Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 4 (10)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Демченко А. И.


Саратовская театральная школа

Страницы 3–13

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Истоки драматического театра на Саратовской земле обнаруживаются в конце XVIII века, когда в крупных дворянских имениях создавались крепостные труппы. В начале XIX столетия в Саратове возникают первые городские театры. Об уровне артистических сил к концу этого века говорят имена выдающихся актёров, выступавших тогда на саратовской сцене (П. Стрепетова, М. Савина, В. Качалов и другие). С начала ХХ столетия устанавливается режим стабильно работающих стационарных государственных театров, которые открываются не только в Саратове, но и в ряде других городов области. В центре зрительского внимания с тех пор находятся Театр драмы и Театр юного зрителя. Большую роль в становлении и развитии первого из них сыграл актёр и режиссёр И. Слонов, а с середины 1970-х годов режиссёр А. Дзе́кун. Ключевой фигурой для судьбы Театра юного зрителя явился режиссёр Ю. Киселёв, преемником которого стал Ю. Ошеров. История театрального образования в городе берёт своё начало с 1920 года, когда были созданы Высшие государственные мастерские театрального искусства, преобразованные затем в Театральный техникум, а ещё позже в Саратовское театральное училище, на базе которого в 1983 году был открыт театральный факультет, вошедший в состав Саратовской консерватории — ныне Театральный институт. Свой примечательный вклад сделала художественная культура Саратова и в киноискусство страны: один из основоположников отечественной научно-популярной кинематографии А. Згуриди, актёры И. Мозжухин, Б. Бабочкин, Б. Андреев, О. Табаков, О. Янковский, Е. Миронов и многие другие.

    Ключевые слова: эволюция театральной жизни Саратова, ведущие театры, вклад в киноискусство России.


Теория и история искусства

Раку М. Г.


Советская музыкальная культура 1920-х в проекте «нового человека»

Страницы 14-20

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Музыкальная культура пореволюционной России рассматривается в статье с позиций культурной антропологии. Речь идет об использовании музыкальных художественных практик в осуществлении проекта «нового человека». Анализируются взгляды советских идеологов на его цели, задачи и инструменты и их представления о возможностях музыкального искусства в его воздействии на человеческую психику и коренное преобразование человеческой природы. Показано особое значение деятельности Пролеткульта по созданию утопии «коммунистического Gesamtkunstwerk». Прослежены изменения антропологической концепции 1920-х — начала 1930-х годов от идеи «ритмического человека» в теоретических воззрениях на музыку через презентацию образа «героического человека» в советском симфоническом творчестве к формированию «лирического героя» в различных жанрах предвоенной советской музыки под знаком лирической песни.

    Ключевые слова: раннесоветская музыкальная культура, культурная антропология, Пролеткульт, утопия, советская симфония, советская лирическая песня.

Османкина Г. Ю.


Полистилические тенденции в искусстве архитектуры формообразующего конструктивизма

Страницы 21-28

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Аспекты, связанные с тенденциями в формообразующем конструктивизме, рассматриваются в статье с позиций искусствоведческого анализа. Исследуются полистилические возможности в области метамодернизма конца прошлого и начала нынешнего столетия. Выявляются модульные образцы формообразующего конструктивизма и примеры «работы» архитекторов с большими объемами-формами. Дается идейно-философская подоснова данного направления. Рассматриваются идеи креативно-конструктивного характера в направлении. Разбирается их визуальное значение как для личности, так и для общества в целом. Выстраивается многообразная структура формообразующего конструктивизма как творческой системы преобразования реальности с учетом психологического и философского осмысления. Анализируются простые формы, являющиеся априорными сами по себе, которые создают сложные комбинации, благодаря которым происходит познание видимого и невидимого миров индивида.

    Ключевые слова: формообразующий конструктивизм, искусство, архитектура, модуль, форма.


Музыкальное искусство

Синельникова О. В.


Тан Дун: «Я хочу стать Бетховеном»

Страницы 29-33

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена интернет-симфонии «Eroica» — оригинальному и новаторскому сочинению известного американо-китайского композитора Тан Дуна. Она явилась рецепцией творчества великого Бетховена и своеобразным осмыслением стиля венского классика. Использование мультимедийных технологий — инновационное явление в современном музыкальном искусстве само по себе. Задуманная и реализованная в рамках проекта YouTube по созданию первого в мире интернет-оркестра, эта остроумная симфоническая миниатюра становится поводом к размышлению о целесообразности, оправданности и перспективности применения мультимедиа в музыке. Тан Дун встраивает мультимедиа в пространство собственного авторского стиля и музыкального мышления, но ставит интернет-технологии на службу сохранения традиций и развития генеральной идеи своего творчества, идеи объединения Востока и Запада, экспериментального и традиционного, элитарного и популярного, прошлого и настоящего.

    Ключевые слова: мультимедиа, Тан Дун, Бетховен, интернет-симфония «Героическая», традиции и новаторство.


Епремян Л. К.


К вопросу о периодизации армянской музыкальной культуры ХХ в. Мирзоян — Мансурян: диалог поколений (к 100-летию Эдварда Мирзояна)

Страницы 34-42

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:В статье рассматривается влияние Комитаса на формирование в 1940–1960-е гг. стилистически новых явлений в армянской композиторской школе. В конце 1940-х в творчестве Эдварда Мирзояна были реализованы идеи, которые одновременно коррелируют и с традициями Комитаса, и с новейшими тенденциями «шестидесятничества». Своим знаменитым Квартетом (1947) Мирзоян обозначил смену ориентиров в направлении развития армянской композиторской школы отнюдь не в сторону неоклассицизма, как принято считать, а в направлении зарождающихся в послевоенный период и позже раскрывшихся в полную силу идей «шестидесятничества» как в творчестве, так и в социальной жизни. Предлагается выделить в армянской музыке две волны «шестидесятничества», весьма отличные, но и единые по сущностной характеристике протеста на примере композиторов Эдварда Мирзояна (первая волна) и Тиграна Мансуряна (вторая волна).

    Ключевые слова: «постхачатуряновское поколение», «армянская пятерка», Запад, «шестидесятничество», Комитас, Хачатурян, Мирзоян, Мансурян.


Будагян Р. Р.


Скрипичное джазовое исполнительское искусство

Страницы 43-47

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В XX в. появилось множество различных музыкальных направлений, в числе которых джаз оказался наиболее устойчивым к смене культурных парадигм. Джазовое исполнительское искусство отличается как наличием уникальных характерных выразительных средств, свойственных исключительно данному музыкальному направлению, так и синтезированных, основанных на соединении различных стилей, жанров и направлений. Так, современное скрипичное джазовое исполнительское искусство отличается синтезом различных жанров поп-музыки и академической музыки, что активным образом проявляется в творчестве Д. Голощёкина и Н. Кеннеди. Уникальность скрипичного джазового исполнительского искусства заключается в том, что, наряду с исключительно музыкальной составляющей, а именно — мелодикой, гармонией, ритмом, фактурой, джаз содержит в себе и внемузыкальные характеристики, в частности, визуальность, коммуникативность, артистизм поведения музыкантов на сцене и т. д. Именно данные отличительные особенности и способствовали признанию джаза как одного из ярких феноменов музыкального искусства XX в. Так, в середине XX столетия актуальность приобретают различные джазовые школы и первые теоретические исследования в данной области, что способствовало выведению джаза из обширного контекста развлекательной и прикладной музыки. В данной статье автором были определены и проанализированы отличительные особенности проявления джаза в скрипичном исполнительском искусстве. Выявлены основные инновационные тенденции становления и развития скрипичного джазового исполнительства, а также характерные черты внедрения музыкантами скрипки в джазовые коллективы.

    Ключевые слова: джазовое скрипичное исполнительское искусство, Д. Венути, С. Стафф, Д. С. Голощёкин, Н. Кеннеди.

Волошко С. В.


Истоки и формирование английской оперетты

Страницы 48-55

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена формированию английской оперетты как одному из ранних проявлений массовой музыкальной культуры. Автор анализирует исторические, социальные и культурные предпосылки, способствовавшие появлению этого жанра. В центре внимания — публичные концерты, мюзик-холл и бурлеск как явления, непосредственно предшествовавшие рождению оперетты и оказавшие влияние на ранние её образцы, а также произведения французского композитора Жака Оффенбаха, послужившие катализатором для английского музыкального театра второй половины XIX в. Основоположники английской оперетты — драматург Уильям Гилберт и композитор Артур Салливан — создали принципиально новый тип музыкального спектакля, соединив пародийное содержание с музыкальным языком, объединившим в себе особенности английской популярной и академической музыки. Принадлежащие им сочинения оказали огромное влияние на последующее развитие популярной музыки, наметив характерное для XX столетия размежевание «серьёзной» и «лёгкой» музыки.

    Ключевые слова: оперетта, массовая музыкальная культура, Уильям Гилберт, Артур Салливан.

Сахарова А. В.


Оперное искусство Франческо Кавалли

Страницы 56-60

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена творчеству выдающегося итальянского композитора XVII в. Франческо Кавалли и рассматривает основные аспекты его стиля. Кавалли является крупным представителем венецианской оперной школы, и его сочинения последовательно отражают эволюцию музыкально-драматического жанра. Именно в венецианской опере были найдены ключевые законы оперы как музыкального спектакля и появились произведения большой художественной ценности. В этой связи фигура Кавалли интересна, прежде всего, своей узловой ролью в становлении жанра, поисках новых путей его развития, новых средств выразительности. Изучение и исполнение музыки Кавалли сопряжено с дополнительными сложностями, так как его партитуры часто записаны схематично и сокращенно, поэтому каждому исполнению должна предшествовать кропотливая работа по расшифровке и поискам вариантов инструментовки и голосоведения. На фоне общего интереса к ранним страницам музыкальной истории, изучение творчества Кавалли способствует удовлетворению потребностей музыкантов-исполнителей и слушателей. Мы постарались дать обзор наиболее ярких из сохранившихся опер венецианского мастера. В качестве материала исследования были использованы аудио- и видеозаписи отдельных номеров и отрывков опер Кавалли, а также некоторые фрагменты партитур, находящиеся в публичном доступе. Также были изучены научные публикации на иностранных языках, к которым отечественное музыкознание ранее не обращалось. В заключительном разделе статьи описаны примеры современной интерпретации музыки Кавалли.

    Ключевые слова: Кавалли, венецианская школа, ранняя итальянская опера, Сейченто, ария lamento.

Театральное искусство

Гендова М. Ю.


О гоголевской Диканьке на русской балетной сцене

Страницы 61-73

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена двум балетным интерпретациям произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», одномоментно возникшим на отечественной балетной сцене в конце 1930-х гг. На основе сохранившихся материалов предпринята попытка реконструкции хореографической составляющей балета Вл. Варковицкого в Ленинграде и спектакля Ф. Лопухова — Вл. Бурмейстера в Москве. Выявлен и проанализирован важнейший аспект — оба балета поставлены по одному и тому же музыкальному «тексту» композитора Б. Асафьева. Помимо проведенного балетоведческого анализа, предпринимается попытка осмыслить историко-культурное и социально-культурное значения данных постановок на литературной основе с национальным сюжетом с позиции культурной политики государства. Установлена циклическая историко-временная тенденция в вопросе обращения театра к фольклорной тематике. В статье отображается роль каждого балета для «частной» жизни конкретного балетного коллектива. Затрагивается вопрос о необходимости обращения современных хореографов к детским балетным постановкам с сюжетной основой.

    Ключевые слова: Отечественный балетный театр 1930-х гг., Ленинград, Москва, Ф. Лопухов, Вл. Бурмейстер, Вл. Варковицкий, Н. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», современные хореографы, современный балетный театр.

Алесенкова В. Н.


Семиотика телесности в спектаклях Любови Баголей

Страницы 74-79

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме семиотического анализа телесности, малоизученной в контексте театра. Актуальность исследования обусловлена усилением постмодернистских и постдраматических тенденций в современной режиссуре, что заставляет рассматривать феноменальное тело актера в новом ракурсе — как инструмент воплощения ментальных процессов в пластических образах. В центре научного интереса — выявление на практике функциональных характеристик семиотического тела актера. Материалом исследования послужили дипломные спектакли Саратовского театрального института, осуществленные Любовью Баголей. В результате изучения форм пластической выразительности в постановках «Лейтенант с острова Инишмор» М. МакДонаха и «Отелло» У. Шекспира было обнаружено, что семиотическое тело актера функционирует: 1) как тело персонажа (знаковое), 2) как «одухотворенное» тело (символическое) и 3) как коллективное семиотическое тело (когнитивное).

    Ключевые слова: телесность актера, семиотическое тело, феноменальное тело, спектакли Л. Баголей, пластика, Саратовский театральный институт.

Педагогика и психология искусства

Смирнова Н. М.


Сравнительный анализ редакций как метод технического освоения музыкального материала (на примере прелюдий Ф. Шопена)

Страницы 80-87

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме использования сравнительного анализа редакций для технического освоения музыкального материала. Метод апробируется на материале прелюдий Шопена, который обладал особым оригинальным взглядом на проблемы техники. Исполнительская техника представлена как объёмное понятие, включающее в себя практически весь спектр выразительных средств. Одновременно показано условное разделение техники на двигательную форму и средство художественной направленности. Парадокс заключается в том, что необходимость автоматизации технических приёмов приводит к их закреплению, что становится препятствием для их адаптации в художественном контексте. На примере анализа прижизненных изданий и избранных редакций прелюдий выявляются противоречия и разночтения. Их сопоставление позволяет критически оценить развитие авторской идеи, уточнить технические сложности, сопоставить комплексы упражнений и т. д. Целевая направленность пианистической работы с разными текстами подкрепляется иллюстративными примерами. Результаты исследования суммируются в следующих выводах: сравнительный анализ редакций является ценным методом технического освоения музыкального материала, препятствующим единообразию восприятия и развивающим пианистическую технику как систему навыков с двуединой природой. Двигательная техника является базисным средством для рельефного воплощения художественного образа.

    Ключевые слова: Шопен, прелюдии, сравнительный анализ, редакции, художественный образ, контекст, техника, упражнения, исполнитель, интерпретация.

Традиции Саратовской консерватории

Шашкина М. Н.


Саратов, 1910 г.: гастроли оркестра С. А. Кусевицкого

Страницы 88-96

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Накануне открытия в 1912 г. Саратовской консерватории — первой после консерваторий в столичных городах Российской империи — в зале музыкального училища Саратова выступают выдающиеся музыканты, имена которых навсегда останутся в мировой музыкальной культуре. Но появление в городе тогда уже всемирно известного композитора и пианиста А. Н. Скрябина занимает особое место. В мае 1910 г. А. Н. Скрябин как солист участвует в концертах московского симфонического оркестра под управлением дирижёра Сергея Кусевицкого, восходящей звезды на мировом музыкальном небосклоне. Эти выступления с огромным успехом прошли в одиннадцати поволжских городах. В фондах Государственного архива Саратовской области (ГАСО) сохранились программы всех трёх концертов оркестра в «столице Поволжья». Документы никогда ранее не рассматривались в публикациях. В статье приведены также цитаты и фрагменты из статей местных газет того времени, освещавших Первое концертное турне оркестра С. Кусевицкого. В какой-то степени это помогает оценить уровень и масштаб выступлений коллектива и его солистов, ознакомиться с программами концертов, увидеть знакомые имена — в том числе и тех музыкантов, кто будет стоять у истоков Саратовской консерватории, способствуя её расцвету.

    Ключевые слова: Саратовская консерватория, Государственный архив Саратовской области, Саратовская учёная архивная комиссия, Первое концертное турне симфонического оркестра С. Кусевицкого по Волге, концерты А. Н. Скрябина в Саратове.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма