Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ. 2020. № 1 (7)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Королевская Н. В.


Итоги Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART»

Страницы 3–8

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Настоящая статья — краткий обзор материалов Первого Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. По ходу обзора раскрывается диалогическая многомерность представленных на Форуме научных изысканий, отражающих многомерность научных интересов и методологических подходов к художественным явлениям и процессам в многомерном пространстве искусства, культуры, образования и новейших прикладных отраслей.

    Ключевые слова: диалог искусств и арт-парадигм, Центр комплексных художественных исследований, форум, всеобщее искусствознание, метанаука.


Теория и история искусства

Зыков А. И.


Векторы изучения танцевально-пластических экспериментов на драматической сцене

Страницы 9–13

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В российском драматическом театре использование танцевально-пластических средств выразительности при постановке современных спектаклей стало явлением вполне привычным: они дополняют слово зрелищностью и точностью формы, помогают сделать действие ярким и запоминающимся. Но, как оказалось, экспериментальные постановки с начала XXI в. открыли и новые возможности пластики и танца на драматической сцене: стали появляться спектакли, где главным выразительным средством оказалось движение. Возникло уникальное явление, пока ещё не нашедшее отражения в научной литературе, — спектакли «без слов» в театре Слова. В статье сделана попытка наметить некоторые вопросы и пути их изучения: исторические предпосылки данного феномена, особенности «перевода» литературной первоосновы через создание музыкальной драматургии спектакля и сочинение особой танцевально-пластической лексики на неё, фигура режиссёра-хореографа, специфика работы драматического актёра над ролью «без слов».

    Ключевые слова: экспериментальные спектакли, пластика и танец в драматическом театре, спектакли «без слов», пластическая драма, режиссёр-хореограф.


Безрядина Е. В.


В поисках стиля как «философского камня» искусства

Страницы 14–20

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Стиль — явление на первый взгляд простое и очевидное, однако легко ускользающее при попытке его зафиксировать в словесной форме. Именно благодаря стилю совершается превращение комплекса элементов художественного языка и средств выразительности в полноценное произведение. Стиль является инструментом анализа и периодизации многих художественных явлений. Однако задача дать определение явлению стиля еще далека от своего окончательного решения. Попытки подобного рода неоднократно предпринимались многими учеными. В данной статье рассматриваются некоторые из них, имеющие отношение к философии, культурологии, антропологии, психологии, музыкальному искусству, литературоведению, позволяющие связать стиль искусства и стиль как характеристику человеческой деятельности. Сравнение и анализ идей и размышлений над проблемой стиля, принадлежащих Р. Арнхейму, Е. Устюговой, А. Лосеву, Е. Назайкинскому, А. Михайлову, А. Хасаншину, К. Зенкину, Й. Хейзинге способствуют объединению различных подходов и ракурсов рассмотрения проблемы, дают возможность наметить пути ее исследования с учетом подвижного, объемного, «живого» и изменчивого характера данного явления.

    Ключевые слова: искусство, человек, художественный стиль, стиль в музыке, стилевая модель..


Эстетика и философия искусства

Павлинова В. П.


Об эстетических истоках русской исторической музыкальной драмы

Страницы 21–29

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме генезиса трагедийной драматургии исторических музыкальных драм М. П. Мусоргского. Поставлен вопрос о свободном преломлении русским композитором эстетических принципов античной трагедии как базовой черте драматургии его сценических шедевров. Рассмотрен исторический контекст, обусловивший интерес Мусоргского к театральному искусству классической Греции. Обращено внимание на формирование в эти годы в русской культуре нового взгляда на древнегреческое наследие, вопреки доминирующему в научной литературе мнению о негативном или безразличном отношении названной эпохи к античной классике. Проникновение античных впечатлений в ранние сочинения Мусоргского освещено на примере его первых сценических опытов: драме «Эдип в Афинах» и опере «Саламбо». Приведены письма, позволяющие оценить глубину пиетета композитора к непреходящей ценности древнегреческого эстетического опыта. На основании анализа драматургии «Бориса Годунова» и «Хованщины» сделан вывод об актуализации русским композитором XIX в. древних основ трагического жанра в условиях национальной исторической сюжетики и отражения русского православного религиозного опыта.

    Ключевые слова: М. П. Мусоргский, музыкальная драма, античная трагедия, «Борис Годунов», «Хованщина», литургическое содержание.


Музыкальное искусство

Демченко А. И.


Из истории отечественной музыки. На выходе в ХХ век

Страницы 30–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Проблематика, определявшая коренную суть происходившего в музыке России 1890–1920-х годов, получала на разных стадиях своего развития различное истолкование, смысловое наполнение и стилевое выражение. В 1890-е годы на смену достаточно монолитной концепции искусства второй половины XIX века приходит расслоение художественного потока на разнонаправленные, даже противостоящие линии с доведением этой разнонаправленности до уровня антитез. На этапе 1900-х годов выделились две магистральные линии, связанные с выдвижением героико-лирической концепции и резко обострившейся проблемой исхода Классической эпохи. Принципиальная значимость 1910-х годов состояла в том, что в это время произошли коренные и необратимые сдвиги во всей структуре отечественного музыкального искусства, с полной очевидностью обозначившие рождение Модерна. В 1920-е годы тенденции данного художественного процесса доводятся до мыслимого предела, нередко получая гиперболизированное выражение. Изучение эволюционной траектории позволяет выявить примечательную закономерность развёртывания музыкально-художественного процесса: оно носило волновой характер, то есть на любом из четырёх составляющих этапов переходного периода 1890–1920-х годов обнаруживается стадия подъёма и фаза спада. Выясняется, что каждое десятилетие выходит на арену исторического бытия в своём неповторимом, рельефно очерченном облике.

    Ключевые слова: музыка России 1890–1920-х годов, этапы её эволюционного развёртывания, закономерности художественного процесса.


Сафонова Т. В., Фомина З. В.


Исполнительское прочтение фортепианных сочинений С. С. Прокофьева

Страницы 42–47

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Анализ исполнительских интерпретаций фортепианных произведений Прокофьева осуществлён в статье с позиций компаративистского подхода. Интерпретация рассматривается как способ существования музыкального произведения, требующий активного, творческого соучастия исполнителя в воссоздании заложенного композитором смысла произведения. Подчеркивается, что для понимания произведения фигура автора отнюдь не безразлична, ибо то, что оно представляет собой — сообщение, заключенное в его тексте, является результатом творчества вполне определенного субъекта, каким бы ни был характер этого творчества: погружение в сакральное пространство и осуществление функции медиума, выражение внутреннего мира художника, отстраненное фиксирование объективного, маскировка собственного Я, либо игра чужими текстами. Развивается мысль о том, что характер интерпретации, её адекватность и убедительность зависят не только от профессионального уровня музыканта, но и от величины и значительности личности исполнителя. Утверждается, что анализ различных интерпретаций того или иного произведения позволяет не только определить духовные ориентиры и ценностные предпочтения исполнителя, но и духовную атмосферу общества, в котором он творит, востребованность тех настроений и смыслов, которые несёт музыка композитора. Высказывается предположение о том, что активное обращение современных исполнителей к произведениям Прокофьева обусловлено характером напряжённой исторической ситуации в мире, формирующей ощущение тревоги и подавленности: в прокофьевской музыке привлекает устремлённость к свету, уверенность и оптимизм. Рассмотрены интерпретации фортепианных произведений Прокофьева С. Рихтера, М. Гринберг, Э. Гилельса, М. Аргерих, Н. Петрова и ряда современных исполнителей.

    Ключевые слова: С. С. Прокофьев, фортепианные произведения, исполнительская интерпретация, авторский замысел.


Свиридова И. А.


Исполнительское прочтение фортепианных сочинений С. С. Прокофьева

Страницы 48–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования оперно-хорового творчества Д. Д. Шостаковича. Целью работы является анализ хоровой и ансамблевой музыки в операх «Нос» и «Катерина Измайлова». Отмечены особенности драматургии оперы «Нос», заключающиеся, с одной стороны, в стремительном характере развития сюжета, где смена картин напоминает смену кадров в кино, с другой — в опере чувствуется влияние оперной эстетики XX столетия — переход от номерной структуры прежних эпох к сквозному действию. Характерными чертами оперной драматургии «Катерины Измайловой» являются ясность и чёткость сюжетного замысла каждой отдельной картины, всегда раскрываемой как часть целого, и органическая связь с этим замыслом общей драматургии оперы, её музыкального содержания и динамической устремлённости. Автор приходит к выводу, что в операх Д. Д. Шостаковича хор — важнейший элемент драматургии. Композитор использует все формы хоровой музыки — от отдельных хоровых реплик и хорового речитатива до развёрнутых хоровых сцен, где участвуют два хора. Хоровые сцены — ярчайшие акценты в драматургии оперы, нередко — кульминации картин и целых актов. Острые столкновения музыкально-сценических образов и характеристик представлены рядом с музыкально-сатирическими зарисовками, комедийными жанровыми сценами, злым гротеском, а также с эпизодами обычной, разговорной речи. В операх «Нос» и «Катерина Измайлова» кристаллизуется центральная тема творчества Шостаковича — гуманистическая тема обличения зла, невежества и защиты человека.

    Ключевые слова: Д. Д. Шостакович, опера, оперно-хоровое творчество, «Нос», «Катерина Измайлова», «Леди Макбет Мценского уезда», хоровые сцены из опер.


Театральное искусство

Груцынова А. П.


Балет на современном телеэкране

Страницы 64–70

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимодействия балета и телевидения. На протяжении всего своего существования балет как театральная постановка постоянно вбирал в себя достижения прочих искусств и наук. В XX веке таким достижением, несомненно, стало искусство кино (позже — телевидение). Прежде, чем сосредоточиться на проблеме сочетания балета и телевидения, автор приводит классификацию их возможного взаимодействия (фильм-балет, экранизация балета, балет в художественном фильме, документальный фильм о балете, художественный фильм о балете, телебалет). Рассматривается история постепенного появления балета на советском телеэкране (начиная с 1930-х годов). Наконец, автор останавливается на проблеме распространённых в наше время балетных телеконкурсов. В статье кратко рассмотрены цели, задачи и проблемы их предысточника — театральных балетных конкурсов. Обрисованы возможные положительные стороны телеконкурсов и их несомненные отрицательные стороны. В итогах автор предполагает, каким может быть идеальное взаимодействие балета и телевидения в наше время.

    Ключевые слова: балет, телевидение, конкурс, зритель.


Традиционные культуры

Егорова И. Л.


Мотивы трагического в судьбе и песнях Л. А. Руслановой

Страницы 71–77

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Формирование личности и становление творчества великой русской певицы Л. А. Руслановой (1900–1973) совпали с самыми трагическими событиями в истории России: русско-японская война (1904–1905), Первая мировая (1914–1918) и Гражданская войны (1918–1922), Великая Отечественная война (1941–1945). Феномен творчества певицы рассматривается в данной статье сквозь призму философского осмысления категории трагического. В её интерпретации песен трагическое выступает как конфликт реального и идеального в отношении личности к конкретным социально-историческим событиям, раскрывает их смысл с позиций Высшей Истины. В итоге аналитического исследования песен в исполнении Руслановой делается вывод о том, что глубоко прочувствованное и осознанное трагическое восходит к онтологическому восприятию картины мира и в разных ипостасях получает воплощение в созданных ею песенных образах.

    Ключевые слова: Лидия Андреевна Русланова, исполнительское искусство, интерпретация, фольклор, народная песня, категория трагического в искусстве.


Педагогика и психология искусства

Стреначикова М.


Образовательные и психологические особенности профессиональной карьеры и должностного роста музыканта

Страницы 78–84

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Карьера профессионального музыканта может рассматриваться как непрерывный (желательно запланированный) процесс, который влияет на развитие личности, в свою очередь — развитие личности и ее особенности предопределяют карьерный путь. Карьеру профессионального музыканта можно разделить на три основных этапа, которые имеют свои особые характеристики. На подготовительном этапе выбор карьеры является ключевым моментом практически для всех музыкантов; этап активного исполнительства включает в себя кризис карьеры, а этап завершения карьеры зависит от конкретных условий работы, а также от физического и психологического состояния музыканта. В течение 2019 года в различных регионах Словакии мы провели интервью с 15 профессиональными словацкими и чешскими музыкантами, которые получили образование в области классической или современной музыки. Анализируя материалы опроса, мы сосредоточились на развитии их карьеры и обнаружили, что общими чертами карьеры большинства наших респондентов были выбор профессии на подготовительном этапе, кризис на этапе активного исполнительства и преподавание музыки на определенном этапе их карьеры.

    Ключевые слова: музыка, выбор профессии, карьера, интерпретация, фазы, кризис.


Традиции Саратовской консерватории

Полозова И. В.


Научная жизнь Саратовской консерватории: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества»

Страницы 85–91

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье дается обзор Всероссийских Научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому, состоявшихся в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова 26–28 ноября 2019 г. Автор показывает преемственность проблематики в трудах выдающегося ученого середины ХХ в. Б. Л. Яворского и современных научных исследований в области духовной музыки. В статье анализируется круг искусствоведческих проблем, рассматриваемых на научном форуме. Так, в центре внимания большой группы ученых стали вопросы древнерусского певческого искусства: тема созвучности проблематики, затронутой в трудах Б. Л. Яворского, стилистике знаменного пения, греческим традициям в древнерусской богослужебной певческой практике, истории и теории знаменного пения и партесного стиля XVII — первой половины XVIII вв., современной клиросной практики и т. п. Широта заявленной на конференции проблематики проявилась в докладах, отражающих связи творчества композиторов разных национальных школ XIX–XX вв. с жанрами духовной музыки и т. д. В качестве выводов в работе показана эффективность алгоритма интеграции научной, просветительской, образовательной и собственно творческой (концертной) составляющих, что определило данное мероприятие как актуальное и резонансное в научной и музыкальной жизни.

    Ключевые слова: научные традиции, Б. Л. Яворский, научная конференция, «Проблемы художественного творчества», древнерусское богослужебное пение, духовная музыка, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма