающиеся сценического периода жизни артистки балета Л. Сахаровой, поскольку, во-первых, именно сценический опыт и опыт наставников оказался бесценным для становления личности будущего педагога Л. Сахаровой, а во-вторых, эта сторона жизни Сахаровой часто оставалась за скобками любых публикаций о ней. Впервые педагогическая система Л. П. Сахаровой анализируется в трех плоскостях: на локальном уровне — обучение воспитанников в балетном зале, на мезоуровне — развитие педагогического мастерства коллег-единомышленников и макроуровне — обосновывающем причины всероссийского признания Пермского хореографического училища.

    Ключевые слова: Л. П. Сахарова, Пермское хореографическое училище, педагог-новатор, педагогические принципы, Московское хореографическое училище, Большой театр, Пермский театр оперы и балета.

Традиции Саратовской консерватории

Рудякова А. Э.


О Нине Александровне Пасхаловой — дочери профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой

Страницы 93–96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье на основе различных источников, а также неопубликованных материалов РГАЛИ, ГЦММК им. Глинки, архива Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, делается попытка воссоздания жизненного и творческого пути дочери первого профессора Саратовской консерватории Алевтины Михайловны Пасхаловой. Выявляется, что Нина Александровна Пасхалова была дочерью одного из самых богатых купцов Саратова, получила отличное домашнее музыкальное образование, занималась постановкой голоса с А. М. Пасхаловой. Являясь выпускницей Московского музыкального училища по специальности «сольное пение», вела насыщенную концертную жизнь в России. После окончания Саратовской консерватории в классе А. М. Пасхаловой, певица занималась вокально-исполнительской, лекторской (в филармонии), а затем и педагогической деятельностью. Впоследствии она недолгое время являлась педагогом Саратовской консерватории.

    Ключевые слова: Саратовская вокально-педагогическая школа, Саратовская консерватория, Алевтина Михайловна Пасхалова, педагогическая деятельность.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма