Демченко А. И.
В поисках путей совершенствования образовательного процесса
Страницы 3–6
Аннотация: На обсуждение Круглого стола прошедших в Саратовской консерватории Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому, была вынесена тема «Кластерный принцип вузовского музыкального образования: проекты и перспективы». Суть предложенной идеи состоит в преодолении той разобщённости, которая наблюдается в преподавании большинства дисциплин в музыкальных вузах. Более эффективным видится целенаправленное изучение цикла специальных музыкальных предметов в их тесной связи с освоением всего круга гуманитарных знаний, традиционно преподносимых в процессе вузовского образования. То есть речь идёт о мультидисциплинарном подходе, который самым настоятельным образом требует использования в образовательном процессе кластерного принципа. Общим связующим моментом, положенным в основу всех основных курсов, мог бы послужить принцип историзма. Состоялось активное обсуждение предлагаемого проекта, и участники дискуссии высказались за постепенную апробацию различных способов реформирования вузовского музыкально-образовательного процесса.
Ключевые слова: Круглый стол Всероссийских научных чтений, кластерный принцип вузовского музыкального образования, принцип историзма, состоявшаяся дискуссия.
Теория и история искусства
Долинская Е. Б.
Эпистолярные диалоги (Кандинский — Шёнберг, Денисов — Слонимский)
Страницы 7–12
Аннотация: Статья обращена к феномену эпистолярного общения. Письмо сохраняло статут артефакта культуры вплоть до второй половины XX столетия и в настоящий момент является одним из источников исторических фактов. Ценнейшие примеры переписки как диалога единомышленников современной им культуры предстают в двух новых изданиях последних лет: «Василий Кандинский. Арнольд Шёнберг. Переписка 1911–1936» и «Эдисон Денисов и Сергей Слонимский: переписка (1962–1986)». Здесь содержатся отклики выдающихся деятелей культуры на написанное, услышанное и увиденное, что, прежде всего, поясняет и дополняет стилевые ориентиры каждого из респондентов. В первом из эпистолярных диалогов раскрываются живописные свойства музыки и музыкальные составляющие живописи, во втором предстают реалии отечественной культуры 60–80-х годов прошлого столетия, композиторская взаимопомощь в культуре и в жизни.
Ключевые слова: Сергей Слонимский, Эдисон Денисов, Василий Кандинский, Арнольд Шёнберг, диалог, переписка, письма, культура, эстетика, музыка, живопись, критика.
Девятайкина Н. И.
Диалог гуманиста Петрарки «О печалях и несчастьях» и особенности его восприятия реформационными поэтами и художниками
Страницы 13–17
Аннотация: В статье рассматриваются три «текста»: диалог итальянского гуманиста Петрарки (1304–1374) «О печалях и несчастьях», эпиграфы к нему немецкого священника и поэта Пинитиана и ксилография Мастера Петрарки. Основные выводы: Петрарка ведет диалог с читателем от начала до конца, Мастер Петрарки тоже находится в диалоге со своими современниками, выражая средствами искусства свое сочувствие и поддержку. Пинитиан, скорее, проповедник и наставник, выражается монологически, но подбадривает своего читателя, вселяет в душу мужество. Два немецких «соавтора» помогли трактату стать «бестселлером». Художественная риторика Мастера Петрарки могла сыграть в этом успехе большую роль. Общественный темперамент художника схож с темпераментом Петрарки — автора трактата. Однако Мастер Петрарки замещает этико-мировоззренческое содержание диалогов социальными и военно-политическими темами. Эпиграфы Пинитиана не аннотируют диалог, а комментируют его, отражают суждения автора. Лексика эпиграфов христианско-дидактическая. Мастер Петрарки и Пинитиан показали, как можно прочитать рассуждения гуманиста сквозь призму их времени.
Ключевые слова: Петрарка, Пинитиан, Мастер Петрарки, Реформация, Ренессанс, тема достоинства, эпиграфы, ксилографии.
Музыкальное искусство
Цареградская Т. В.
Байрон Алмен. Введение в нарративный анализ: Шопен, Прелюдия соль мажор ор. 28 № 3 (фрагмент из книги «Теория музыкального нарратива»)
Страницы 18–24
Аннотация: Данная статья предлагает авторский перевод фрагмента книги американского ученого Байрона Алмена. Приведенный фрагмент книги представляет собой попытку анализа одного из популярных в музыкальной аналитике текста Прелюдии Шопена Соль мажор с позиций «нарратива», то есть в широком смысле слова «повествования». Выбор объекта анализа был прицельно сделан таким образом, чтобы можно было видеть, какие акценты можно поставить, применив этот подход, имеющий отношение скорее к программной, чем «чистой» музыке.
Ключевые слова: прелюдия Шопена, нарративный анализ, музыкальное повествование.
Демченко А. И.
На изломе истории. Проблема гуманизма в отечественной музыке начала ХХ века
Страницы 25–34
Аннотация:Осмысление идейно-концепционной сути произведений отечественного музыкального искусства начала ХХ века позволяет говорить, что на том историческом этапе в сфере нравственности и психологии происходили труднообратимые изменения, во многом разрушавшие структуру сложившихся представлений о гуманизме и гуманоиде. Симптомы этого заявили о себе уже с 1890-х годов и обострились в музыке 1900-х, то есть ещё на стадии позднеклассического стиля. Но по-настоящему резкий скачок уровня дисгармонии произошёл в 1910-е годы, с выходом к современной стилистике, когда атака на устоявшиеся представления о человеке и человечности велась самым широким фронтом и во всевозможных направлениях. Так, серьёзную угрозу естественным формам существования представляло активное внедрение урбанистики, особенно в варианте самодовлеющего техницизма, и выдвижение современного «язычества», «варварства», «скифства», а также комплекса агрессивности и воинствующего гротеска. Подрыв позитивных установок и наращивание конфликтности сделали устойчивым осознание катастрофичности бытия. Происходившее было зна́ком вхождения в историческую зону колоссальной конфликтности и трагического мирочувствия, что впоследствии было зарегистрировано в художественной летописи на протяжении всего ХХ столетия.
Ключевые слова: отечественная музыка начала XX века, кризис концепции гуманизма, осознание катастрофичности бытия.
Грачёв В. Н.
О роли Акустической лаборатории МГК в 1960 годы: портреты друзей, творческое горение, оригинальные находки (интервью с Вячеславом Медушевским и комментарий)
Страницы 35–44
Аннотация:В. В. Медушевский в этом интервью раскрывает роль Акустической лаборатории в плане нахождения новых идей в музыке. Он характеризует личный и творческий облик работавших с ним коллег, ученых, музыкантов: Е. А. Рудакова, Л. С. Термена, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Рагса и др.
Ключевые слова: Акустическая лаборатория, портреты «шестидесятников», творческие связи, научные изыскания, терменвокс, экстернализм.
Лосева С. Н.
Проблемы дефиниции синестезии в музыковедческой науке
Страницы 45–48
Аннотация:Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исторического аспекта становления научного познания о структуре музыкальной одаренности и понятия синестезии. В процессе исследовательской работы дается анализ различных подходов к определению термина синестезия, в которых определяются наиболее значимые тенденции формирования целостного представления о всех смысловых измерениях данного феномена. Синестезия рассматривается как понятие, отражающее форму восприятия, связи между чувствами в психике, результаты их проявлений в конкретных областях искусства. Представляется информация подробного анализа исследований дефиниции понятия синестезия. Анализируется структура периодической системы искусств и межчувственные ассоциации, разработанные Б. Галеевым.
Представлено описание синестетической методологии в контексте музыкознания новосибирского ученого Н. Коляденко. Рассматривается научная база понятий автора, изучающего психический механизм межчувственных ассоциаций; синестетичность как «системное свойство невербального художественного мышления, определяемое наличием в нем интермодальных ассоциаций», и ассоциативный синестетический механизм, который наполняет полимодальной энергетикой формирование беспредметных образов в музыке и смежных искусствах. Анализируется схема родовой модификации искусств и разработанная автором синестетическая интерпретация смыслов, осуществляющаяся на трех уровнях музыкального текста (фоническом, композиционном и интонационном). Рассмотрение последовательности предложенного материала по становлению понятия синестезии позволит далее полно проследить взаимосвязь их с синестезией искусства.
Ключевые слова: синестезия, цветной слух, межчувственные ассоциации, эстетическое восприятие.
Петропавловский А. В.
К вопросу о классификации видов марша
Страницы 49–53
Аннотация:Статья посвящена не рассматривавшейся ранее проблеме классификации видов марша. В качестве терминологической основы автором вводится понятие «класс марша» и дается его определение. В работе изучается ряд известных на сегодняшний день исследований, посвященных жанру марша, в которых упоминается его видовое разнообразие, однако в целом затрагивающих иные вопросы. Посредством изучения видов марша с точки зрения их свойств, предпринимается попытка определения критериев, характеризующих эти виды. В последовательно рассматриваемых группах, объединяющих виды, автором обозначаются критерии, на основании которых выявляются темповый, функциональный и структурный классы марша. Результатом исследования является проведение классификации, а также выработка метода для определения классов марша.
Ключевые слова: марш, вид марша, класс марша.
Виниченко А. А.
Александр Градский. «Сатиры». Вокальный цикл на стихи Саши Чёрного. Стилистический диалог и музыкальная драматургия
Страницы 54–58
Аннотация:В статье анализируется одно из центральных произведений Александра Градского — вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Чёрного. В тексте отмечается практическое отсутствие научно-исследовательского материала, посвящённого творчеству музыканта. Цикл анализируется с позиций образности, интонационности, специфики тембрового строя, стилистического диалога между различными профессиональными традициями. В исследовании говорится, что тембр и специфика стилистических взаимодействий формируют уникальный звуковой образ «Сатир». Также замечаются особенности исполнительской манеры А. Градского, вносящей неповторимый оттенок в музыку сюиты. Терпкость тембральных соединений и интенсивное деформирование звука, эмоциональный фактор саунда формируют в сознании метафору — «звуковое выжигание по дереву». В цикле присутствуют два образных полюса — собственно сатирическое и лирико-исповедальное, — располагающихся ближе к концу альбома. В отдельную строку выносятся несколько мини-циклов, объединённых какой-либо одной художественной идеей.
Ключевые слова: Александр Градский, «Сатиры», сюита, тембр, камерно-вокальный цикл, хоральность, романс.
Театральное искусство
Гендова М. Ю.
Россыпи жемчуга на русской балетной сцене 1860–1910-х годов: историко-искусствоведческий анализ
Страницы 59–67
Аннотация: Статья посвящена ранее неисследованному вопросу — теме жемчуга на отечественной балетной сцене конца XIX – начала XX веков. В исследовании рассматриваются социокультурные предпосылки, способствующие проникновению жемчужной тематики в балетное искусство. Детально анализируются балетные спектакли, в которых использована жемчужная тема, на основании чего создается единая картина эволюции жемчуга от декоративного элемента до самостоятельного сценического образа. Материалом для исследования выбраны балеты «Севильская жемчужина», «Конек-горбунок», «Прелестная жемчужина», «Шехерезада» и «Жемчужина». Благодаря широкому временному интервалу, выбранному для исследования, удается выявить два этапа в развитии жемчужной темы на русской балетной сцене. Так, первый этап связан с максимальным проявлением трансформации жемчужины на сцене — от элемента костюма до цельного сценического образа. Второй же этап являет собой пример сосредоточения жемчужной тематики на декоративной роли, что нельзя воспринимать как регресс, а следует понимать этот вопрос более метапредметно. Отдельного краткого внимания заслуживает дальнейшая жизнь жемчужных мотивов на балетной сцене XX века. Делается вывод о вызревании новой волны интереса к жемчужной теме на балетной сцене. Также затрагивается аспект проникновения высокого искусства в культуру повседневности на примере жемчужных украшений и пудрениц, что нацеливает на осмысление опосредованной социокультурной роли искусства в культуре повседневности.
Ключевые слова: балет, танец, жемчужина, декоративный элемент, сценический образ.
Изобразительное искусство
Котович Т. В.
Украшение Витебска во время празднования Красной годовщины. Марк Шагал. 1918 год
Страницы 68–75
Аннотация: Праздничное оформление шествий и мест шествий составляло единый комплекс — уличное агитационное искусство, мощное по масштабам, объёмам и воздействию. Это не было исключительным порождением Октябрьской революции, но использовалось её лидерами как самый серьезный фактор новой социализации и как самый серьезный идеологический инструментарий. Первым революционным празднеством со специально разработанными для этой цели средствами оформления и стала первая годовщина Октябрьской революции. 4 ноября 1918 года в Витебске было получено сообщение, что «согласно телеграмме из Москвы от 2-го ноября за № 11818/2666, празднованіе годовщины Великой Октябрьской Революціи начинается в 12 часов дня 6-го ноября и празднуется по 7-ое включительно» [ГАВт, ф. 1582, оп. 1, д. 47, л. 1142]. Губернский военный комиссар С. Крылов обратился в кинематографический комитет при Наркомате Народного Просвещения с просьбой о 500 метрах плёнки для съёмки парада красноармейских частей, подчеркивая, что материалы эти крайне важны для запечатления парада красноармейских частей без промедления.
Все местные живописцы и маляры были объединены в Государственную декоративно-художественную мастерскую, которая и исполняла оформление. Шагал, Якерсон, Фридлендер и другие делали эскизы, которые были разлинованы клетками, а затем их переносили на большие плоскости. Украшение города в дни торжеств составило одну из самых спорных и интересных страниц искусства ХХ века.
Ключевые слова: красная годовщина, демонстрация, оформление праздника.
Традиционные культуры
Алсаитова Р. К., Бердибай А. Р.
Некоторые проблемы в изучении казахских традиционных песен
Страницы 76–81
Аннотация: В статье изучаются темы, воплощаемые в устно-поэтическом творчестве казахов. Богатейший пласт песенного наследия в традиционной музыкальной культуре казахов — казахские песни. Они рассмотрены с учетом соотношения масштабов музыкальной формы. Тема бренности существования, скоротечности молодости, сожаление о прожитых днях доминирует в поэтическом содержании казахских традиционных песен, при этом универсальность, бесконечность, нерегламентированность темы позволяют развивать ее как в рамках основной строфы, так и в припеве. Уделено внимание изучению процессов взаимодействия казахской песенной и инструментальной традициями, рассмотренных на уровне терминов, структуры и частей формы фольклорных произведений. Выявление на филологическом уровне поэтического содержания припева, анализ смыслового наполнения той части песни, которая своей яркой эмоциональной окраской делает возможным непосредственное обращение к сердцу слушателя, имеет свою специфику. Образы, встречающиеся в запевной части, как правило, имеют место и в кайырма. Но в отличие от первой, для которой более характерна предикативность, а нередко и повествовательность, в припеве превалирует некоторая константность, хотя статику эту можно назвать условной, так как известно, что в каждом художественном произведении всегда происходит действенный процесс его становления, и кайырма, представляя собой часть такой организации, как песня, не является исключением.
Ключевые слова: песенная культура казахов, қайырма («припев»), запев, мелодия, слово, поэтическое содержание.
Традиции Саратовской консерватории
Иванова Н. В.
Год А. А. Бренинга в Саратовской консерватории
Страницы 82–90
Аннотация: Статья освещает проходящий в Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова в 2018–19 учебном году фестиваль «Год композитора», посвящённый 95-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, композитора и педагога А. А. Бренинга. В тексте представлены сведения о жизни и творчестве композитора, а также краткий обзор литературы о нём и о юбилейных мероприятиях «Года композитора».
Ключевые слова: А. А. Бренинг, композитор, творчество, музыковед, педагогическое мастерство, воспоминания учеников, семья немцев Поволжья, уникальный талант, сила духа, юбилей, фестиваль, публикации.
Здесь будет форма