Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF
СОДЕРЖАНИЕ
Кан Т. И.
Василий Павлович Плетнёв. У истоков новой кафедры
Страницы 3–8
Аннотация: Статья посвящена выдающемуся музыканту Василию Павловичу Плетнёву, его важному вкладу как первого руководителя отделения баянистов в формирование кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Работа основана на эксклюзивных материалах, собранных автором публикации в результате поиска и систематизации разных архивных документов. Воспоминания о творческой атмосфере вуза, о педагогах старшего поколения, о первых выпускниках Плетнёва отражают яркие впечатления студенческих лет автора. Столь подробная информация о работе Василия Павловича в Саратове, а также архивные документы и фотографии публикуются впервые.
Ключевые слова: Василий Павлович Плетнёв, баянист, Саратовская консерватория, кафедра народных инструментов.
Теория и история искусства
Полозов С. П.
Музыкальность живописи как взаимодействие музыкального и изобразительного искусства
Страницы 9–14
Аннотация: Статья посвящена обсуждению проблемы взаимодействия музыкального и изобразительного искусства. На всем историческом пути обоих искусств в той или иной мере всегда обнаруживалась связь музыки и живописи. Одним из способов расширения выразительных возможностей в живописи стало привлечение звуковых ассоциаций. Это позволяет говорить о музыкальности живописи, когда в художественном произведении проявляется внутреннее музыкальное звучание. В этих условиях обеспечивается информационное взаимодействие языковых систем музыки и живописи, где, благодаря музыкальности, информационное поле произведения изобразительного искусства расширяется. Анализ и интерпретация живописных произведений основываются на определении их внутреннего звучания. Музыкальность живописи обозначила вектор сближения музыкального и изобразительного искусства. Изображение вызывает слуховые ассоциации, дополняющие содержание картины новыми смысловыми оттенками. Это непременно ведёт к обогащению получаемой зрителем художественной информации.
Ключевые слова: музыка, живопись, взаимодействие искусств, музыкальность живописи, художественная информация.
Бегичева О. В., Лесовиченко А. М.
«Корабли лежат, разбиты, сундуки стоят раскрыты…»: явные и неявные смыслы «Golden Vanity» Б. Бриттена
Страницы 15–19
Аннотация: Статья посвящена «Golden Vanity» — известному произведению Б. Бриттена, нередко исполняемому в детских хоровых коллективах, но недостаточно осмысленному в музыковедении. В сочинении рассматривается схождение двух жанровых дискурсов — водевиля и баллады, показана многоаспектность смыслов, заложенных композитором Б. Бриттеном и либреттистом К. Грэмом в названном опусе. В работе ставится задача найти один из возможных путей осмысления текстовой стратегии авторов водевиля. Для этих целей привлекаются тексты-прецеденты: баллада «The sweet trinity (The Golden Vanity)» из сборника Ф. Дж. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады», роман М. Робертсона «Futility, Or the Wreck of the Titan», а также заголовочный комплекс «Golden Vanity». Жанровый код табуированной баллады выступает инструментом анализа постмодернистской игры смыслами. Результаты исследования суммируются в следующих выводах. Обращение к памяти древних жанров, находящихся в диалоге с различными текстами культуры, позволяет раскрыть имплицитные смыслы произведения, где водевиль становится полем человеческих страстей, на котором разыгран балладный сюжет с его главным мотивом любви/смерти, генеральной интонацией экзистенциального страха, основанной на событии встречи двух миров.
Ключевые слова: водевиль, баллада, интертекстуальность, театральность, музыкальный жанр, детская музыка.
Бибикова А. В.
Положение искусства творческих исполнительских коллективов между каноном высокой (академической) культуры и стандартами массовой культуры
Страницы 20–26
Аннотация: В статье освещаются некоторые факторы, влияющие на положение творческих исполнительских коллективов, их зависимость от современных средств коммуникации. В настоящее время состояние исполнительских искусств в большей степени, чем в предыдущие эпохи, зависит от соотношения каналов распространения академических (классических) произведений и продукции массовой культуры. Анализируется влияние массовой культуры на академическое искусство. Указывается на правомерность понятия «элитарный слушатель». Определяется влияние гуманитарной и мозаичной культур на существование творческих исполнительских коллективов. В статье подтверждаются выводы из теоретико-культурной схемы А. Моля о дифференциации гуманитарной и мозаичных культур и, как следствие этого, о широчайшем распространении продуктов массовой культуры в ущерб культуре высокой. Рассматриваются границы допустимого взаимопроникновения искусства академического и искусства массового, а также поиски новых форм подачи классического репертуара. Объясняется необходимость исполнительских, классических искусств как фундаментального основания современной цивилизации и поддержания их деятельности различными способами, в том числе, используя коммуникации, возникшие в рамках возможностей цифровой эпохи.
Ключевые слова: творческие исполнительские коллективы, гуманитарная и мозаичная культуры, «элитарный слушатель», массовое искусство, академическое (классическое) искусство.
Музыкальное искусство
Демченко А. И.
«Центральный элемент» музыки Бетховена. К 250-летию со дня рождения. Очерк второй
Страницы 27–35
Аннотация: Во втором очерке данной статьи рассматривается центральный этап разработки бетховенской героико-драматической концепции. В данном жанре её средоточием стали три знаменитые фортепианные сонаты, каждая из которых вовсе не случайно получила свой памятный заголовок: Восьмая — «Патетическая», Четырнадцатая — «Лунная», Двадцать третья — «Аппассионата». Пожалуй, максимальной концентрации героико-драматического потенциала Бетховен добился в 32 вариациях на собственную тему. Свои краски в панораму героико-драматической образности внесли отдельные скрипичные сонаты Бетховена (№ 4, 7, 9). Помимо основных проявлений бетховенской драматической героики как таковой, большой интерес представляют возникшие на её основе уникальные концепционные решения (Пятая и Двадцать седьмая фортепианные сонаты, Одиннадцатый квартет). Драматизм в его бетховенской трактовке проникает в обрисовку любых жизнедеятельных процессов, порой даже в самые светлые страницы его творчества, постоянно заявляя о себе как об абсолютно необходимой грани бытия. Концепция музыкальной драмы Бетховена далека от прямолинейности и однозначности — его герою подчас присущи сомнения, колебания, даже смятенность чувств, однако, в конечном счёте, он неизменно проявляет твёрдость духа, демонстрируя героическое мироотношение, что в повествовании венчается радостью победы.
Ключевые слова: героико-драматическая концепция Бетховена, нормативные образцы и уникальные художественные решения.
Мальцева А. А., Степаненко К. Н.
Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики
Страницы 36–42
Аннотация:В статье рассматривается биография, музыкальное и литературное наследие немецкого органиста, композитора и поэта из Мюльхаузена Иоганна Георга Але (1651–1706). Особое внимание уделено освещению его теоретических трудов — циклу «Музыкальных бесед» (1695–1701) о музыкальной композиции, озаглавленных соответственно названиям времен года. Помимо научного аспекта, работы И. Г. Але носят ярко выраженный художественный характер. Об этом можно судить как по легкому, остроумному и порой сатирическому стилю изложения (в статье приводится ряд примеров), так и по организации текстов, представляющих собой полилог персонажей. В данной статье раскрываются подробности, касающиеся перечня фигур Але, и анализируются воззрения этого автора на приемы омузыкаливания слова в контексте его учения о композиции. Статья подготовлена с использованием материалов, полученных А. А. Мальцевой в ходе научной стажировки при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung).
Ключевые слова: Иоганн Георг Але, музыкально-риторические фигуры, музыкальная риторика, Figurenlehre, перечень музыкальных фигур, Барокко, учение о композиции, история теории музыки.
Юй Я.
Особенности партии виолончели в Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано С. М. Слонимского
Страницы 43–48
Аннотация: Выдающийся российский композитор С. М. Слонимский (1932–2020) проявлял большой интерес к тембру виолончели, о чем свидетельствуют его многочисленные высказывания и творческая практика. Неоднократно автор обращался к возможностям инструмента в произведениях для солирующей виолончели и в разнообразных камерно-инструментальных опусах: Три пьесы для виолончели solo (1964), детская сюита для виолончели и фортепиано «В мире животных» (1983), Соната для виолончели и фортепиано (1986), Концерт для виолончели и камерного оркестра (1998), два трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2000, 2018), ряд других камерно-инструментальных пьес для различных составов с участием виолончели. В центре внимания настоящей статьи находится Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, написанное в 2000 году. Автором статьи предпринята попытка проанализировать партитуру Трио в свете трактовки партии виолончели. Рассматриваются приемы игры на виолончели, выявляющие ее тембровые и технические возможности; так, в сочинении представлены разнообразные штриховые, артикуляционные, ритмические сложности, выразительная кантилена инструмента, игра двойными нотами, глиссандо, флажолеты, регистровые скачки и пассажи. Аналитические наблюдения опираются на высказывания С. М. Слонимского, изложенные в интервью и статьях автора.
Ключевые слова: Сергей Слонимский, виолончель, камерно-инструментальный жанр, интерпретация, стиль, трио.
Театральное искусство
Шлыкова С. П.
Эволюция образа Дон Жуана в пьесе П. Потёмкина «Дон Жуан — супруг смерти»
Страницы 49–54
Аннотация: В статье на примере театральной миниатюры писателя Серебряного века Петра Потёмкина рассматривается эволюция одного из так называемых «вечных образов» мирового художественного пространства — Дон Жуана. Образ, ставший впоследствии литературной мифологемой, изначально возник в конкретной социально-исторической обстановке, став отголоском народной испанской легенды о распутном гранде. Но довольно узкая трактовка характера и поступков героя в ходе дальнейших многочисленных интерпретаций претерпела значительные изменения, что позволило отразить через его образ извечные вопросы, смыслы и поиски всего человечества. В разные эпохи писатели по-своему истолковывали миф об испанском идальго, но в эпоху Серебряного века преломление его образа было одним из самых парадоксальных. П. Потёмкин в своей пьесе, написанной в эмиграции в 1924 г., контаминировал инфернальную составляющую мифа в бинарную оппозицию Эрос и Танатос. Анализ пьесы позволяет выявить широкий набор интертекстуальных связей, использованных автором в качестве игровой стратегии.
Ключевые слова: архетип, Дон Жуан, смерть, Потёмкин, оппозиция Эрос и Танатос, интертекст, символика маски.
Изобразительное искусство
Дорогина Е. А.
Развитие традиций «саратовской живописной школы» в 1920-е годы
Страницы 55–63
Аннотация: В 1910–1920-е годы саратовское искусство во всем многообразии его видов и форм (литература, музыка, театр, изобразительное искусство) бурно развивалось в атмосфере необычайного подъема. Это было время обновления художественного языка, смелых экспериментов, появления новых течений. В сфере изобразительного искусства традиции и новации уравновешивали друг друга. Это позволило мирно существовать всем направлениям, среди которых особое место занимала линия декоративного символизма, берущая свое начало в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова и получившая продолжение в художественной практике мастеров первого поколения «саратовской живописной школы» (П. Кузнецова, П. Уткина, А. Савинова). В статье исследуется, как в 1920-е годы происходила мощная передача импульса от представителей первого поколения мастеров «школы» молодым художникам, показано, что их творчество впитало достижения учителей, явило собой органичное продолжение традиций, обозначило их непрерывность. А ярко выраженные стилистические черты школы: приглушенность цвета, плавность и певучесть линий, музыкальность колорита, тончайшие цветовые интонации — определили ее особое положение не только в саратовском изобразительном искусстве, но и общероссийском контексте.
Ключевые слова: «саратовская живописная школа», декоративный символизм, «мусатовский круг», Свободные художественные мастерские, П. С. Уткин, А. И. Савинов, Б. В. Миловидов.
Традиционные культуры
Тюмбеева Г. Э.
О роли звука и музыки в калмыцкой национальной картине мира, их основные функции
Страницы 64–69
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования этномузыкальной картины мира, исходным первоэлементом которой является звук. В калмыцкой этномузыкальной картине мира звук и музыка выполняют три важные функции: 1) магически-ритуальную (вера в магическую силу звука, способного воздействовать на окружающую среду тем или иным образом); 2) коммуникативно-информационную (способность звука нести информацию об окружающем мире и обществе); 3) эстетическую (способность звука доставлять человеку эстетическое удовольствие и радость, духовно обогащать и воспитывать). Эти функции явились следствием символизации окружающего мира посредством музыкально-звуковых кодов, методами переработки этнических знаний, информации о мире и о вселенной в музыкальные концепты — элементы этномузыкальной картины мира.
Ключевые слова: звук, этномузыкальная картина мира, музыкальная культура Калмыкии.
Дидимова И. А.
Пространство этнокультурных традиций в старинных и современных песнях селькупов
Страницы 70–74
Аннотация: Статья посвящена изучению закономерностей структуры и содержания песен селькупов Красноселькупского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования — выявить базовые архетипы, организующие представления о мире и человеке в песнях селькупов, сохранившихся к началу XXI века. Научная новизна заключается в систематизации фактов, научных наблюдений и размышлений отечественных и зарубежных учёных об особенностях существования мифологических представлений селькупов в музыкальном творчестве. В результате делается вывод о приуроченности жанров конкретным культурно-географическим ландшафтам: распространении старинных (родовых) песен-легенд по всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа; преобладании лирических песен селькупов на территориях отдалённых стойбищ; шуточных и ритуально-обрядовых песен — в промысловых хозяйствах. Структура и содержание поэтического текста отражают представления селькупов об устройстве мира, в то время как ладовая дифференциация диатонических мажора и минора, представленных в своих модальных разновидностях, нередко служит «маркером» разных миров в музыке.
Ключевые слова: категории пространства и времени, этнокультурные традиции, музыкальная деятельность, песни селькупов, коренные малочисленные народы Севера.
Педагогика и психология искусства
Мальшина Н. А., Сергеева И. В.
Организация проектной деятельности в сфере культуры и искусства в регионах РФ
Страницы 75–84
Аннотация: Основная цель исследования — разработка эффективных форм организации проектной деятельности в сфере культуры и искусства, обеспечивающей устойчивое ее развитие в регионах РФ. В деятельности сферы культуры, в частности в СГК имени Л. В. Собинова, раскрывается разнонаправленная динамика развития. С 2008 г. в Саратовской консерватории ведется мониторинг удовлетворенности текущей ситуацией и профессиональных ожиданий среди студентов исполнительских специальностей старших курсов. На основе полученных ответов формируется обобщенный «портрет», «аватар» студента. На основании проведенных опросов с другими социальными группами также была составлена «карта» их обобщенного портрета, сформированная в виде mind-map. В ней отражены психотипы целевой аудитории и краткие ее характеристики, страхи, которые они испытывают, риски, которые видят в проектной деятельности. Также в данной схеме отражены проблемы, которые испытывает аудитория в сфере проектирования в настоящий момент и то, какие попытки для их решения были применены. Их желания, ожидания (точка В) также отражены на данной карте. За основу были взяты две категории: преподаватели школ, лицеев, колледжей, вузов (одна группа) и руководители — директора школ, лицеев, управленцы учреждений культуры, некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
Ключевые слова: проектная деятельность, индустрия культуры, региональный аспект.
Традиции Саратовской консерватории
Полозова И. В.
Идеи музыкального просветительства и их реализация в музыкальной жизни Саратова 1910-х годов
Страницы 84–91
Аннотация: Статья посвящена изучению просветительских тенденций в музыкальной жизни русской провинции начала ХХ века. На примере анализа просветительской деятельности в Саратове — одном из динамично развивающихся городов России в 1910-е годы — дана панорама музыкальной жизни города, показано многообразие форм концертной и театральной практики, ориентированных на запросы разных слоев общества. В работе дается классификация и характеристика основных видов просветительской деятельности рассматриваемого периода: организация общедоступных спектаклей и концертов; популяризация классического наследия и, прежде всего, отечественной музыки; вовлечение в исполнительскую практику не только профессионалов, но и любителей; проведение публичных лекций, посвященных музыкальному и театральному искусству; публикация в саратовской периодике материалов о творчестве композиторов и гастролировавших исполнителей; организация системы музыкального образования с вовлечением в нее представителей разных социальных страт. Музыкально-просветительская деятельность в Саратове привела к росту музыкальной культуры в регионе и заложила фундамент дальнейшего развития культурной жизни города.
Ключевые слова: музыкальная культура начала ХХ века, культура Саратова, музыкальное просвещение, Ф. А. Пальчинский, И. В. Липаев.
Здесь будет форма