Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 3 (13)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Занорин А. Г., Полозова И. В.


Подводя итоги — движемся вперед

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Читателю предлагается интервью с ректором Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессором Александром Германовичем Занориным, записанное накануне нового учебного 2021 года, в котором он отвечает на вопросы, отражающие жизнь Саратовской консерватории в настоящий момент и перспективы развития вуза в ближайшие годы. В интервью анализируются достижения вуза, развитие таких направлений, как образовательная, творческая, международная и научная деятельность, профориентационная и информационная работа, освещается деятельность консерватории в рамках Нацпроекта «Культура». В интервью предлагаются основные векторы развития консерватории в ближайшие годы, отмечаются генеральные линии образовательного, социального, международного, творческого и научного развития.

    Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, учебный процесс, творческие и научные проекты, развитие консерватории.


Теория и история искусства

Демченко А. И.


Художественная культура Твери. Очерк первый

Страницы 8–16

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Тверской край находится у истоков Волги. Тверь — один из самых старинных русских городов, и в её архитектуре представлены все основные стили отечественной архитектуры, которые в данном случае на образцах храмового зодчества обозначены как старорусский, новоевропейский и современный. Помимо целого ряда примечательных сооружений светского назначения, Тверь богата памятниками, в том числе самого высокого художественного класса. Отмечается факт присутствия шедевров искусства в целом ряде малых городов Тверской области (Кашин, Старица, Торжок и др.). В завершение очерка акцентируется значимость и своеобразие тверской школы иконописи.

    Ключевые слова: художественная культура Поволжья, архитектура и памятники Твери, малые города Тверской области, тверская школа иконописи.

Белянский Д. В.


Музыка в жизни и творчестве Х. К. Андерсена

Страницы 17–24

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Тема «Х. К. Андерсен и музыка», которой посвящена настоящая статья, дает возможность по-новому взглянуть на творчество любимого во всем мире датского писателя, известного в основном благодаря его сказкам. Между тем, Андерсен сыграл заметную роль в музыкальной жизни Дании XIX в. Он выступил как автор поэтических текстов, пьес (к которым писали музыку датские композиторы), оперных либретто. В статье рассматривается сотрудничество Андерсена с выдающимися датскими композиторами Н. Гаде и Й. П. Э. Хартманом, а также творческие пересечения писателя с Р. Шуманом, Ф. Листом. Значительная часть статьи посвящена анализу трех романов Андерсена, буквально пронизанных музыкальными образами («Импровизатор», «Всего лишь скрипач», «Счастливчик Пер»). Благодаря многочисленным связям с музыкой романы Андерсена могут рассматриваться как «литературно-музыкальные композиции», что отвечает характерной для романтической эпохи идее синтеза искусств.

    Ключевые слова: Х. К. Андерсен, Н. Гаде, Й. П. Э. Хартман, романтическое искусство, Золотой век культуры Дании, музыкальный театр, синтез искусств.


Музыкальное искусство

Вартанов С. Я.


«Этюды-картины» Сергея Рахманинова: программа, концепция, семантика знаков

Страницы 25–33

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье развиваются идеи Сергея Рахманинова о решающей роли концепции в интерпретации, в развитие их предлагается разработанный автором метод концептуальной интеграции, который подготовлен достижениями великих композиторов-пианистов и соответствует подходам современной гуманитарной науки. Интеграция концепции рассматривается как результат диффузного взаимопроникновения пяти форм восприятия исполнителя и соответствующих видов текста. Акустический текст — слуховое восприятие; авторский нотный текст — визуальное восприятие нотного текста; пластический текст — сенсорно-осязательное ощущение клавиатуры; интертекст — каждый текст предстает как мозаика цитаций множества других текстов как музыкальной, так и художественной культуры вообще; ментальный текст интерпретации — ассоциативное театрально-режиссерское мышление пианиста-интерпретатора, позволяющее представить итоговый результирующий текст (на основе названных видов текста) как интеграцию концепции в воображении пианиста, его «театре одного актера». Особое значение приобретает понятие, которое мы вводим в теорию и практику: мотивно-пластический знак (МПЗ) — инструмент интеграции концепции, объединяющий все виды мышления-восприятия интерпретатора.

    Ключевые слова: жанр «Этюда-картины» в творчестве Рахманинова, программа — скрытая и объявленная, компоненты интеграции концепции, мотивно-пластический знак (МПЗ).


Грачев В. Н.


Л. Родионова: претворение «новой простоты» — сознательный выбор или случайность?

Страницы 34–38

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:В статье прослеживаются стилистические пересечения у композиторов ХХ–ХХI вв. под воздействием религиозного мышления. Отечественные композиторы Арво Пярт и Владимир Мартынов в 1960–70-е гг. были одними из первых, кто, осмыслив приемы «новой простоты» и минимализма ХХ в. с точки зрения православия, добавили к ним высокое содержание в духе христианства предыдущего тысячелетия и стали сочинять музыку в духовно-концертном жанре на основе перекличек между современностью и прошлым. Музыка Лилии Родионовой в «Девяти концертных хорах a cappella на тексты Всенощного бдения» (2010), предназначенная для исполнения на концерте, во многом перекликается с исканиями Пярта и Мартынова, предпринятыми ими в ХХ в. Особенности поэтики «новой простоты» в хоровом цикле Л. Родионовой, напоминающие закономерности музыки Пярта и Мартынова, возможно, определяют переклички христианских приемов композиции, сложившиеся в прошлом, с постулатами «новой простоты» в музыке ХХI в.

    Ключевые слова: религиозное сознание, хорал, «новая простота», Всенощное бдение, гетерофония, аддитивность, редукция.


Смирнова Н. М.


Аспекты смеховой культуры в творчестве С. Прокофьева. Цикл «Сарказмы»

Страницы 39–46

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются аспекты смеховой культуры в творчестве Прокофьева. Анализируется взаимосвязь смешного с разными категориями эстетики. Смеховая культура многоаспектна и многослойна. Понимание и восприятие её достигается в совокупном социально-эстетическом, художественном контексте. Выделяются особые формы — гротеск или сарказм, которые, нарушая границы правдоподобия, сообщают вербальному или невербальному изображению (литературному, музыкальному) черты условности, осознанно деформируя его. В творчестве С. Прокофьева подчёркивается стилевой плюрализм, так как он «работает» с взаимодополняющими и взаимоисключающими образами, сочетая экспрессию наваждений и интеллектуальную усмешку, строгость конструктивизма и спонтанность интуитивного восприятия. Способы звукового выражения, представленные в «Сарказмах», отражают признанные аспекты смеховой культуры. Форма выражения может быть открытой или скрытной. Анализируются особенности музыкального языка Скрябина и Прокофьева, развенчивается миф о близких ракурсах романтической иронии и экспрессионистического гротеска. Цикл «Сарказмы» представляется с интерпретационной точки зрения. В результате художественных параллелей со стилистикой Мусоргского и Стравинского выявляется прокофьевский тип художественной образности: вместо лирико-драматической и сатирической направленности подчёркивается саркастическая образность нового типа.

    Ключевые слова: смеховая культура, феномен комического, гротеск, сарказм, Прокофьев.


Макарова А. Л.


«Иоланта» П. И. Чайковского в зеркале зарубежного музыкознания

Страницы 47–52

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных музыковедческих работ 1990–2010 годов об «Иоланте» П. И. Чайковского, в которых опера трактуется сквозь призму психоанализа. Интерпретация героев и событий «Иоланты» в соответствии с фрейдистскими поведенческими моделями и процессами обнаруживает заметные пересечения с зарубежными постановками аналогичного временно́го периода. Каждый из таких спектаклей является существенным вызовом для отечественного слушателя и музыковеда, которые традиционно «прочитывают» литературный и музыкальный текст оперы в свете иных эстетических и философских парадигм. В статье ставится вопрос о типологическом родстве европейских музыковедческих и режиссёрских концепций, которое может быть обусловлено резонансом оперного текста «Иоланты» с психоанализом как культурно-мировоззренческой системой, одной из наиболее авторитетных для европейской культуры и научной методологии.

    Ключевые слова: Чайковский, «Иоланта», зарубежное музыковедение, психоанализ, режиссерская интерпретация.


Мальцева А. А.


Природа и значение перечня фигур И. Г. Але в контексте музыкально-теоретических источников эпохи барокко

Страницы 53–59

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье поднимается вопрос о природе перечня фигур в труде немецкого органиста, композитора и поэта Иоганна Георга Але «Musikalische Som[m]er-Gespräche» (Мюльхаузен, 1697) и о его значении для дискурса о музыкальных Figurenlehren эпохи Барокко. В результате изучения работ А. Шмитца, З. В. Д. Севира, Д. Бартеля, Х. Кронеса, М. Ратея и других авторов мы наблюдаем балансирование между причислением его перечня исключительно к области риторики (и пониманием фигур Але как фигур вербальных) и трактовкой, потенциально открытой к экстраполяции его фигур на музыку. Автором подчеркивается мысль об универсальных свойствах риторических фигур повторения — основы перечня фигур Але; рассматривается проявление данной терминологии в трактатах о музыке авторов эпохи Барокко; анализируется степень влияния идей Але на работы И. Г. Вальтера. При рассмотрении принципов омузыкаливания слова и раздвижении границ осмысления от перечня фигур Але до его учения о композиции в целом не вызывает сомнений направленность на проблематику музыкальной риторики. Однако обращает на себя внимание то, что в различных фрагментах своих трудов Але не опирается на риторическую терминологию при описании приемов, аналогичных музыкально-риторическим фигурам. В связи с изложенными наблюдениями однозначный ответ на ключевой вопрос данной статьи стал бы одновременно неполным и односторонним. Статья подготовлена с использованием материалов, полученных автором статьи в ходе научной стажировки при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung).

    Ключевые слова: Иоганн Георг Але, Иоганн Готфрид Вальтер, Иоганн Андреас Хербст, музыкально-риторические фигуры, Figurenlehre, Барокко, учение о композиции, музыкальная риторика, история теории музыки.


Клишина Е. А.


Трактовка аккордеона в «Something strange out of the cage» Юрия Каспарова

Страницы 60–65

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Современные отечественные композиторы проявляют особый интерес к тембрам гармоник. Начиная с последней трети XX столетия, баян и аккордеон выходят за рамки узкожанровых, так называемых «народных», инструментов и активно интегрируются в сферу академического исполнительского искусства как равноправные солисты, участники ансамблевых или оркестровых партитур наряду со струнными смычковыми, деревянными и медными духовыми, ударными инструментами. Настоящая статья посвящена одному из примеров вышеназванной тенденции — опусу Юрия Каспарова для секстета «Something strange out of the cage», где наряду с инструментами симфонического оркестра используется тембр аккордеона. В статье рассматривается трактовка инструмента соответственно его функциям в ансамбле, а также в контексте разнообразия его исполнительских возможностей. Аккордеон представлен и как солист, носитель мелодии, и как участник сонорного поля. Также в статье анализируются исполнительские приемы, например, тремоло, игра мехом, остинато, красочные кластеры. Выявлено равноправие участников ансамбля, где аккордеон играет одну из лидирующих ролей в партитуре.

    Ключевые слова: Юрий Каспаров, Джон Кейдж, аккордеон, ансамбль, секстет, партитура.


Алабдаллах Д. М.


Сирия в жизни Эраста Беллинга. Творчество и наследие

Страницы 66–74

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена Эрасту Евстафьевичу Беллингу — петербургскому дирижеру, пианисту и композитору, ученику Н. Римского-Корсакова, приехавшему в Сирию в 30-х гг. ХХ в. и прожившему здесь около 20 лет. Он внес огромный вклад в развитие профессиональной традиции и популяризации европейской академической музыки в Сирии. В статье также освещаются некоторые факты из биографии его известных учеников того периода, их исполнительские и композиторские достижения. Материалом исследования послужили архивные документы, письма, афиши, беседы-интервью с известными музыкантами, а также сведения, собранные в работах отечественных и зарубежных музыковедов. Деятельность Э. Беллинга, несомненно, составила целую эпоху в сирийской музыкальной культуре ХХ в.

    Ключевые слова: сирийская музыка, Эраст Беллинг, Валид Аль-Хажжар, Аббуд Абдельаль, Мухаммад Аль-Кудси, Сальма Аль-Хаффар, Хусни Аль-Харири.

Театральное искусство

Ряпосов А. Ю.


Спектакль М. А. Захарова «Шут Балакирев»: постижение специфики российского менталитета на сломе исторических эпох

Страницы 75–81

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена изучению сценической поэтики спектакля М. А. Захарова «Шут Балакирев» (Ленком, 2001). В центре внимания исследования находятся такие составляющие захаровской режиссерской методологии, как режиссерский сюжет и способы его строения; принципы декорационного оформления спектакля и возможности частичной трансформации этого оформления; жанровая природа постановки; композиционные принципы построения действия и др. Дополнительной задачей исследования является определение места и роли спектакля «Шут Балакирев» в творчестве лидера Ленкома. Источниковой базой исследования стали высказывания режиссера и его со-творцов, драматурга Г. Горина и художника-режиссера О. Шейнциса, рецензии на спектакль и личные впечатления автора статьи от просмотра телефильма, сделанного на основе захаровской постановки. Методология исследования опирается на классические принципы и подходы к реконструкции и анализу спектакля ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, а также на метод контекстуального анализа.

    Ключевые слова: М. А. Захаров, «Шут Балакирев», Ленком, Г. Горин, О. Шейнцис, единая сценическая установка, трагикомедия, эпизодное строение, аттракцион, реприза.

Традиции Саратовской консерватории

Иванова Н. В.


Из истории музыкальной культуры Саратова: о педагогической, исполнительской и музыкально-общественной деятельности музыковеда и дирижёра Я. К. Евдокимова

Страницы 82–88

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Я. К. Евдокимов — талантливый музыковед, дирижёр, скрипач и композитор, кандидат искусствоведения. Его педагогическая, исполнительская, общественная, организационная, научная и музыкально-просветительская деятельность, продолжавшаяся на протяжении четырёх десятилетий, сыграла огромную роль в развитии культурной жизни Саратова 1920–50‑х годов ХХ века и в истории Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В 1920–30 годы он организовал и провёл более 100 симфонических концертов, в которых прозвучали шедевры мировой классики и новые современные сочинения. Впервые в Саратове под его управлением были исполнены Девятая симфония Л. ван Бетховена, симфонии Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Сен-Санса, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, оркестровые сочинения С. В. Рахманинова, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского. В 1940–50 годы Я. К. Евдокимов активно занимался изучением истории музыкальной культуры Саратова.

    Ключевые слова:Я. К. Евдокимов, музыковед, дирижёр, история музыкальной культуры, Саратов.

Пономарева Е. В.


«Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории» Л. М. Рудольфа: к вопросу о научной и практической ценности

Страницы 89–94

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье сквозь призму теоретико-практического осмысления рассматривается переизданное в 2020 г. учебное пособие Л. М. Рудольфа «Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории» (Саратов, 1914). Творческая, научная, педагогическая и просветительская деятельность Рудольфа заложила прочные основы профессионального музыкально-теоретического образования в Саратове. Созданное им руководство стало первым на тот момент теоретическим учебным изданием в Саратовской консерватории и одним из первых оригинальных пособий по анализу музыкальных форм в России. В силу неизвестных причин оно не получило до сих пор адекватной исследовательской оценки и нуждается в соответствующем научном атрибутировании. Путем сравнительного анализа с существовавшими в то время учебниками А. С. Аренского, А. Маркса и Л. Бусслера, а также сведениями о курсе музыкальных форм С. И. Танеева осуществляется оценка концептуальной составляющей учебника Рудольфа. Отдельно дается и характеристика практического потенциала «Руководства» для использования в современном учебном процессе.

    Ключевые слова: Л. М. Рудольф, «Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории», саратовская аналитическая школа, музыкальное формообразование.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма