Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Зыков Алексей Иванович

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: профессор, зав. кафедрой специальных дисциплин

Образование: театральный факультет СГК им. Собинова (1991)

Наименование направления подготовки / специальности: Актёрское искусство / Артист драматического театра и кино

Уровень образования: высшее образование

Квалификация: артист драматического театра и кино

Учёное звание доцент

Учёная степень: кандидат искусствоведения (2015)

Стаж педагогической работы: 22

Стаж работы в вузе: 22

Категория:

Повышение квалификации: 2017

Наименование специальности: 52.05.01 Актёрское искусство, специализация: 01 Артист драматического театра и кино, 03 Артист театра кукол

Преподаваемые дисциплины: Современный танец

Творческие достижения: Лауреат II, III и IV областного фестиваля «Золотой Арлекин» (Саратов, 2003, 2005, 2007), Лауреат «Акции по поддержке Российских театральных инициатив» (2006), Лауреат Всероссийских Открытых Спартианских игр «Саратов-2012» (2012), Лауреат XXI Международного фестиваля Chorus Inside Russia (2016, Саратов), Лауреат премии "Высота" (2016, Саратов), Лауреат I степени Международного театрального фестиваля-конкурса "Рыжий клоун" (2018, Кемерово), Лауреат I степени Международного театрального фестиваля-конкурса "Рыжий клоун" (2019, Кемерово)

Дополнительная информация: В 1997 году прошел обучение в международной школе танца ADF по классам модерн, джаз, контакт-импровизация, афро-американский танец (Северная Каролина, США), а в 2000 - «ADF в России-3» в Москве.

Диссертация

Динамика художественных процессов в театральном искусстве: Пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Научный руководитель - доктор исторических наук Н.И. Девятайкина.

Учебно-методическое пособия и монографии

Современный танец в театральном институте: Учебно-методическое пособие для вузов. (рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве пособия для высших учебных заведений) СГК им. Л.В. Собинова. Саратов. 2010, 264с.

Танцевально-пластические средства выразительности драматического актёра. Саратов. СГК им. Собинова, 2014, 108с.

Современный танец. Учебное пособие для студентов театральных вузов. Учебное пособие. СПБ, Планета музыки, 2016 (2017 - 2-е издание, 2018 - 3-е издание)

Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра): учебное пособие. Саратов. ФГБОУ ВО "Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова", 2017. - 72с.

Современный танец: учебные танцевальные композиции (первый год обучения): учебное пособие. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. - 126 с

Статьи

Задачи пластического воспитания актеров в контексте музыки и актерского мастерства и примеры их решения посредством танцевального искусства ХХ века // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного ВУЗа: материалы Международной конференции, 30 октября 2008 г., г. Саратов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. - М.: Экшэн, 2008, С.221-230

Массовое и элитарное в танцевальном искусстве (к постановке проблемы) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2009, С. 258-263

Мюзикл: жанр или синтез жанров? // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010, С.238-248

Развитие искусства как взаимоотношение материального и духовного // Приоритетные направления развития культуры и искусства в социокультурном пространстве: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (заочной), 29 ноября 2011 г. / отв. ред. Ю.П. Куприна; М-во обр. и науки РФ [и др.]. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011, С.61-68

Специфика обучения актерскому искусству: пластическое воспитание (Размышления о некоторых аспектах книги В. М. Фильштинского «Открытая педагогика») // Проблемы исполнительской интерпретации, музыкальной педагогики: Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012, С.202-210

Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом // Научный вестник Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: межвузовский сборник научных трудов / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. И.В. Налетова, науч. ред. Ю.А. Кармышев]. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012, выпуск 4, С.82-92

Драма и танец. Диалог искусств // Актуальные направления развития сферы культуры и искусства России: тенденции, инфраструктура, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции 21 мая 2012 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. И.В. Налетова, науч. ред. Ю.А. Кармышев]. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012, С.134-142

Культуроформирующие особенности танца в восточном театре // Спецпроект: аналiз наукових дослiджень: матерiали VII Мiжнар. наук.-практ. конф., 14-15 черв. 2012 р.: у 7 т. - Днiпропетровськ: Бiла К. О., 2012. Т. 4: Мистецтвознавство та культурологiя. Фiлологiчнi науки. - 2012, С.20-23

К вопросу о культуроформирующей роли пластики в современном театре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, ТГУ, 2012, Т.112. №8, С.266-271

Танец как совокупность пластической выразительности актёра и драматического спектакля в целом // Памяти В.З. Федосеева. Сборник статей. Серия "Труды Театрального Института". Саратов, 2012. С.68-77

Танец в театральном искусстве античности // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". Тамбов, ТГУ, 2012. Т.114, №10, С.271-275

Быть или не быть: к вопросу драматического диалога пьесы и спектакля // Аналитика культуры. Тамбов, ТГУ, 2012, С.144-149

Нравственный аспект диалога пьесы и спектакля в современном театре (в соавторстве с Г.А. Карцевой) // Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века (Третьи Хайкинские чтения): материалы Международной научно-практической конференции 23 ноября 2012 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С.146-149

Системные свойства танцевально-пластических элементов в драматическом спектакле // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - Москва: Международный исследовательский институт, 2013. - № 9. Том 2. - С. 313-317.

Задачи пластического воспитания // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С. 5-9

Изолированная разминка // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.59-64

Stretch // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.65-74

Рекомендации к некоторым разделам предмета // Пластическое воспитание актёра. Выпуск 1. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С.75-79

Основные виды функционирования танцевально-пластических составляющих драматического спектакля // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2014., С.189-198

В поисках "внутренней формы" танцевально-пластических элементов современного драматического театра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., Институт Стратегических Исследований, 2014. №03(62), Ч.II., С. 298-300

Пластическая драма как взаимопроникновение сценических искусств // X Международная научно-практическая конференция "Современные концепции научных исследований". М., Евразийский Союз Учёных (ЕСУ), 2015. №1(18), Часть 5, С.132-135

Театральный «билингвизм» профессии режиссёра пластики и танца // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому (27‑28 ноября 2014). - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2015. - С. 31-39.

Проблема актуализации классики в современном российском драматическом театре (некоторые наблюдения) (в соавторстве с Н.И. Девятайкиной) // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III. - М.: Буки-веди, 2015. - С. 174-181.

Вместо предисловия. Специфика обучения актёрскому искусству: пластическое воспитание // Пластическое воспитание актёра (2013-2015), Саратов, СГК им. Собинова. С.4-13

Методические рекомендации по проведению вступительных экзаменов по пластике и танцу для абитуриентов театрального института // Пластическое

воспитание актёра (2013-2015), Саратов, СГК им. Собинова. С.14-26

Место пластики и танца в художественном развитии российского драматического театра: краткий историко-культурный экскурс // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. IV. - М.: Буки-веди, 2016. - С. 262-271.

Классика и современность: роль танцевально-пластических средств выразительности в раскрытии режиссёрской концепции (на примере постановки «Чайки» в Пензенском драматическом театре) // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, (13 октября 2016 г., г. Омск). В 2 ч. - Ч.2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 112-116. Ссылка для просмотра: http://os-russia.com/SBORNIKI/KON-134-2.pdf

Текст и спектакль: анатомия режиссёрских концептов пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» // Текст і образ: Актуальні проблеми історії мистецтва. Вип. 1 (1). - Киев: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2016. - С. 40-51. Ссылка для просмотра: http://txim.history.knu.ua/index.php/TXIM/issue/viewIssue/1/10

Классика на современной сцене: от пьесы к «единому тексту спектакля» (А.Н. Островский) // Текст і образ: Актуальні проблеми історії мистецтва. Вип. 2 (2). - Киев: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2016. - С. 38-45. Ссылка для просмотра: http://txim.history.knu.ua/index.php/TXIM/issue/viewIssue/3/12

Векторы развития образования в области современного драматического театра (пластика и танец) // Образование в сфере культуры и искусства: интеграция науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов, апрель 2017. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. - С.47-54

Место пластики и танца в новоевропейском театре: краткий историко-культурный экскурс // Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому, 24-25 ноября 2016 года. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. - С. 132-140.

Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности // Вестник Кемеровского государствнного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований №41/2017 ч.1. - Кемерово: ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", 2017. - С.188-195

Обучение актёрскому искусству: поиски эффективного структурирования профессорско-преподавательского состава // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого "Фортепианное исполнительство и педагогика" (24 мая 2017). - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - С.129-136

Визуализация эмоционального состояния героев как постановочный приём в драматическом театре (типологические характеристики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – No 12(86): в 4-х ч. – Ч. 2. – C. 85-88. (220 с.) ISSN 1997-292X

Хореографическое мышление и пластическая лексика в пространстве современного драматического спектакля (на примере «Кровавой свадьбы») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.  - Тамбов: Грамота, 2018. - No 1 (87).

Работа режиссёра с литературным текстом (пример создания сценической редакции пьесы через её анализ) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Выпуск первый / Редактор-составитель А.И. Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018. - С. 108-120.

Феномен появления профессии «Режиссёр-хореограф» // «Театр, сценография, изобразительное искусство: синтез временных и пластических искусств». Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Казахского национального университета искусств и Международному Дню театра, проводимой в рамках Международного научного форума ASTANA ART-SCIENCE FORUM «Культура, искусство и образование в контексте духовного возрождения» (16-20 апреля 2018 г.) - Астана, КазНУИ, 2018 . - С. 71-76.

Проблемное «поле» изучения вопросов пластического воспитания актёра (обзор научных исследований) // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория и практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2018). - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018. - С. 326-331

Художественные произведения

Владимир Красное солнышко (самая долгая ночь). Придуманная история-сказка в двух действиях на основе мифов древних славян. Саратов, СГК им. Собинова, 2013

Сонеты Шекспира. Либретто пластического спектакля (пластическая драма). Саратов, СГК им. Собинова, 2013

Перейти на новый сайт