Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Центр комплексных художественных исследований

Научный руководитель

Демченко Александр Иванович – доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор

  • Состав
  • Концепция
  • Цели и задачи Центра
  • Кураторство
  • Публикации
  • Новости

Научный руководитель

Демченко Александр Иванович – доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского и Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова, действительный член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования, почётное звание «Основатель научной школы», член Союза композиторов и Союза журналистов РФ, заместитель председателя правления Саратовской организации Союза композиторов России, член Музыковедческой комиссии Союза композиторов России, член редакционных коллегий  журналов «Проблемы музыкальной науки», «Музыкальная академия», «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение», «Альманах современной науки и образования», а также журнала «Искусство и культура» (Республика Беларусь), лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974), Знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001), лауреат Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (2009), Золотая медаль имени В.И.Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (2009), лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 года (2010), лауреат премии имени Д.Д.Шостаковича (2010), сертификат «Золотая кафедра России» (1911), медаль П.А.Столыпина (2012), Золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования» (2013), почётный гражданин города Саратова (2016). Автор около 900 научных публикаций, более 150 книг и брошюр. Подготовил свыше 50 кандидатов и докторов наук, успешно защитивших диссертации. Его творческой деятельности посвящено более 120 статей и заметок.

Старший научный сотрудник

Демченко Галина Юрьевна – кандидат искусствоведения, заслуженный работник науки и образования, профессор РАЕ, лауреат Международных конкурсов, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, член Союза композиторов России, автор свыше 100 публикаций и 7 книжных изданий.

Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда и во всём была ориентирована на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания (основные из них – филология, искусствоведение как наука об изобразительном искусстве и архитектуре, музыковедение, театроведение, а с ХХ века и киноведение). Такая специализированность совершенно естественна по причине ярко выраженной специфичности любого вида художественного творчества и совершенно необходима, поскольку обеспечивает предпосылки для углублённого изучения соответствующей области искусства.

При всём том, в последнее время в среде учёных разных специальностей всё чаще наблюдается стремление выйти за рамки своего профиля. И всё чаще делаются попытки создания исследований на стыке смежных сфер искусствоведения. Так, ещё во многом подспудно и преимущественно в форме предварительных проб, намечаются подступы к формированию всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций  мировой художественной культуры.

Совершенно очевидно, что развиваться эта своего рода метанаука может и должна в опоре на огромные запасы всевозможных наблюдений и обобщений, накопленных в различных разделах отдельно взятых ветвей искусствознания. И развитие это мыслимо только в одном направлении – по линии интегрирующего осмысления предшествующего опыта, что выражается в целостном и комплексном подходе к анализируемому материалу.

В качестве необходимого условия предусматривается охват всех видов художественного творчества, продуцирующих на данной стадии, с попутным исключением в их рассмотрении каких-либо барьеров и «перегородок». Имеются в виду привычные границы между различными искусствами, а внутри них – ходовая рубрикация по родам и жанрам. Кроме того, предполагается способность исследователя подняться над региональной спецификой к тому, что составляет суть мирового художественного процесса, наиболее значимое в нём. Так преодолевается какая бы то ни было локализованность и неизбежная односторонность исследовательского поиска. Комплексный подход, с характерной для него опорой на взаимодополняющие ресурсы различных видов искусства и различных национальных школ, позволяет делать самые широкие обобщения. художественная классика целого ряда народов Востока.

Становление всеобщего (универсального) искусствознания корреспондирует приобретающим ныне всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого сознания. Эти процессы продиктованы окончательно сложившейся к началу третьего тысячелетия общеисторической ситуацией: непродуктивность и даже невозможность какой-либо национальной замкнутости, нарастающая взаимосвязанность всего происходящего в современном мире. Параллельно этому открывается перспектива выхода за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания. Такой выход может быть реализован на путях построения художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания. И, в свою очередь, выявляемые в данном случае содержательные, идейно-концепционные стороны художественного материала оказываются объединяющей основой комплексного изучения явлений духовной культуры.

Художественная картина мира – это система обобщённых представлений о той или иной исторической эпохе, которые складываются в результате осмысления произведений искусства, принадлежащих данному периоду. За кажущейся иллюзорностью художественных текстов скрывается огромный материк своеобразно запечатлённого человеческого бытия, представленного как в характерном для своего времени спектре идей, побуждений, мотиваций, так и во всевозможных эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-психологических и двигательно-динамических проявлениях. Благодаря существованию художественного творчества каждый этап развития цивилизации оставляет для последующих поколений богатейший фонд исторической памяти. Следовательно, речь идёт о формировании знания о мире и человеке, исходя из образно-семантической системы искусства.

Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека, мы приобретаем богатейшие, пока что малоизученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти, позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления о происходившем и происходящем

Для реализации изложенной концепции при Саратовской консерватории был создан Центр комплексных художественных исследований. Его основные цели и задачи состоят в следующем:

         – консолидация научных кадров, способных к проведению комплексных художественных исследований (Саратовская консерватория – Саратов – Поволжье – Россия с возможным выходом на международное сотрудничество);

         – разработка методологии комплексных художественных исследований и выполнение конкретных практических работ по изучению мирового художественного процесса на его различных исторических стадиях;

         – построение художественной картины мира, интерпретируемой в качестве инструмента познания бытия и богатейшего ресурса исторической памяти;

         – утверждение всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления, базирующегося на принципах интегративно-глобального знания, и внедрение его достижений в образовательную практику;

         – подготовка и издание фундаментальных трудов по истории искусства, взятого как целое («Древний мир», «Античность», «Средневековье», «Возрождение», «Барокко» и т.д.), а также монографий и сборников статей по различным проблемам более частного характера;

         – подготовка и издание «Художественной энциклопедии (Литература, Изобразительное искусство, Архитектура, Музыка, Театр, Кино)» и ряда специализированных справочников («Художественные стили, школы и направления», «Энциклопедия авангарда», «Из художественной сокровищницы Поволжья и т.п.).

          Обозначенные выше позиции свидетельствуют о безусловно инновационном и уникальном характере деятельности Центра комплексных художественных исследований. 

Проводятся систематические консультации по вопросам комплексных художественных исследований и непосредственно курируется работа над конкретными исследованиями, проводимыми в ряде городов (в том числе за рубежом) по следующим направлениям:

– художественная картина мира – О.Немкова и Н.Климова (Тамбов), В.Петров (Астрахань), В.Песков (Орёл), Э.Ожидаева (Ростов-на-Дону), К.Ростоцкая (Ульяновск), В.Виноградов (Петербург), Е.Островская (Рязань);

– философские концепты в художественном творчестве – Д.Попов, А.Алесенкова, Л.Саввина (Астрахань), Е.Безрядина (Оренбург), Г.Грушко (Воронеж), И.Сердюков (Пенза), В.Томахина (Волгоград), Ю.Бражникова (Казахстан);

– проблемы реинтерпретации художественного художественного текста – П.Волкова и П.Невская (Краснодар), Г.Головатая (Москва), в том числе «петербургский текст» – Ю.Филиппова и Э.Шаронина (Саратов);

– парадигма духовного в художественной сфере – М.Гендова (Петербург), Е.Абсулутинова, А.Труханова, И.Свиридова, С.Чечина (Саратов), О.Ромашкова (Тамбов), И.Дабаева (Ростов-на-Дону), П.Никонов (Смоленск);

– региональная художественная культура – Н.Королевская, И.Егорова, Л.Вишневская, А.Бутенко и Н.Сыпало (Саратов), Е.Шишкина и А.Усманова (Астрахань), Н.Казьмина и М.Друцкая (Тамбов), Н.Егоян (Пенза), Г.Баязитова и Н.Гарипова (Уфа), Е,Островская и С.Платонова (Рязань), И.Ибрагимов (Екатеринбург);

– музыкальное искусство в общегуманитарном контексте – Г.Демченко, О.Кийовски, О.Надольская, Е.Мстиславская, С.Нестеров, Л.Севостьянова и Н.Смирнова (Саратов), В.Комаров (Оренбург), И.Некрасова и В.Петров (Астрахань), Е.Пошвина. Т.Резницкая, Н.Русанова и Н.Самойлова (Оренбург), Е.Смагина (Волгоград), М.Аплечеева (Петербург), Аю.Коваленко, Н.Савельева и И.Ушуллу (Москва), Чэн Минъю (Китай);

– ряд других проблем – А.Виниченко, В.Ганеев, Н.Киреева, О.Надольская и С.Полозов. П.Пономарёва (Саратов), Л.Саввина и С.Тарасов (Астрахань), М.Гейнц, О.Генебарт, Н.Климова, М.Кустов, А.Ромашков и Е.Сорокина (Тамбов), В.Комаров (Оренбург), И.Горюнова С.Кузнецова и Г.Консон (Москва), Л.Царегородцева (Ханты-Мансийск), Е.Парусова (Украина), Т.Котович (Беларусь), Н.Чанба (Франция), В.Левиновский (США).

Со времени основания Центра и в настоящее время ведётся работа над фундаментальными исследованиями «Вселенная слова, цвета, звука» в 12 томах и «Художественная энциклопедия» в 3 томах. Параллельно этому в ряде городов страны проводился цикл публичных лекций «Панорама столетий. Мировая художественная культура от истоков до наших дней»: Саратов, Тамбов, Самара, Оренбург, Ульяновск, Смоленск, Курск, Смоленск, Орёл, Петрозаводск (в тех же и других городах проходили мастер-классы по методологии и практическому осуществлению творческой деятельности в данном направлении).

Кроме того, подготавливается ряд изданий более частного характера (капитальная монография «Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности» и ряд энциклопедических изданий «Энциклопедия авангарда», «Художественные музеи мира», «Шедевры архитектуры» и т.д.).

Больших усилий потребовала работа над собиранием материалов по художественной культуре Поволжья. Помимо ряда изданий, осуществлённых в поволжских регионах, в настоящее время подготавливаются две крупные публикации: «Сокровищница художественной культуры Поволжья» (энциклопедия) и «Художественная культура Поволжья» (учебное пособие). Параллельно этой работе в ряде городов был проведён одноимённый цикл публичных лекций: Саратов (Областная библиотека, Центральная городская библиотека, Социально-экономический университет, СГУ), Самара, Сызрань, Тамбов, Оренбург.

Важной составной частью этих региональных исследований стало издание монографий, посвящённых художественной культуре Саратовского края («Саратовская консерватория», «Золотой фонд столицы Поволжья», «Вехи, события, лица», «Два гения с берегов Волги»).

Перейти на старый сайт

СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО!

Наш менеджер ответит вам в ближайшее рабочее время