Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Сафонова Татьяна Викторовна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры специального фортепиано

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: доцент кафедры специального фортепиано, преподаватель ПЦК «Специальное фортепиано» факультета СПО

Образование: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, аспирантура (даты окончания 2009 г. – с отличием);

Наименование направления подготовки / специальности: Искусство концертного исполнительства 

Уровень образования: высшее

Квалификация: Концертный исполнитель, преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер 

Учёное звание – доцент

Учёная степень: кандидат искусствоведения

Стаж педагогической работы: 11

Стаж работы в вузе: 11

Категория: Первая

Повышение квалификации: 2017

Наименование специальности: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства 

Преподаваемые дисциплины:

Специальный класс

Техническая подготовка

Чтение с листа

Современная нотация

Основы научных исследований

Научно-исследовательская деятельность

Методика преподавания

Методика обучения

Творческие достижения:

С 1994 по 1998 гг. и с 1999 по 2000 гг. являлась стипендиатом Министерства Культуры РФ.

 В 2008-2009 учебном году была именным стипендиатом администрации города Саратова.

Является лауреатом всероссийских и международных конкурсов (Волгоград, 1993,1994, 1998; Москва, 1996, 2014; Греция, 2006).

Статьи в сборниках, рецензируемых ВАК:

Сафонова, Т.В. Мироощущение С. Прокофьева в контексте русской духовной традиции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2009. № 4 (30). С. 293-297.

Сафонова, Т.В. Традиции русской культуры в контексте проблем современного образования // Искусство и образование. Москва, 2009. № 3 (58). С. 130-136.

Сафонова, Т.В. Метафизика музыки С. Прокофьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2009. № 8 (42). С. 114-118.

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. Об основаниях оптимизма в музыке С.С. Прокофьева» // Проблемы музыкальной науки, 2016 № 4. С. 66-71. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.066-071 (журнал, рецензируемый ВАК; зарегистрирован в скопусе)

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. Стилевые особенности Третьей фортепианной сонаты С. Прокофьева в контексте раннего периода творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», 2017 № 7 (81). С. 173-176.

Сафонова, Т.В. Художественное творчество в социальном контексте // Вестник поволжского института управления – Саратов, 2017. Т.17 № 3. – С. 118-123.

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. К вопросу об интерпретации фортепианных произведений С.С. Прокофьева // Проблемы музыкальной науки, 2018. № 3 (32). – С. 171-178.

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. К вопросу об исполнительской интерпретации Шестой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2019. - № 5. - С.86-94.

Сафонова, Т.В. Уникальный проект: первые издания // Проблемы музыкальной науки, 2019. № 4 (37). – С. 235-238.

 

Научные статьи в иных изданиях:

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. Восточная философия в контексте современной культуры // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: Межвузовский сборник научных статей по материалам региональной научно-творческой конференции студентов и аспирантов. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, 2002. С. 219-224.

Сафонова, Т.В. Влияние философских концепций на музыкальное творчество (Гегель и Ницше) // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: Межвузовский сборник научных статей по материалам региональной научно-творческой конференции студентов и аспирантов. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, 2003. С. 179-183.

Сафонова, Т.В. К характеристике художественного мироощущения С.Прокофьева // Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: Сб. статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2008. С. 230-234.

Сафонова, Т.В. Русское музыкальное искусство начала XX века: к вопросу о религиозно-духовных основаниях // Церковь и образование: значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2008. С. 279-284.

Сафонова, Т.В. Гастон Башляр о возможностях феноменологического метода в исследовании искусства // Художественное образование: преемственность и традиции: Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2008. С. 315-318.

Сафонова, Т.В. К вопросу об автономности внутреннего мира художника (попытка переосмысления творчества С. Прокофьева) // III Вышеславцевские чтения: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (июнь 2009). Тамбов: Издательский Дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. С. 14-20.

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. Жизненный мир Сергея Прокофьева: к вопросу о духовных основаниях // Славянский мир: общность и многообразие. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2009. С. 325-331.

Сафонова, Т.В. Мироощущение С. Прокофьева в контексте русской духовной традиции // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские чтения» г. Волгоград 26-27 января 2009 г. Волгоград: ООО «Экспо», 2010. С. 90-95.

Сафонова, Т.В., Фомина, З.В. Православие и русская музыкальная культура // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства: В 2 т. Т. 2. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 174-182.

Сафонова, Т.В. Авторское начало и социальный контекст в творчестве Сергея Прокофьева // Альфред Шнитке: художник и эпоха: к 75-летию композитора: Сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 103-107.

Сафонова, Т.В. Духовные искания С. Прокофьева: эволюция мировоззрения // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Часть I.: Фортепианное исполнительство и педагогика: наследие и современные тенденции: Сборник статей. Саратов, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2012. С. 95-100.

Сафонова, Т.В. Место философии в творчестве музыканта-исполнителя // Гуманитарное образование в художественном вузе: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В.Собинова, 2013. С. 42-47.

Сафонова, Т.В. Феноменологический подход к исследованию творчества С. Прокофьева // «Одаренность – жизненный успех»: сборник научных и учебно-методических работ проекта «Творческая мастерская» / под ред. Е.В.Мстиславской. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В.Собинова, 2013. С. 17-21.

Сафонова, Т.В. К вопросу о метафизической составляющей музыки С. Прокофьева // «Научные достижения мира – 2013»: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. София, "Бял ГРАД - БГ", 2013. С. 28-33.

Сафонова, Т.В. Смысловые горизонты творчества Ф. Шопена // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть II: Сборник статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. 21-22 ноября 2012 г. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2013. С. 123-128.

Сафонова, Т.В. Современные исследовательские подходы к интерпретации музыки ХХ века // «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Саратов: Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, 2015. С. 3-7.

Сафонова, Т.В. Иррациональное в музыке С.Прокофьева» // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (22 мая 2015). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2016. С. 46-50.

Алексеенко, Е.В., Сафонова, Т.В. Организация игровых движений на начальном этапе обучения пианиста // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник по материалам Первой научно-практической конференции по педагогической практике / под ред. Е.В. Мстиславской. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 53-57.

Сафонова, Т.В. Мифопоэтические аспекты творчества С. Прокофьева // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26-28 ноября 2015 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 181-187.

Сафонова, Т.В. Исполнительский анализ Третьей фортепианной сонаты С.С. Прокофьева // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 295–301.

Сафонова, Т.В. Проблемы подготовки к концертному выступлению // Современное музыкальное образование: традиции и инновации: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции (16 декабря 2017 г.) – Саратов, 2018. – С. 31-34.

Сафонова, Т.В. Философские подходы к исследованию музыкального искусства // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том III / Редактор-составитель А.И. Демченко. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 224-230.

Сафонова, Т.В. Уникальный проект: первые издания // Новости Шнитке-центра – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. № 8. С.39-41.

Сафонова, Т.В. Дорогому учителю посвящается… // Камертон – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. № 113. С.

Сафонова, Т.В., Фомина З.В. Фортепианные произведения С.С. Прокофьева: особенности интерпретации // Вопросы инструментального исполнительства – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. С. 125-136.

Сафонова Т. Фомина З. Некоторые вопросы интерпретации фортепианных сочинений С. Прокофьева // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том ХХ.  – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. С.95 – 105.

 

Монография:

Сафонова, Т.В. Метафизическая составляющая в творчестве С.С. Прокофьева / под ред. З.В. Фоминой. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2011. 156 с.

 

Учебно-методические пособия:

Сафонова, Т.В. Фортепианные сонаты С.С. Прокофьева: опыт теоретического осмысления и исполнительской интерпретации: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК имени Л.В.Собинова, 2017. 80 с.

Сафонова, Т.В. Интерпретация музыки ХХ века с позиций современных исследовательских подходов: учебно-методическое пособие /Под ред. З.В. Фоминой. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. 50 с.

Перейти на новый сайт